DSC09455.JPG

Конкурс "Своя ноша не тянет"

Друзья, представляем вам инициативу Егора "Вредного бусодела" Стратовича и уважаемых LOMов: конкурс "Своя ноша не тянет". Идея такова: мужчина несет ..

Cписок литературы по исследованиям древнерусских и позднесредневековых изделий из кожи

Список предоставлен А. В. Курбатовым 1. Курбатов А.В., Николаева А.Л. 1989 Вопросы изучения, реставрации и консервации кожаных изделий из раскопок Ива..

Паспортизация 2017

Уважаемые участники! Все вы знаете, что предыдущая паспортная комиссия взяла заслуженный отпуск. После подвигов ратных былинным богатырям нужен покой..
Сообщение 1 - 3 из 45
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Яндекс.Метрика

 

Информация для Благотворителей

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Дружинник должен быть не только сильным, но и умным. Здесь мы собираем информацию по интересующей нас тематике

13.04.2014

Женский костюм

I. Пошив одежды

Успех пошива красивого и аккуратного комплекса исторического костюма и привлекательность образа его владелицы зависит от соблюдения следующих норм:

1. Комплектность.
В комплекс костюма включают минимум 2 слоя плечевой одежды, плюс теплый или утепленный слой (шерстяная одежда – платье, свита, кафтан, или иная теплая одежда, характерная для реконструируемого этноса).
Предмет одежды, являющийся широко распространенным и общеизвестным этническим маркером обязательно должен присутствовать в общем комплексе костюма.

2. Правильность пошива.
Вырез горловины плечевой одежды не должен образовывать широкого декольте, в том числе на платьях для кормления. Чтобы не ошибиться, рекомендуется при раскрое делать вырез горловины сначала как можно ближе прилегающим к шее, постепенно подкраивая ее до нужных параметров. После чего на горловине делается вертикальный разрез, скрепляемый пуговицами, фибулами, завязками (в зависимости от особенностей костюма). Ворот нижней одежды стоит делать максимально близким к шее. Для верхней, если допустимо особенностями костюма, может быть сделан ворот без разреза, однако и здесь не стоит увлекаться избыточной шириной горловины – достаточно, чтобы пролезала голова.
Нижнее и верхнее платье/рубашка шьются одинаковой длины. «Многоярусность» костюма нежелательна и некрасива. Следует рассчитывать длину платья/рубашки с учетом укорачивания подола при подпоясывании.
Крой плечевой и поясной женской одежды в реконструируемую эпоху практически у всех этносов свободный, не облегающий фигуру.

3. Соблюдение общей логики костюма.
Отдельные элементы костюма должны соответствовать общему реконструируемому образу (Шелковые тюрбаны в скандинавском и славянском костюме – весьма спорный предмет). Заимствование отдельных иноземных элементов, нехарактерных для данного региона в целом, должно быть подтверждено археологией или иными вескими доказательствами.

II. Украшения.

Украшения в женской раннесредневековой одежде никогда не были случайным элементом. Это важный этнический и социальный маркер, говорящий о происхождении их владелицы, ее знатности и богатстве, ее семейном положении.

Украшения должны соответствовать костюму по следующим параметрам:
- функциональность. Сначала необходимо включить в костюм те украшения,  которые несут какую-либо функцию (застегивают и скрепляют - фибулы\пуговицы для ворота, фибулы для накидки или верхней одежды, и иные предметы по необходимости). Затем стоит подумать об этнических украшениях, которые характеризуют костюм, но «ничего не застегивают» (височные кольца, накосники, поясные и нагрудные подвесные украшения). И после этого стоит задумываться об украшениях ради украшения (ожерелья с привесками, серьги и далее). При наличии богатого ожерелья отсутствие элементарной застежки на платье или плащевой фибулы - нонсенс.


- аутентичность. Украшения должны иметь исторический источник или представлять собой стилизацию с высокой исторической достоверностью. Предметы должны соответствовать своим археологическим оригиналам по форме, размерам, материалу и технологии (литьё, ковка).

