Конкурс "Своя ноша не тянет"

Друзья, представляем вам инициативу Егора "Вредного бусодела" Стратовича и уважаемых LOMов: конкурс "Своя ноша не тянет".Идея такова: мужчин..

Cписок литературы по исследованиям древнерусских и позднесредневековых изделий из кожи

Список предоставлен А. В. Курбатовым1. Курбатов А.В., Николаева А.Л. 1989 Вопросы изучения, реставрации и консервации кожаных изделий из раскопок Иван..

Паспортизация 2017

Уважаемые участники!Все вы знаете, что предыдущая паспортная комиссия взяла заслуженный отпуск. После подвигов ратных былинным богатырям нужен покой и..
Сообщение 1 - 3 из 44

Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Дружинник должен быть не только сильным, но и умным. Здесь мы собираем информацию по интересующей нас тематике

По Волге или 19 против ветра.

В 2016м году мы ходили в поход по Белому морю, а до того, в 2014м по Азовскому. В тоже время мы уже 5 лет строим наш новый большой морской корабль – Скульделёв-5.
Просидев на берегу весь 2017 год, было принято решение, что надо уже куда-то сходить.
Результатом этих размышлений стал этот поход.
Старт похода был запланирован на 17 июля в Ярославле, а финиш на 2е августа в Казани. Протяжённость маршрута составляла примерно 700км и включала в себя территории нескольких регионов – Ярославская, Костромская, Ивановская, Нижегородская области, Чувашия и Татарстан. Ещё там был самый краешек Марий Эл.
Помимо собственно реки Волга, по ходу движения было два водохранилища – Горьковское и Чебоксарское.
Срок в две недели планировался исходя из того, что скорость движения по реке без течения для наших судов составляет 6км/ч на вёслах и 7-8км/ч на парусах при допустимом волнении. То есть, учитывая наш режим в предыдущих речных походах с 10-12 ходовых часов, в день можно проходить примерно 60км.
В поход пошло две лодки – Сварог и Семаргл. Обе они являются репликой малой ладьи из Гокстада и имеют длину 9,75м при ширине 2,05м. Площадь парусов составляет у каждого судна 16м.кв..
Экипаж судов подобрался по большей части с опытом походов, хотя и тех кто шёл впервые было порядочно. Семарглом управлял я, а Сварогом – Хёгни Бешеный Тюлень.
Большую часть продуктов мы закупили заранее и упаковали для перевозки. Для прохода шлюзов у нас был небольшой лодочный мотор.
За навигацию отвечали навигаторы Гармин СХ62 и СХ60, а за связь речные рации Вектор.
Связь между собой велась на 25 канале, с другими судами на 5м, а с шлюзами на 3м, согласно правилам.

Тщательно всё продумав и собравшись, в ночь с 16го на 17е июля мы все начали собираться в Ярославле. Для стапеля нами был выбран яхт-клуб «Адмирал», находящийся рядом с устьем реки Которосль, впадающей в Волгу.
Яхт-клуб очень удобный, хозяин радушный, встретил как родных, обеспечил душем и стоянкой для фуры.
Выход на воду был запланирован на 14:00 17 июля.
Далее все записи идут в хронологическом порядке согласно судового журнала.

17 июля.
Погода неустойчива, температура 26гр тепла, облачность. Вышли на воду в 14:40 и шли до 22:00, пройдя 31км. Было два дождя, один прямо в Ярославле, второй в середине дня. Первый перетерпели на ходу, а от второго, более сильного, накрывались тентами. Останавливались у берега на якоре и  накрывали всю лодку, придерживая края за бортом руками. Коньком служила мачта, также удерживаемая руками. В моём случае, лежащая на голове:)
С 17:00 задул встречный, восточный ветер. Он продолжал дуть до стоянки. Стоянку выбрали на вывсоком берегу у деревни Минино, напртив Городищенского острова на левом берегу. Место красивое, но с довольно ощутимыми комарами.
Сварог после ремонта течёт совсем немного, а вот Семаргл начал набирать воду так, что из 7 человек экипажа (Андрей нас догонит через пару дней) нам пришлось одного отрядить всю дорогу черпать воду.  Этим человеком стал Антон. Как военный, он отнёсся к делу со всей серьёзностью и только благодаря его стараниям мы дошли до пункта назначения.
18 июля.
Вышли в 9:05.
Весь день сильный встречный ветер 10-12м\с, с порывами до 18м\с. На Семаргле сломалась уключина, но учитыая что идём на 6ти вёслах, это нам не сильно помешало.
Сергей Платонов натёр в первый день руку, сменил его Антоном, сегодня он будет черпать.
К слову, о командах.
Сварог – Яков, Влас, Юра, Артём, Кирилл, Ефрем, Сигурд Хёдинсон, Саша Андреева, Сергей Иванов.
Семаргл – Я, Тарасов, Антон, Егор, Шульц, Шурчилов Александр, Юля Бирюкова, Сергей Платонов.
Прошли всего 11км и вынуждены были встать в 13:00, т.к. гребля не приводила к продвижению, скорость упала до нуля. Волна и встречный ветер не давали хода.
Высадились, поставили лагерь. Натянули на мачту тент и накрыли им вещи. Как только всё сделали, начался обложной дождь и шёл весь день до вечера.
Вечером немного разъяснилось, починили уключину и навели порядок в вещах. Сшили мешки для бочек. Комаров нет. Семаргл течёт меньше чем в начале.

