27.jpg

Конкурс "Своя ноша не тянет"

Друзья, представляем вам инициативу Егора "Вредного бусодела" Стратовича и уважаемых LOMов: конкурс "Своя ноша не тянет". Идея та..

Cписок литературы по исследованиям древнерусских и позднесредневековых изделий из кожи

Список предоставлен А. В. Курбатовым 1. Курбатов А.В., Николаева А.Л. 1989 Вопросы изучения, реставрации и консервации кожаных изделий из раскопок Ива..

Паспортизация 2017

Уважаемые участники! Все вы знаете, что предыдущая паспортная комиссия взяла заслуженный отпуск. После подвигов ратных былинным богатырям нужен покой..
Сообщение 1 - 3 из 45
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Яндекс.Метрика

 

Информация для Благотворителей

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Дружинник должен быть не только сильным, но и умным. Здесь мы собираем информацию по интересующей нас тематике

09.02.2016

Руководство по мужскому византийскому костюму

МУЖСКОЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ КОСТЮМ IX-XI вв.

Олег Козленков aka Helgi Stalingrad

ПРЕДИСЛОВИЕ

К созданию данного «мануала» нас побудило желание помочь реконструкторам средневекового быта разобраться в теме византийского гардероба. Теме не столько сложной, сколько запутанной и неизученной. Российская школа византинистики богата и известна на весь мир. Современные авторы также не оставляют попыток разобраться в сложностях терминологии византийского гардероба, и достигли некоторых успехов относительно основоположников этого направления, основателем которого считается немецкий историк Иероним Вольф.

Наша попытка собрать и проиллюстрировать предметы одежды византийского общества X-XI веков не является истиной в последней инстанции. Это связано с тем, что, журнал «Burda Moden» начнут издавать только в 1950-м году, а византийские письменные источники не объясняют нам особенности кроя каждой вещи. Упоминается цвет, отделка предметов одежды, часто – условия использования, как на придворных церемониях. Но на этом всё. Главная сложность - в соотнесении этих описаний с изображениями, которые зачастую подвержены влиянию канонов, и имеют мало общего с тем, что в реальности носило население Ромейской империи в данный отрезок времени.

Вторая сложность – это богатый и запутанный лексикон, описывающий предметы одежды. Иногда употребляются архаичные названия или заимствования или прямые кальки с персидского языка. Характерная особенность – называть вещи описательно, связывая вместе пару слов. Например, слово kontomanikion (kondomanikion) обозначает тунику с коротким рукавом, а слово diakopton обозначает «разделённый полностью». Вместе они дают название kontomanikion diakopton, означающее короткорукавный распашной до подола предмет одежды, похожий на кавадий/кафтан.
Такая конкретизация без наглядной демонстрации убранства часто ставит исследователя в тупик, особенно когда в названии облачения специально отмечается название ткани, из которой сшит наряд, или особенной отделки, как, например,
paragaudion, определённый как туника, отделанная каймой.

Отдельно стоит сказать про обобщающие названия. Сейчас мы говорим «куртка» или «рубашка», часто не уточняя – кожаная, тканевая, меховая, на выпуск или ковбойка. Также, некоторые слова, очевидно, описывали одежду в общем, как, например, камизион – либо являлись архаизмами, как хитон.

Учёные долго не могут прийти к единому мнению, с каким предметом одежды соотнести слово skaramangion. Н.П.Кондаков писал, что это специальный кафтан для верховой езды из персидской традиции, Timothy Dawson приходит к решению, что скарамангий – это туника с длинными рукавами, популярная в среде придворных вельмож.
По нашему мнению, ближе всех к истине американская исследователь
Jennifer L. Ball. Она приводит хронику Луитпранда Кремонского, как император вручал сановникам зарплату и подарки, а именно скарамангии. Некоторым из сановником высокого ранга выдали аж по четыре «скарамангия», которые им положили на плечи, но они были не в силах их удержать и свалили подарки перед собой при помощи других людей (!).
Далее, монастырский устав 1077 года перечисляет ткани для алтаря, сделанные из скарамангия… Семантика слова
skaramangion означает «из Кирмана» - это регион на северо-западе пустыни Де́ште-Лут в Персии. Кирман славился арабской вышивкой tiraz и производством тканей, и до сих пор известен своими коврами. Очевидно, что «скарамангий» это название богатой, покрытой тяжёлой вышивкой ткани, произведённой в Кирмане, как слово «джинсы» до сих пор несёт в себе значение «сделано в Генуе» (jeans - Genoa).
Соответственно, скарамангием могли называть и кафтан, и тунику, не вдаваясь в особенности кроя, но производя впечатление на читателя с той же целью, с которой сегодня модники используют топонимы «Кашмир» и «Пашмина».