- количество/стоимость. Обилие украшений (в особенности, дорогих - из серебра, с позолотой) соответствует статусному костюму. Это подразумевает аккуратно пошитую и хорошо сидящую по фигуре одежду, ткани хорошего качества, богатую отделку, наличие нескольких предметов одежды, качественные аксессуары. И наоборот, чем скромнее костюм, тем меньше количество и ниже ценность украшений.

- наличие этнических маркеров. Вне зависимости от статуса костюма, украшения должны носить видимый этнический характер. При реконструкции определенного этноса количество украшений, принадлежащих иным этническим группам, не должно превышать в совокупности 30%.

- соответствие пола и назначения. Для женского костюма необходимо использовать те украшения, которые входят именно в женский костюм, и не использовать аналогичные мужские. Украшения должны соответствовать и своему назначению в реконструируемом костюме. Ворот одежды фиксируется небольшими рубашечными фибулами (но не крупными подковообразными фибулами), наплечная одежда с лямками (или ее аналог) - характерными для этноса парными фибулами. Для плащей и накидок, а также кафтанов, используют застежки, используемые в женском костюме реконструируемого этноса. Исключения возможны в случае реконструкции конкретного погребения или в случае подтверждения статистикой находок в данном регионе.

Бусы - самое широко распространенное женское украшение, их любят практически все представительницы прекрасного пола, и степень этой любви иногда превышает разумные пределы. То, как подобраны бусы, много говорит об уровне знаний и о внимательности их хозяйки к своему костюму.


Типичные ошибки при подборе бус:
- неисторичный вид или огранка бусин. Прежде чем включать в ожерелье самые разные понравившиеся бусины, стоит ознакомиться с тем, какие полудрагоценные камни и в какой огранке использовались, и как выглядели наиболее распространенные в вашем регионе стеклянные бусины.
- "килограмм бус на шее". Необходимо помнить, что в раннем средневековье лишь небольшой процент захоронений располагал ожерельями в 50 и более бусин. Такие захоронения, как правило, содержали богатый инвентарь и свидетельствовали о высоком статусе погребенной женщины. Однако даже очень богатый костюм не предполагает три-пять низок бус на шее. А иногда и наоборот (всем известное погребение "варяжской гостьи" в Пскове при общем богатстве инвентаря содержало небольшое количество бусин). А сочетание небогатого костюма и нескольких ожерелий и вовсе представляет собой историческую бессмыслицу.
- типовой набор бусин. Встречается у тех, кто только начинает свой путь или редко выезжает на фестивали с хорошим торгом. Чаще всего представлен в виде низки двух видов каменных бус - круглого горного хрусталя и какого-нибудь сердолика (реже - аметиста). Случается это, когда бусины покупаются не поштучно, а в виде целых ожерелий в магазинах Самоцветы, и хозяйке хочется пустить в дело сразу все бусины, перенизав обе низки в одну.
Почему не стоит так делать?
Не забываем, что в археологии бусы из полудрагоценных камней чаще всего представлены в нескольких вариациях огранки, особенно это касается скандинавских низок.
Кроме того, бусины из полудрагоценных и поделочных камней для Древней Руси и Скандинавии были импортом, а значит – их владелица обладала высоким статусом.
- игнорирование региональных особенностей. В разных регионах традиционно придерживались своих обычаев - в том числе, и в отношении бус. Есть регионы, где культура бус приживалась хуже других и была представлена, в основном, ожерельями-символами в 3-10 бусин. Другие регионы содержали свое стеклянное производство, количество и разнообразие бусин на душу населения было в них на порядок выше первых. В некоторых местах предпочитали бусины определенного цвета и вида. Некоторые культуры, в принципе, редко использовали бусы, заменяя их обилием металлических украшений. Эти моменты необходимо помнить при набегах на столики торговцев бусами.

Помимо этих важных нюансов стоит помнить о том, что бусы, как и остальные детали костюма, тоже нужно уметь носить. Не стоит делать длинные низки из самых простых бусин, свисающие до пояса, - лучше сделать одну и красиво обвить шею. Печально смотрятся дорогие красивые бусины на затертой двойной льняной нитке с узлами - перебирайте бусики раз в сезон на новую нить, это освежает.