19 июля.
Решили использовать опыт Белого моря. Там по ночам ветра не было, поэтому мы пользуясь белыми ночами шли по ночам. Здесь ночь есть, но короткая. Поэтому встав в 4:00, встали на воду в 5:00 и пошли пока нет ветра.
Шли бодро, погода пасмурная, сильных дождей не было. От пары шквалов с грозой укрывались под тентами.
Возле посёлка Паточного завода решили набрать воды. Однако, не тут-то было. Граждане гордо заявив – «Это режимное предприятьие», дать воды отказались.
Спасли ситуацию местные алкаши у магазина, которые нам показали кран, откуда можно набрать. Судя по скорости, с какой гражданин убегал, показав, кран был точно не его.
Там же произошло первое ЧП.
При подходе к берегу я забросил якорь не обратив внимание на стоящие на берегу гаражи для лодок. От них в воду шли рельсы.
При выборен якоря оказалось, что он зацепился за что-то на дне. Осмотр вокруг сразу пояснил, что это как раз такая рельса. Поелозив туда-сюда, удалось снятся.
Надо сказать, тот якорь что был на Семаргле, подаренный нам Фёдором Спасовым, оказался очень эффективным. При одинаковом весе с нашими якорями, держал он явно лучше. Потерять его во второй день было бы большой потерей, тем более запасных якорей у нас не было.
В Костроме нас догнал Андрей Ефанов, далее он был на Семаргле.
От Костромы ветер стих и мы смогли ускориться, пройдя за день 50км. Скорость выросла до 6км\ч, став нормальной для речного похода. Команды понемногу сгреблись и дело шло всё лучше.
Погода весь день была хмурая, промозглая, +18. Что бы не замёрзнуть на руле, надел куртку и худ. Андрей привёз мне неопрены, свои я забыл дома.
Нас часто ругают ревнители строгой историчности за их использование. Однако высадка и посадка на незнакомом берегу без них это лотерея. Стекла и прочей проволоки в реках наших более чем достаточно.
На стоянку встали в 18:40, Саша приготовила фантастическую кашу и завалились спать.

20 июля.
Семаргл перестал набирать воду.
Весь день боремся с ветром. Течения на реке как такового нет, ниже Костромы это уже по факту Горьковское водохранилище. Ширина 600-800м, есть где разогнаться встречной волне.
Выйдя в 5:30 сначала шли более менее, но потом втер разогнался до 10-12м\с, поэтому сделав первые 20км за три часа, ещё 20 делали весь остальной день. Скорость средняя 3,9км/ч, что сильно ниже нормы.
На стоянку встали в 17:14.
С приездом Андрея Семаргл начал стабильно опережать Сварога. Ветер меняется вместе с поворотами реки и всегда не в нашу пользу, на встречный.
Днём планировали два перекуса, но сделали один. Как только встали на него, началась гроза, которую мы пересидели под тентами. А ведь я ещё думал, может их не брать... Хорошо, что передумал! Стоянку нашли с родником.
Под вечер ветер усилился ещё больше, до 17-20м\с, МЧС разослало на телефоны предупреждения.
Если так и будет продолжаться, до Казани мы не дойдём.