Более конкретен в этом отношении Ахмет бен Сирин, придворный толкователь снов, упоминавший kavadion skaramangion, несомненно, подчёркивая богатство кавадия/кафтана.



"Одежда простых поселян почти не претерпевала изменений на протяжении веков: короткий плащ, перекинутый через плечо, рубашка-хитон из грубого полотна или шерсти, заправленная в такие же штаны, перевязанные крест-накрест ремешком сапоги. Андроник I Комнин велел изобразить себя в одежде поселянина с косой в руках: на нем длинная синяя рубаха и белые сапоги до колен".
"Сапоги богачи носили с загнутыми носками…"
Литаврин «Как жили византийцы».

 

 

------------------------------------------------------------------------



 

 

 

 

НИЖНЯЯ ОДЕЖДА

kolovion_2kolovion

Коловион - в античные времена коловий - это одежда без рукавов, символизировавшая рубище Христа. Позднее этот предмет одежды обзавёлся рукавами и в IV веке начал называться также delmatica. Коловий – это альтернативная одежда, которую император надевал во время церемоний вместо дивитисия, хотя и реже. Упоминаются два императорских коловия. Один из них описан как чрезвычайно украшеный, сделанный из узорного шёлка, расшитый объёмной золотой вышивкой, камнями и жемчужинами. Иногда эти туники имели V-образное оформление горла, часто обшитое широкой  декоративной полосой ткани, а в XI веке в моду также войдут лацканы и откидные воротники.

Эсофороколовий – рубаха с длинным свободным рукавом, носившаяся дома.



 

 

 

Икона Распятие   Менологий 10 в   879-882 гг

 

1.    Икона Распятие. Синайский монастырь святой Екатерины. VIII в.

2.    Минологий Василия II. 976-1025 гг.

3.    Гомилии Григория Богослова. 879-882 гг.

 

 

 

Saint Gregory and Julian the Equalizer in deep discussion, 12th century, Monastery of Agios Panteleimon, Mount Athos   Менологий 10 в_коловий   Повесть%20о%20Варлааме%20и%20Иосафе_воротник

 

1.    Saint Gregory and Julian the Equalizer. Monastery of Agios Panteleimon, Mount Athos. XII в.

2.    Минологий Василия II. 976-1025 гг.

3.    Повесть о Варлааме и Иоасафе. Греческий манускрипт XII-XIII вв.

 

 

 

esoforion1Эсофорионнижняя рубаха. Может также носиться как основное одеяние в жаркую погоду. На праздник Брумалий некоторые сословия получали полностью шёлковые эсофории или даже полосатые, на сарацинский манер. Также, могли быть из хлопка. Такие рубахи очень ценились и рекомендованы в качестве подарков в Treatise on Imperial Expeditions, а также составляли значительную часть запасов Критской экспедиции и груза, отосланного королю Италии Хью.

«Слова Григория Богослова» (880 г.н.э.), «Минологий Василия II» рубежа XI века, «Хроника Иоанна Скилицы» середины XII в.,  манускрипт Бодлеанской библиотеки (конец XII в.), множество других источников изображают людей в простых, мало украшенных туниках. Самые реалистичные из этих источников показывают  нам одну деталь, которая выделяет византийскую одежду этого периода из одежд соседних регионов и всего, чтобы было прежде. Это воротник, как у "маназанской" рубахи» (T.Dawson).
Это заявление обсуждаемо, и мы не стали бы ограничивать себя одной этой деталью, по нашему мнению, эсофорион - это любая нижняя рубаха с узким длинным рукавом.