III. Предметы быта

 В женской реконструкции аксессуары и прочие предметы быта не менее важны, чем в мужской - военное снаряжение, они придают образу завершенность, а также делают жизнь на фестивале более комфортной.

Как известно, в археологии погребение идентифицируют как женское  не только по украшениям, но и по наличию женских орудий труда. В период раннего средневековья смыслом жизни женщины являлись очаг и дом, и многочисленные занятия,  связанные с ними. В связи с этим, дальнейшим шагом после грамотного пошива и подбора украшений будет  правильный выбор аксессуаров.

Помимо общих предметов быта (сумок, посуды, гигиенических принадлежностей) женскую реконструкцию стоит дополнить гендерно-определяющими аксессуарами. Вне зависимости от этнической принадлежности почти всегда это иглы, шила, пряслица и другие предметы рукоделия. Нередко бытовые аксессуары являются важными этноопределяющими элементами женского костюма, этим тоже не стоит пренебрегать.

Разнообразие находок многочисленных аксессуаров и бытовых мелочей (вплоть до косметических инструментов) позволяет сделать жизнь на фестивале удобной и функциональной, почти не прибегая к помощи современных аналогов.

Итак, "предметы быта" делятся на:

- историчные неиспользуемые (например, ключи от условных сундуков и кладовых);

- историчные используемые (основная масса аксессуаров);

- неисторичные используемые (то, что невозможно реконструировать, но необходимо использовать для нужд жизнеобеспечения).

Для первой категории достаточны два фактора: точность исполнения реконструкции и уместность использования в конкретном костюме.

Для второй категории также обязательны два вышеуказанных фактора, плюс третий функциональность, как сам собой разумеющийся, если вещь предполагается активно использовать по назначению.

Для третьей категории необходим и обязателен лишь один фактор. Условно эти вещи никто не должен видеть.

 Важно рационализировать расположение предметов быта в костюме. Не стоит подвешивать на пояс или фибулы сразу все, что есть в костюме - это грозит постоянным неудобством, сложностью добраться до самых нужных предметов. Всем вещам должно быть отведено свое место и время.

Как и в случае с другими элементами реконструкции, между общим статусом костюма и предметами быта должен соблюдаться определенный баланс - богатый ножик в оковках и бедная селянка с одной фибулой плохо сочетаются друг с другом.

Не стоит использовать в аксессуарах типично мужские вещи, - дружинные питейные рога, большие ножи и тому подобное. Из числа необходимых повседневных предметов выбирайте или характерные для этноса женские, или, при отсутствии таковых, нейтральные по гендерной принадлежности (как бы не был красив нож или гребень, найденные в мужских погребениях, если есть характерные женские - используйте их).

И, конечно же, аккуратность исполнения аксессуаров - немаловажный нюанс, на который тоже стоит обращать внимание.

IV. Головной убор

Головной убор и прическа - неотъемлемая часть костюма и важный этнический и социальный маркер. Женские головные уборы большинства народов ЭВ резко отличаются от мужских и различаются у девиц и замужних. Состав и способ ношения головного убора у разных народов различается (впрочем, иногда эти различия не поддаются реконструкции). Следовательно, не стоит носить мужские шапки или безосновательно заимствовать головные уборы других народов, а нужно основываться на находках и сведениях, относящихся к женщинам реконструируемого этноса (см. частные мануалы).

Головные уборы замужних женщин при всем их разнообразии, чаще всего, полностью закрывают волосы, могут состоять из нескольких частей и обычно включают в себя нешитое покрывало. Распространенная форма покрывала - длинный и узкий, наподобие шарфа, прямоугольный кусок ткани, концы которого завязываются на затылке или обматываются вокруг шеи. Не стоит завязывать концы платка под подбородком или наматывать их на голову наподобие тюрбана - эти способы более поздние и для ЭВ неисторичны.

Льняные покрывала носятся в любое время года. В жару они защищают голову от солнца. Если правила приличия реконструируемого этноса требуют покрывать голову, следует носить льняное покрывало постоянно. Шелковые покрывала в источниках редки, их не рекомендуется носить без должного обоснования. В холодное время года следует носить шерстяные покрывала - правильно намотанные, они заменяют привычные шапки и капюшоны. Теплые шерстяные платки уместны и в девичьем, и в женском костюме.

