IMGP1128.JPG

Лига Зелёного Крокодила.

Лига зелёного крокодила. Как известно, фестиваль исторической реконструкции «Русборг» - это некоммерческое молодёжное мероприятие, объединяющее люде..

Технические новости

Здравствуйте, дорогие участники!В виду того, что большая часть регистрации из года в год сводится к последним двум неделям регистрации, мы вынужденно ..

К вопросу о реконструкции славян IX - XI вв, или как пройти допуск на “Русборг”?

Автор: Ждана (Галина Клиперт)Поговорим об основных вопросах и проблемах, которые возникают при прохождении допуска славянами. Большая часть из них св..
Сообщение 4 - 6 из 44
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Яндекс.Метрика

 

Информация для Благотворителей

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Дружинник должен быть не только сильным, но и умным. Здесь мы собираем информацию по интересующей нас тематике

Если вы хотите заняться регионом Византия и не знаете с чего начать.

Автор: Екатерина (Катоник) Шаронова, 2018 г.


За последние несколько лет количество археологических и изобразительных источников Византии 9-11 вв. увеличилось настолько, что стало возможным говорить о создании «усредненного» византийского образа.

Большая часть публикаций о захоронениях Среднего периода охватывает раскопки в Греции и части Турции [i],[ii]. За исключением г. Аморий[iii] текстиль в захоронениях почти не встречается[iv]. Расположение греческих городов на пересечении с торговыми путями позволяет аккуратно привлекать текстиль из арабских регионов, в первую очередь Египта[v]. Во большинстве могил греческих городов Среднего периода расположение и список предметов соответствует единому обряду захоронения.

Женский костюм горожанки из фемного города (Эфеса, Фессалоник или Коринфа[xi]) состоит из:
- Нижней туники (хлопок или лен), длиной до пят, с зауженными у запястий рукавами. Туника не прилегает в области груди и подмышек
- Верхнего цветного платья из шерсти, льна или в случае парадной богатой одежды шелка. Декорировано платье может быть вышивкой, тесьмой или различными видами шелка, кроме тех, которые не попадали на свободный рынок[vii]. Крой верхнего платья может значительно различаться.
- Головного убора, который должен соответствовать выбранному статусу и периоду (в первую очередь основному изобразительному источнику). Это может быть разные варианты платков, тюрбанов или шапочек из льна, хлопка, шелка или войлока.
- Головного покрывала различного размера, например вуаль, платок, мафорий или гиматий(см. изобразительные источники).
- Чулок или носков (ссылки)[viii]
- обуви различных форм

изображение_01.jpg
изображение_02.jpg
примеры усредненного образа, автор: Дарья Еремеева, г. Москва

Кроме того в большинстве женских захоронений находились украшения, форма которых соответствовала временному периоду захоронений. Количество, качество, вес и металл украшений зависел от материального благосостояния владелицы. Как правило набор включал в себя:
- крестик (на шнурке)
- серьги
- несколько колец
- браслеты (металлические или стеклянные)

изображение_03.jpg
находки украшений в г. Эфес, 10-11 вв.


Отсутствие пряжек в женских захоронениях[i],[ii],[xi] говорит о приоритетном использовании текстильных поясов. Один из таких поясов мы можем видеть на миниатюре:

изображение_04.jpg
Cod. Vat. gr. 747, 11 век.


 В том, что касается мужского усредненного образа, следует помнить, что на костюм мужчины в первую очередь влияла его профессиональная и социальная занятость, костюм чиновника, торговца, духовного лица или военного различаются меж собой и внутри себя соответственно занимаемой должности/чина/ранга[xii]

Усредненный образ горожанина без маркеров социальной принадлежности включает в себя:
- Нижнюю тунику (короче по сравнению с женской)
- Верхнее платье (короче по сравнению с женским, длина в неподпоясанном виде должна быть по колено и ниже, в зависимости от вида одежды)
- Кожаный ремень с трапецевидной пряжкой[xiii], хвостовик не обязателен.
- Чулки/шоссы, могут быть дополнены обмотками (в первую очередь у крестьян) или носками.
- Плащи различной формы и вида. Следует внимательно относится к длине, декору и ткани для плаща, так как плащ может быть военной инсигнией[xiv]. Плащ может быть скреплен круглой пряжкой или брошью, находок арбалетовидных или подковообразных фибул в раскопках византийских городов 9-11 вв. не найдено.
- обуви различных форм. Под запретом только обувь пурпурного цвета, как инсигния императорской власти. Сандалии к Среднему периоду остаются крестьянской одеждой, внешне напоминают античные сандалии простейших форм (см. каирский каталог[xv])
- Кроме того в захоронениях греческих городов в мужских погребениях помимо ременных пряжек находились кольца.

изображение_05.jpg
пример усредненного образа, автор: Сергей Еремеев, г. Москва


изображение_06.jpg
византийские ременные пряжки [xvi]


изображение_07.jpg
круглая плащевая пряжка из византийской Малой Азии 10-11 вв.