21 июля.
Сегодня ветер слабее. По Гисметео 3-4м\с. Идём вперёд пользуясь складками местности. Это значит, что мы крадёмся под самым подветренным берегом, здесь меньше дует.
Погода пасмурная, дождей нет.
Пятый день всегда переломный. Сегодня экипаж...заговорил! Что это значит?
Это значит, что первые дни все сосредоточены на гребле, учатся попадать в такт и всем не до разговоров. А сегодня заговорили сразу все! На каждой банке живые дебаты на самые разные темы. Много юмора вызвало обсуждение бобровой струи. Особенно вопрос – А что надо сделать бобру, чтобы он выпустил струю?!
К вечеру пришли в Кинешму. Впечатление депрессивное. Заводы без окон. Мусор и запустение. Решили перейти от города на другую сторону.
Прошли 53км.
Стоянка оказалась островом. Стоявшие там туристы к нам  отнеслилсь хорошо, они как и мы туда пришли от назойливых соседей, поэтому мы друг другу не мешали. Только их обаятельный шитсу не разделял тягу к уединению и постоянно к нам убегал для общения.

Пять дней жестокой гребли и постоянного встречного ветра не прошли даром. У некоторых членов команды возникли сомнения в компетентности капитана. Состоялся диалог, где звучали требования попутного ветра, экскурсий по достопримечательностям и гарантий хорошей погоды. Как смог ответил на вопросы. Было даже предложение повернуть по ветру на запад и идти на фестиваль Былинный Берег в Кимры:))) Но его пришлось отвергнуть, ветер имеет тенденцию меняться. Будем пробиваться на восток.

22 июля.
У нас заканчиваются продукты для перекусов. Поэтому встав в 6:00 мы пошли не по маршруту, а в магазин. Утром Кинешма оказалась не такой уж страшной. Однако рынок, цыгане с гортанными воплями, ларьки и лотки, всё это живо вернуло меня в юность. Вспомнился Елец конца 90х годов.
В 10:00 вышли на маршрут, ветер встречный, восточный, 4-5м\с. Ясно, +24.
В Старой Поспелихе нас догнала Таня, жена Яши. Теперь мы в полном сборе, нас 19 человек. Ещё один в последний момент не смог пойти из-за работы.
Там же у Поспелихи на Свароге залип якорь. Он погрузился в ил на дне полностью и выдернуть его за трос никак не получалось. Я, наученный предыдущим опытом с рельсой, выбирал мес то для заброски якоря очень тщательно. Теперь опыт был и у Яши. Якорь со дна помогли выдрать люди отдыхавшие на пляже. Они нырнули и выдрали его.
Респекты! Иначе пришлось бы нырять самим, а у нас плавок нет!
Скорость низкая – 2,8км\ч.Возле Решмы с трудом нашли стоянку, да и ту с туристами. Люди попались неравнодушные, задавали вопросы, но вели себя сдержанно, не назойливо. Кроме одного пассажира на мопеде, который был после нескольких попыток по хорошему в мотоэротическое путешествие.
Уже ясно, что до Казани мы точно не дойдём. Прогноз показывает продолжение встречного ветра. Надежды на то ,что на водохранилище, в его широкой части, мы сможем  нагнать разницу на ветре всё меньше.
Завтрашний день покажет, мы выйдем к водохранке, идём мы до Нижнего Новгорода или всё-таки до Чебоксар.
Шурчилов совершил сегодня «прыжок веры»! Сказал команде «Выгружайтесь!». Саша воспринял это сильно буквально и прямо с места загребного выпрыгнул за борт!!! А там 3 метра глубины! Хорошо, что он в этот день мобилу положил в герму. Даже весло не выпустил из рук, с ним и вынырнул. Герой!
Пройдено всего 21,5км.

23 июля.
Весь день восточный ветер, 4-5м\с, встречный. Идём снова прячась под берега, но река широкая и это мало спасает.
На стоянке для перекуса наткнулись на кучу человеческих черепов под крестом. Рядом какая-то хибара и надпись что это некая «пустынь». Хотя, выше по берегу заброшенный санаторий, а хибара явно лодочная станция при нём, есть капитальный причал. Всё очень ветхое, вонючее, грязное. Хочется отсюда уехать как можно скорее.
К вечеру натянуло облачность.
Прошли 28км и встали у деревни Заливенки.
До водохранки дойти не удалось, а это значит, что финишировать будем даже не в Чебоксарах. Сообщаю команде, что мы идём до Нижнего Новгорода.