Прическа тоже составляет неотъемлемую часть общего образа. Не каждому этносу стоит ходить с распущенными волосами, заплетайте косы красивыми ткаными шнурками и лентами - они прибавят вашему облику историчности.

V. Общий вид реконструируемого образа

Каждая из нас хочет выглядеть в своем историческом образе как можно привлекательнее. Неважно, насколько богат костюм, успех привлекательности не в этом. Он заложен в двух равнозначных условиях. Образ должен быть:
а) Гармоничным и красивым.
б) Исторически правильным.
Необходимо стремится к равной степени выполнения этих двух условий. В противном случае получится либо фэнтези-образ, либо исторически верный костюм, но подходящий больше для огородного пугала. Условие б) мы оставим по умолчанию, так как оно обсуждается в остальных разделах рекомендаций и поговорим о том, как успешно выполнить условие a).
Во время ношения исторического костюма, его владелица тоже является частью исторического образа. Абстрагированное восприятие костюма, словно музейного экспоната на безликом манекене, не отвечает целям и задачам исторической реконструкции. Поэтому следует обращать пристальное внимание на прическу, маникюр, пирсинг и другие детали внешности. По общепринятым нормам короткие стрижки, яркие неестественные оттенки волос (а также, мелирование и тонирование) и любые неаутентичные прически обязательно должны быть замаскированы головным убором (Вашу креативную стрижку должны заметить только тогда, когда вы после фестиваля переоденетесь в современную одежду!). Современная декоративная косметика допускается только при условии ее незаметности. А вот исторически обоснованная аутентичная косметика может использоваться в полной мере.
Современное белье, надетое под историческое платье, должно полностью скрываться им, не просвечиваться, не выступать рельефно. Чтобы заранее решить эту проблему, стоит подумать о толщине ткани для платья.

Каждая вещь подбирается тщательно, бездумное привлечение в костюм большого количества, хотя и бесспорно историчных элементов, тем не менее, говорит об отсутствии вкуса. Желание принарядиться иногда приводит к излишнему нагромождению деталей, тогда как, всегда существует вероятность, что большое количество элементов, найденных в погребении, в повседневной жизни вместе не использовалось.

Приоритетна аккуратность. Короткие, либо наоборот слишком длинные и широкие рукава, большой растянутый ворот создают впечатление, что одежда досталась владелице с чужого плеча. Заплатки и иные следы починки вполне могут иметь место, даже в самом богатом костюме при условии аккуратного выполнения.
Перед фестивалем целесообразно тщательно прогладить все текстильные элементы костюма и позаботиться о минимальном смятии вещей при перевозке. Таким образом, будет возможность на фестивале дольше сохранять аккуратный приятный вид. Минимальный комплект для экстренной починки одежды на фестивале просто необходимо иметь каждой девушке.

Никто и не подумает назвать красивым самый детализированный и полный костюм, если металлические украшения будут покрыты ржавчиной и патиной, фибулы провиснут одна выше другой, а пояс сползет на бедра под тяжестью привешенных предметов. Ботинки со следами плесени, торчащие концы ниток с бусами тоже безнадежно портят образ.

Достоинство ношения своего костюма – последний элемент гармоничного образа. В современной жизни мы чувствуем себя и держимся по-разному, когда надеваем вечернее платье или спортивный костюм, купальник или офисную строгую одежду. В этом смысле исторический костюм тоже заслуживает справедливого к себе отношения и соблюдения правил хорошего тона. Расстегнутый ворот или подоткнутая юбка возможны при выполнении хозяйственно-бытовых действий в своем лагере. Дорогие украшения и плащ с мехами предполагают неторопливую прогулку, плавную походку и красивую осанку.


Возврат к списку





Политика конфиденциальности

Тех.поддержка: info@south-rus.org

Разработка сайта: nplatonova.ru

ЛОМОО ВИК "Копьё", г. Елец

Фото для заголовка сайта: Brandr