Все виды текстиля делятся на ткани различного качества. Качество определяется качеством волокна (шерсть, лен, хлопок или шелк, а так же варианты смесовых тканей), типом ткацкого плетения, плотностью и красителями. Основным материалом для пошива любых изделий остается шерсть различного качества. Вторым по использованию идет лен различного качества, например тонкие льняные ткани Фессалоник ценились дороже, чем шелковые[xvii]. Судя по данным археологии из г. Аморий шелковые платья обязательно должны быть дополнены нижней льняной или хлопковой рубашкой[iii],[xix]. Хлопок использовался в основном для нижнего белья или подкладов, шелковые ткани в 9-10 вв. имели различное качество и различную цену. Самые дешевые шелка производились на Сицилии, самые дорогие и высококачественные в Константинополе (Galliker 2015). Находки на перевалах Кавказа демонстрируют практически все сорта шелка, перевозившиеся для продажи по Великому Шелковому пути[xx]: китайские, согдийские, арабские (египетские) и византийские образцы. Для отделки одежды греческой горожанки среднего достатка приемлемо использовать ткани, найденные в декоре одежды Египта 9-11 вв., в первую очередь антиохийские шелка с сетчатым рисунком.
Известные нам ткани с набойкой из находок византийского круга относятся к дешевым видам индийского[xxi] или китайского[xxii] текстиля, используемого для подклада или домашнего текстиля. Поэтому, при создании образа следует об этом помнить.

Для сшивания деталей одежды и декора использовались различные виды швов. Приоритетным остается схема, отрисованная Peter Beatson[xxiii]

изображение_08.jpg
схема для сшивания и обработки краев

Основные схемы для построения мужской и женской одежды:

схема_1.jpg


 схема_2.jpg


схема_3.jpg


схема_4.jpg


схема_5.jpg

Подробнее вы можете ознакомится с темой по списку литературы, все статьи опубликованы онлайн.



Литература:

i N. Poulou-Papadimitriou,E. Tzavella, J. Ott: Burial practices in Byzantine Greece: archaeological evidence and methodological problems for its interpretation, in Rome, Constantinople and Newly-Converted Europe, Archaeological and Historical Evidence, volume I, 2012

ii M. Pülz, Byzantine Artefacts from Ephesos. A Catalogue. With a Contribution by David Zs. Schwarcz and Marlies Mörth (Wien 2017)

iii P. Linscheid, Middle Byzantine Textile Finds from Amorium Byzas 15. Byzantine small finds in archaeological contexts.

iv Jannifer L. Ball, Byzantine Dress: Representations of Secular Dress in Eighth- to Twelfth-century Painting (The New Middle Ages)

v Timothy Dowson, By the Emperor’s Hand: court regalia and military dress in the Eastern Roman Empire, Frontline Books, Barnsley 2015.

vi Davidson, Gladys R. Corinth: Results of Excavations conducted by the American School of Classical Studies at Athens. Vol XII: The Minor Objects, American School of Classical Studies at Athens, Princeton, 1952. (

vii J. Galliker, Middle byzantine silk in context: Integrating the textual and material evidence, 2015

viii Сорочан С. Б. Византия. Парадигмы быта, сознания и культуры: Учебное пособие. – Харьков: Майдан, 2011

ix N. Poulou-Papadimitriou,E. Tzavella, J. Ott: Burial practices in Byzantine Greece: archaeological evidence and methodological problems for its interpretation, in Rome, Constantinople and Newly-Converted Europe, Archaeological and Historical Evidence, volume I, 2012

x M. Pülz, Byzantine Artefacts from Ephesos. A Catalogue. With a Contribution by David Zs. Schwarcz and Marlies Mörth (Wien 2017)

xi Davidson, Gladys R. Corinth: Results of Excavations conducted by the American School of Classical Studies at Athens. Vol XII: The Minor Objects, American School of Classical Studies at Athens, Princeton, 1952.

xii Anna Muthesius, Silken dress codes, gender and power in Byzantium, Pindar Press, London (2008)

xiii Mechthild Schulze-Dörrlamm. Byzantinische Gürtelschnallen und Gürtelbeschläge im Römischen-Germanischen Zentralmuseum. MAINZ 2009

xiv The Oxford Dictionary of Byzantium. Оксфордский Византийский словарь, под ред. А.П. Каждана, http://www.staropomor.ru/Bogoslovie(4)/odb.html (Дата обращения 20.06.2017)

xv Catalogue of the footwear in the Coptic Museum (Cairo) by André J. Veldmeijer & Salima Ikram (Sidestone Press, 2014)

xvi Langó Péter–Türk Attila, Honfoglalás kori sírok Mindszent-Koszorús-dűlőn (Adatok a szíjbefűzős bizánci csatok és a délkelet-európai kapcsolatú egyszerű mellkeresztek tipológiájához). Landnahmezeitliche Gräber in Mindszent-Koszorús-dűlő (Angaben zur Typologie der trapezförmigen byzantinischen Schnallen und einfachen Brustkreuze mit südosteuropäischen Beziehungen). 2004

xvii Две византийские хроники Х века. Псамафийская хроника. — Иоанн Камениата. Взятие Фессалоники. М. 1959

xviii P. Linscheid, Middle Byzantine Textile Finds from Amorium Byzas 15. Byzantine small finds in archaeological contexts.

xix см. список литературы по Краткой справке о найденных предметах костюма и быта в г. Аморий http://south-rus.org/articles/?ELEMENT_ID=8919

xx А.А. Иерусалимская, Археологические ткани как датирующий материал. Проблемы хронологии памятников Евразии в эпоху раннего средневековья. /КСИА. Вып. 158.М.: 1979. С. 114-120

xxi Виртуальный музей Эшмола, https://www.ashmolean.org/

xxii А.А. Иерусалимская, Археологические ткани как датирующий материал. Проблемы хронологии памятников Евразии в эпоху раннего средневековья. /КСИА. Вып. 158.М.: 1979. С. 114-120

xxiii A Byzantine Shirt from Manazan Caves, Turkey http://members.ozemail.com.au/~chrisandpeter/manazan_shirt/manazan_instructions.htm



Возврат к списку





Политика конфиденциальности

Тех.поддержка: help@south-rus.org

ЛОМОО ВИК "Копьё", г. Елец