24 июля.
Ночью прошёл дождь, утром холодно, примерно +15 градусов. Встали довольно поздно, в 6:00, в 7:15 вышли на маршрут. Вечером вчера, а я сегодня утром, все набрали себе на память окаменелостей. Линия прибоя в изобилии усыпана белемнитами. В простонародье они называются «Чёртов Палец».
Учитывая возрастающую слаженность команды, несмотря на встречный ветер, дошли до Юрьевца и вышли на водохранку.
Волна сопоставима с беломорской, примерно до метра. Но разница огромна. Если на Белом море это зыбь и есть потенциал на разворачивание форменного конца света, то тут рядом берег к которому всегда можно пристать и сильнее раскачать очень непросто. Поэтому идём без опасений, хотя некоторым членам команды не штормовавшим с нами на Белом и Азовском морях, местами страшновато. Успокаиваем как можем, то есть диким хохотом и песнями!
Проноз погоды обещает наконец-то перемену ветра, поэтому решено следующий день провести на Асафовых островах. Поставить мачты и потренироваться на парусах.
От Юрьевца до островов шли под хорошую боковую волну.
Сначала решили встать на самом дальнем острове, который без турья. Однако он оказался так сильно засран чайками, что пришлось вернуться и встать рядом с людьми.
Нашли отличную стоянку.

25 июля.
Утром спали до 8ми, как боги. Большинство, правда, всё равно встали рано, уже привыкли. На всех предыдущих стоянках, дабы поддерживать антураж, мы убирали мусор от предыдущих туристов. Здесь его было довольно много, парни выкопали яму и жгли его там весь день. В итоге стало чисто и красиво.
Палатки мы ставим на вёсла. У этого есть не только плюсы. Для тренировки пришлось снять две палатки, чтобы освободить вёсла. Тренировались двумя лодками по очереди. Ходили вдоль острова разными галсами, пробовали развороты под ветер и на ветер. Распределили роли при парусном выходе.
Вечером был небольшой дождик, он только взбодрил. А так ,весь день +30 и солнце.
Вчера интересно поговорили с работающей на пляже в Юрьевце Анной. Рассказала что город это половина от того что было до заполнения водохранилища. Посреди дороги до островов из воды торчат остатки колокольни и крест. Вот такая, невольная достопримечательность. Город от затопления защищает дамба, которую давно пора чинить. Вроде скоро начнут.

26 июля.
Встали в 4:00, вышли в 6:30.Дует юго-восточный ветер, поставили паруса и прошли на них 17,5км. Потом ветер кончился и дальше шли на вёслах.
Пришли в Пучеж. Пучеж город переселённый, тот что был в старину сейчас на дне водохранилища. Тот что стоит на берегу ничем не примечателен. Ну, если только мелями на подходе. На этих мелях вы дном чиркаете не ил или песок, а...асфальт!!!
Премерзкое я вам скажу ощущение.

Надо сказать, что на всём пути от Ярославля до Нижнего Новгорода мы не встретили ни одной лодки Рыбнадзора. Сети стоят повсеместно, их спокойно проверяют белым днём.
Фактически, никакого закона на воде нет.
То что я переживал насчёт номеров, документов и техосмотров – глупости. Волга свободна от законов РФ, ходи на чём хочешь как хочешь.
Идиоты на казанках становятся на якоря на судовом ходу и не уступают нефтеналивным танкерам. Как это у людей в башке помещается, секрет. Туристы рассказали, что два дня назад в Кинешме танкер переехал лодку, два трупа. ГИМСа на воде тоже нет.
Единственная лодка попалась как раз в Кинешме, но она не патрулировала, а охраняла проходивший там на берегу фестиваль экологов.
Судя по долбившему музлу экологи употребляют не только здоровые продукты:))))

За день по водохранке прошли 45км, но пара километров вышли лишними, пришлось вернуться в поиске стоянки к деревне Щукино, т.к. дальше был отвесный берег на много километров.

27 июля.
Вышли утром, встав в 5:00.
Поставили мачты, но ветра не было. Мертвый штиль и жара +30. Хорошо, что небольшая облачность, не так жарко и не слепит.
На перекус встали в 11:00 в Чкаловске. Пошли искать воду для наших бидонов, но местные граждане все как один делали вид, что в их частных домах вода очень плохая или её вообще нет. По подсказке продавщицы в магазине зашли... в церковь!
Вот она, польза культовых сооружений. Матушка нам налила воды из крана без всяких вопросов.
Пересидев самую жару под тенью местных деревьев, дождались слабого северного ветра!
Поставили паруса и в 14:00 пошли к Городцу. Прошли 7км, когда ветер снова кончился. Дальше шли на вёслах.
В Городце встретили кораблик «Витязь», капитана которого хорошо знает Яша. Именно с ним нас завтра прошлюзуют.