 

 

           Посольство Джона Грамматика в 829 г        теодоровская псалтырь, константинополь, 1066_1_рез

1.     Посольство Джона Грамматика в 829 г. Хроника Скилицы, XII в.

2.     Теодоровская псалтирь. Константинополь, 1066 г.

 

            1302023901_passion-of-the-christ-003_рез        Мучение ап

1.    Сцена ареста Христа. Монастырь Неа Мони на о. Хиос 11 в.

2.    Мучение ап. Анании. Миниатюра Минология на Октябрь. Византия. Середина XI в.

 

           10th or 11th century_рез       Повесть о Варлааме и Иосафе_шмотка_крупно

1.    Адам и Ева. Резная шкатулка, слоновая кость. Византия, X .

2.    Повесть о Варлааме и Иоасафе. Греческий манускрипт XII-XIII вв.

 

 

 

 

kamision2_размерКамизион – общее название длинных туник с небольшим количеством украшений либо полным отсутствием их. Характерная особенность камизона (камизиона) – рукав, собранный под манжет (persikomanikia – персидское заимствование).

 

Нам видится, что камизон очень похож на диветисион, но последний имеет более свободный объём, более широкий рукав и успользуется только особами высшей знати в церемониальных целях (см. дальше). Камизон декорирован проще и более удобен в обычной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Par Gr 510 f 215v detail 9th C belt and baldric with metal mounts  plaques     с мозаики Распятие в соборе монастыря Неа Мони на о     II976-1025-1__     11 в, церковь Успения Богродицы, Дафни, Афины

1.    Слова Григория Назианзина. IX в.

2.    Мозаика "Распятие". Монастырь Неа Мони на о. Хиос (по соглашению исследователей датируется 1042-1056 гг.).

3.    Минологий Василия II. 976-1025 гг.

4.    Церковь Успения Богродицы. Дафни, Афины. XI в.

 

 

 

kontomanikion_новый размер

Контоманикион – общее название туник с короткими рукавами. Книга Церемоний описывает контоманикии различных форм и отделок, но рукав до локтя остаётся отличительной чертой. Имперское хранилище содержало множество контоманикий, использовавшихся различными придворными и гораздо более простыми гостями (художники и ремесленники), когда была необходимость.


Khrusosêmentos («отделанный золотом»)контоманикий, носимый классом трибунов и викаров, украшен декоративными панелями на плечах и подоле. Khrusoüfantosимператорский вариант, выполненный  из золотого самита.

До наших дней дожил контоманикий Вильгельма II, сшитый в Палермо в 1181 г.
Контоманикий может также быть верхней одеждой (пальто, кафтан), т.к., например, в описании одежды трибунов используется слово
diakoptos, что означает ’распашной’.

 

 

   II976-1025    10847810_913529378671855_2486690853855682154_n    -R2nnqHZBNA_                                    

 

1.    Минологий Василия II. 976-1025 гг.

2.    Священные параллели. IX в.

3.    Минологий Василия II. 976-1025 гг.

    

Безымянный-1На изобразительных источниках часто встречается исключительно мужская аристократическая одежда, с непомерно длинными рукавами. Timothy Dawson в книге «By the Emperors Hand» пришёл к выводу, что именно это и есть спорный скарамангий, но мы не согласны.
По нашему мнению, длинные рукава – это просто причудливая вельможная мода. Луитпранд Кремонский издевательски пишет о греках, которые носят длинные рукава и капюшоны.

По мнению исследователей, длинный рукав во многих культурах изначально служил защитой руки, став впоследствии признаком роскоши. По наружной отделке такие одежды могут быть отнесены и к эсофориям, и к диветисиям, а на миниатюре «Посольство Джона Грамматика» можно наблюдать длиннорукавный армелузион.

 

Примечание: известны несколько изображений музыкантов и актёров в длиннорукавных туниках. Мы относим их к разряду пародийных, гротескных костюмов.

 

 

2ER0qYOgXWI      MadridSkylitzesFol12vDetail 

 

1.    Псалтирь. Византия. 1059 г.

2.    Хроника Иоанна Скилицы. XII в.

 

Псалтирь 1059г     10th Century    плакальщик у гроба Лазаря, Евангелиарий Athos, Dionisiou 587, 11 в

 

1.    Византия. Псалтирь 1059г.

2.    Хан Омуртаг приказывает убить христиан. Хроника Скилицы. XII в.

3.    Плакальщик у гроба Лазаря. Евангелиарий, Athos, Dionisiou. X в.

 

Посольство Джона Грамматика в 829 г

 

  Посольство Джона Грамматика в 829 г. к аббасидскому халифу аль-Мамуну. Хроника Скилицы, XII в.

divetision_новый размерДиветисион – одежда высших придворных чинов и императорской семьи. Георгий Амартол в третьей четверти IX века описывал процесс облачения в divêtêsion как самый значимый в церемонии коронации нового императора наряду с надеванием императорских красных туфлей. Воротник, подол и длинные узкие манжеты расшиты золотом и ювелирно украшены. Широкие рукава плиссированы. Королевский диветисий пурпурного или белого цвета. Во время триумфальных церемонии может использоваться диветисий из узорных тканей. Епископ Thomas de Kafartab, видевший императора Романа IV во время Пасхи 1071 г., так описывает его диветисий:

…одежда, которую император носит с огромным трудом, так как в ней невозможно ни ровно стоять ни сидеть из-за её веса… одеяние, содержащее 30 тыс. жемчужин, бесценное, ни с чем известным в мире не сравнимое…

В XI веке появляется новый элемент украшения – декоративные панели, частично или полностью обрамляющие верх рукава.

 

 

      Император Никифор III Вотаниат получает книгу проповедей от Иоанна Златоуста      Св

1.    Император Никифор III Вотаниат. Слова Иоанна Златоуста. 1078—81 гг.

2.    Св. царь Давид Псалмопевец. Афонская рукопись, XI в.

 

 

Псалтирь 11 в, Афон, шляпа      св      тюрбан

1.    Псалтирь. Афон. X в.

2.    Св. Прокопийреческий Минологий.1063 г.

3.    Благотворитель протоспафарий Proximos Iôannês. Адрианопольское Евангелие. 1007 г.

 

 

 

 

Примечание: относительно разреза в подоле в литературе употребляется слово diskhistos, которое противопоставляется слову diakoptô ( ‘полное разделение’).

delmatikion_новый размер_1_2Делматикион - эта одежда происходит от античной рубахи без рукавов, символизировавшей рубище Христа. Позднее этот предмет одежды обзавёлся рукавами и в IV веке начал называться delamtica, являясь одеждой духовенства и придворных мужей. В средний византийский период это свободная рубаха с широкими рукавами по локоть. У женского варианта рукава расширяются. Далматика носится на нижнюю рубаху.

 

В XII веке под названием dalmatika объединились рубахи с «персидским» манжетным рукавом как основная форма придворной одежды.

 

 

 

 

 

 

    edgYe80L89Q   далматика_топография Косьмы Индикоплова, 6 в   11 в   Topkapi palace, 11 в

1.    Псалтирь, 1059г.

2.    Топография Косьмы Индикоплова. Оригинал VI в, копии до IX в.

3.    Далматика папы Клемента II, который умер в 1047 г.

4.    Псалтирь. Византия, 1059 г.

 

Cynegetica-tratado-caza-pesca-illuminated-manuscript-facsimile-17

           

                  Cynegetica. Трактат по охоте и рыболовству. Константинополь, XI в.

 

11-12 вв    11 в  8225898973_c508a1bcd4_o

1. Далматика императрица Матильды, подаренная святому Étienne de Muret  в 1121 г.

2. Далматика короля Генриха II, XI в.

3. Далматика Роджера II, короля Сицилии, XII в.

 

 

 

stikharion_новый размер

Стихарион – скорее, конкретизирующее название, призванное подчеркнуть особенности декора далматикоподобного одеяния, имеющего исключительно церемониальное предназначение.