28 июля.
Денёк выдался очень насыщенным!
Всё началось со шлюзовки в 8:00, которая прошла успешно в штатном режиме. Но потом всё пошло не так.
Капитан «Витязя» решил отцеплять нас на ходу, чтобы его не затащило течением на мель. Хотя, яркого течения в портовой зоне не было.
Мы перешли на лодки, сказали друг другу досвидания и вся команда корабля оказалась на корме. Кто в это время рулил «Витязем», не ясно.
Внезапно слева по борту оказался бакен, на который нас корабль затащил! В последний момент матрос с корабля успел отдать швартов для Сварога и удар пришёлся в нос. Семаргла же за трос затащило прямо на бакен и он прокатился боком по всему нашему левому борту. Если бы наши лодки обе налетели одновременно, всё бвло бы гораздо хуже. А так обошлось царапиной на борту.
Течение Волги тут, ниже Водохранилища 3км/ч. Ширина реки примерно 600м. За неполный час мы дважды сели на мель и поняли, что нормально идти можно только вплотную к судовому ходу.
Ожидая Сварога который отстал, я прозевал сильное свальн6ое течение от берега к очередному бакену. Команда отдыхала и не успела быстро дать скорость, мы с разгона врезались в бакен левым бортом. Спасло ситуацию весло, которое приняло основной удар и сломалось пополам. Корабль и экипаж не пострадали.
Встали на перекус.
Купались и заряжали рации. Жара +30. Переждав самую жару, пошли дальше нас вёслах и пришли в Нижний Новгород к 18:40.
Вечером съездили через реку в магазин.
Нижний Новгород исключительно удобен для прохождения по воде. Они весь на одной стороне реки, а вторая сторона это сплошные песчяные пляжи. Есть редкая возможность лежать на белом песке в диком месте и наблюдать через реку город миллионник, старинную крепость и огни ночного города. Красота!

29 июля.
Встав в 7:00, быстро собрались и пошли в устье Оки. Дошли до Молитовского моста, под которым расположен яхт-клуб "Ока". У хозяина яхт-клуба были сомнения, разрешать ли нам стапель, но удалось его убедить, что мы быстро отделаемся.
Когда он воочию увидел, о каких лодках идёт речь, он изменил своё мнение. Предложил, если соберёмся идти дальше, спускать лодки на воду именно у него.
Быстро загрузив лодки в машину, мы отправились в город, смотреть, отдыхать и предаваться гедонизму. Пробег этого дня составил всего 8км.

Вместо эпилога.

Река Волга НЕ река. Это было известно заранее, но подкупило то, что роза ветров обещала быть благоприятнее. В результате, запланированных ежедневных пробегов которые мы показывали на Дону, Сейме, Десне, Тавде и многих других реках достичь не удалось.
Фактически Волга это большой открытый водоём, ведущий себя практически как крупное озеро. Закладывать там пробеги более 40км в день это было ошибкой.
Регион по которому проходил поход интересный, но не отличается разнообразием ландшафтов. Мелкие города не производят благоприятного впечатления, везде тлен и запустение, с Черноземьем или Югом контраст очень заметный.
Из достопримечательностей наиболее интересны Асафовы острова. Ну и дача Медведева, конечно. Но там высаживаться не разрешают:)
Часть команды оказалась не готова именно к речному формату движения. Кто-то подзабыл как оно, а кто-то вообще не имел такого опыта. В остальном, поход в очередной раз показал, что над выучкой надо регулярно работать и практиковаться. Два года простоя даром не прошли, навыки подрастерялись и у меня, надо подтягивать.
Выручили морально-волевые качества экипажа. Только благодаря им удалось не сойти с маршрута и таки пройти большую часть запланированного.
Речные походы более требовательны к фихзухе у участников, ходить в них надо тщательно подумав, а сможешь ли ты.

Раз начав, мы не отступим. Может не в следующем году, так через год, но мы дойдём до Казани, а потом до Самары, Волгограда и Астрахани.
Но это будет уже совсем другая история и к ней, как показал этот поход, надо тщательно готовиться.