Своё название современный церковный стихарь ведёт от двух продольных декоративных полос от плеча до подола, клавиев, украшавших одежду в античный и позднеантичный период (clavii (лат.) – stikhoi (греч.). Одежда с декоративными клавиями продолжает использоваться и в X веке (например, коптский текстиль).

Стихарион – это богато украшенная далматика с вертикальными клавиями, чуть позже их значение утрачивается; даже на изо 10-11 вв. можно наблюдать стоящего за священнослужителем человека просто в белом стихарионе. В наше время церковный стихарь также не имеет клавиев.
Стихарион отличается от далматики длиной.

 

 

 

 

 

 

остромировов_евангелие_11век_   Chludov_david2   Paragaudion   Grigorios of Nazianzos in episcopal robes among clerics of various ranks, from a codex of Homilies of Grigorios the Theologian, 12th century, Monastery of Agios P

 

1.    Остромирово Евангелие. XI в.

2.     Хлудовская Псалтирь. IX в. Давид и Голиаф.

3.    Набожные патрикии. Church St Maria in Valle, Cividale del Friuli. Первая полов. XI в.

4.    Grigorios of Nazianzos. Сodex of Homilies of Grigorios the Theologian, XII в.

 

 

 

 

 

 

--------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА

 

 

 

zostarion_новый размерfablatorion_размер

Зостарион одно из названий верхней одежды (кафтан, пальто) на данный период. Впервые кафтан появляется в античной Персии. Название зостарион происходит от слова zôstêr (ремень), так как одежда того времени не имела пуговиц. Также, зостарион изображают просто накинутым на плечи либо с рукавами, завязанными на шее.

Фиблаторион – ещё одно название зостариона, намекающее на способ застёгивания - фубулу.
Стратегикон Маврикия (VI-VII вв.) рекомендует зостарион и для кавалерии, и для пехоты. Причём, коннику – в аварском стиле, прикрывающем колени, а пехоте – короткий готский, до колена.

С появлением пуговиц в VII-VIII веках на смену приходит кавадион (см. дальше). Но фиблаторион с рукавами остаётся в употреблении до X века как придворная регалия ранга vestitôr.

 

 

Genesis 2     Dionysiou Monastery, Athos, codex 587, f     A SASANIAN SILVER PLATE - CIRCA 5TH-7TH CENTURY A

1.    Genesis 2. Adam in Paradise, and Scenes from the life of St. Paul, ivory diptych. Bargello, Florence, 400 г.

2.    Dionysiou Monastery, Athos, codex 587, f. 19v.

3.    Сассанидское серебряное блюдо. V-VII вв.

 

Pancarlık_Kilise-Fresques     Pancarlık_Kilise-Fresques_2

Фрески каппадокийских храмов. Церковь Pancarlık, Каппадокия, Турция. IX-X вв.

 

Примечание: ко времени появления Книги Церемоний фиблаторион исчезает, его место занимает подобный, но более элегантный avdion (авдион), заимствованный, в свою очередь, у арабов (abeyah).

 

 

kavadion persian_новый размерkavadion bolgarian_новый размер

Kavadion – известен с III века под именем zostarion, пальто без пуговиц. С VIII по XV век это пальто (кафтан) с центральным разрезом, застёгивающийся на пуговицы. Filotheos пишет, что эта одежда традиционна для хазар и мадьяр.

 

Кавадий может быть оснащён длинными ложными или функциональными рукавами. В VII-VIII веке обзаводится пуговицами и превращается в привычный нам кавадий.

 

Примечание: персидское деепричастие kaftun означает «разделённый». Сравните с: kavadion (греч.), qabâ (арабск.), caftan (западноевроп. языки), coat (англ.).

 

 

   battle with the 11 tribes of Israel, Benjamin; Byzantium; XI century    Topkapi Palace 11 век     керамика, археологический музей, стамбул

 

1.    Battle with the 11 tribes of Israel, Benjamin. Byzantium. XI в.

2.    Topkapi Palace. XI в.

3.    Роспись керамики. Археологический музей, Стамбул.

 

 

Примечание: не смотря на авторитетные литературные подтверждения, оказалось на удивление сложно найти изобразительные источники полностью распашной одежды на территорию Империи на период IX-XI вв. Более ранние изображения, изображения и артефакты соседних синхронных культур, а также, более поздний материал демонстрируют распашную одежду с избытком.

 

3rd Century  Mevlana museum, Turkey, XII-XIII AD  Ghulam A Turk ( left) and North African ( Occidental) Arabic or Berber , Fatimid Fustat fragment_11-12в  balka18

 

  1. Сцены охоты, фреска. Сирия, Дура Эуропос (Salhiye). 194 г.н.э.
  2. Melvana Museum, Turkey. XIII в.
  3. Ghulam A Turk (слева). Fatimid Fustat fragment. XI-XII в.
  4. Кафтан из Мощевой Балки. IX в.

 

 

Примечание: иногда возникает ощущение, что художники просто игнорировали наличие распаха от горловины (воротника) до места, где подол расходится по естественным причинам.

 

Panneau gravé en ivoire, avec des chasseurs fatimides 11 ou 12eme siècle

 

 

sfinktourion3_новый размерsfinktourion1_новый размер

 

Sfinktourion (sfingktêr)полураспашная одежда, имевшая разрез на груди до уровня талии или до низа живота. С XII века такая одежда начинает называться makhlamion.

 

 

 

 

 

 

Милан_Оттониан_империя_900–925_   Baptism Bulgarian King Boris 10th Century  Омуртаг

1.      Резная пластина «Иисус въезжает в Иерусалим». Империя Оттона. Милан, 900–925 гг.

2.      Baptism. Болгарский король Борис. Хроника Манассии. XII в.

3.      Хан Омуртаг. Мадридский список Иоанна Скилицы. XII в.

4.      Хан Омуртаг. Мадридский список Иоанна Скилицы. XII в.

 

 

10th Century    Bulgars killing Byzantines_1    Bulgars killing Byzantines_2

1.    Хан Омуртаг. Мадридский список Иоанна Скилицы. XII в.

2.    Болгары побивают византийцев. Минологий Василия II. X в.

3.    Болгары побивают византийцев. Минологий Василия II. X в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

armelausion_новый размерАрмелузион – заимствованная у персов одежда, характерные черты которой – разрез подола спереди (и очевидно, сзади) до уровня чресел. С XI века появляется треугольный вырез горла с отложным воротником или оформление накладной декоративной «форточкой» (Dawson).

 

 

Примечание: изображения ниже демонстрируют отличие туники с нижним разрезом подола от верхней одежды с «кавалерийским» разрезом и характерным оформлением ворота. Также, стоит подчеркнуть, что изображения армелузионов происходят с территорий, находящихся под персидским (арабским) влиянием, и практически не встречаются на территории центральной Империи.

 

 

Балтиморский Минологий XI век   Cistern-Church-Sarnıç-Kilise-cappadociaturkeytravel   тюрбан   The donor Constantine and the dedicatoryinscription

1.    Балтиморский Минологий. XI в.

2.    Cistern Church (Sarnıç-Kilise). Каппадокия, Турция. IX-X в.

3.    Благотворитель протоспафарий Proximos Iôannês. Адрианопольское Евангелие. 1007 г.

4.    Благотворитель Константин. Фреска. Кастория, церковь Hagioi Anargyroi. Около 1000 г.н.э.

 

Leyre Casket, 1004-1005AD, Испания       Pancarlık_Kilise-Fresques_(9)

1.    Leyre Casket. Шкатулка из монастыря De San Salvador de Leyre. Испания, 1004-1005 г.

2.    Фрески церкви Pancarlık Kilise. Каппадокия, Турция. IX-X вв.

 

Church Yilanli, ninth century, Church of the Snake, Ihlara Valley, Cappadocia, Central Anatolia, Turkey Asia

Церковь Yilanli, долина Ихлара, Каппадокия, Центральная Анатолия, Турция. IX в.

 

zoupaЗупа – греч. ζούπα, араб. djubba, франц. jupon. Короткая распашная куртка персидского происхождения. Часть изображений этого предмета одежды происходят с исламских территории, например, с северо-восточной Анатолии, находящихся под властью сельджуков.

 

Eleventh%20century  Eustratos the donor_kappadokia, 9-10 AD    Patmos, Monastery of St

1.    St. Mark’s Library, Venice, ms 479, Kunegetika, f. 33r. XI в.

2.    Благотворитель Евстрат. Фреска в церкви деревни Ayvali. Каппадокия. IX-X в.

3.    Monastery of St. John the Theologian, Codex 171, Патмос. IX в.

 

 

 

diakopton kontomanikion_новый размерВ византийских источниках упоминается ещё один вид верхней одежды, изображения которого найти нелегко. На данном этапе у нас они отсутствуют полностью, хотя описаны  в византийской литературе.

 

Диакоптон контоманикион – кафтан (пальто) с коротким рукавом, полностью распашной, на пуговицах.

 

 

 

 

 

Примечание: По результатам изысканий нами обнаружены несколько изображений верхней одежды, которые не описаны нигде. Это короткорукавные кафтаны, представляющие собой версии зостариона, сфинктуриона с разрезом по пояс и армелузиона с отложным воротником. Напомним, что до этого все перечисленные предметы одежды были длиннорукавными.

Pancarlık_Kilise-Fresques    Pancarlık_Kilise-Fresques_3    Pancarlık_Kilise-Fresques_4

Фрески церкви Pancarlık Kilise. Каппадокия, Турция. IX-X вв

--------------------------------------------------------------------------------------------

sagion_новый размерПЛАЩИ

 

Сагион – от латинского ‘sagum. Изначально, грубый, тяжёлый, прямоугольный армейский плащ, который можно сложить вдвое, как одеяло. К этому времени он претерпел определённые изменения и облагородился, придворный вариант слился с мантионом, полукруглой накидкой персидского происхождения.

 

Никогда не теряет ассоциаций с военной одеждой – изобразительные источники часто демонстрируют нам воинов в короткой до колена накидке с застёжкой на середине груди. В основном, плащи любого типа монохромные (исключая обшивку). Императорские плащи из узорных тканей, как правило, имеют нарицательные имена. Например, плащ из аксамита с орлиным паттерном мог так и называться – «орлы».

 

Theodore Psaltyr, Constantinopol 1066           Крещение%20ап           11 в

1.    Теодоровская Псалтирь. Константинополь, 1066 г.

2.    Крещение апостола Павла. Монастырь Ватопед (Афон). Рубеж XI-XII вв.

3.    Святая Варвара. Греция, Афон. XII в.

khlamus_новый размер

Хламис – происходит от сагиона. Обычно застёгивается на правом плече, но может носиться как сагион – «в центральном положении». Характеризуется двумя декоративными панелями, таблиями (tavlia). Богатство отделки таблиев зависит от статуса и средств владельца. Исключительно мужской предмет одежды (исключение – императрица). К XII веку в связи с процессом феминизации (!) это ограничение начинает постепенно исчезать.

С позднеантичных времён хламис используется при дворе и попадает в гражданский гардероб.
Офицерский плащ такого типа называется
foundatos от латинскогоfundatus, что означает ‘окаймлённый золотом’.

На существующих поздних исторических аналогах зафиксирован такой элемент как вырез для шеи.

 

викинг-на_стене+храма3   z_21ced7a8_    Иоанн Златоуст

1.    Центурион. Сцена распятия в соборе монастыря Неа Мони на о. Хиос. XI в.

2.    Сион, царь Давид и Богородица. Псалтирь, IX в.

3.    Иоанн Златоуст. Гомилии. 1078-1081 гг.

mantion_новый размерМантион -  ранние авторы информируют нас, что это одеяние заимствовано у персов, и слово manduas очень близко к оригинальному персидскому названию. Самые распространённые отсылки в литературе связывают мантион с церковными регалиями для обоих полов.

 

Прежде упоминалось, что у мужчин мантион схож с сагионом, имел форму полукруга и застёгивался не на правом плече, как хламис, а на одну / несколько застёжек по центру груди. На изобразительных источниках у женщин края мантиона закругены.

 

 

 

Иоанн Златоуст    The prophet Daniel - Sassanian costume Untitled-2  11 в

1.    Иоанн Златоуст. Гомилии. 1078-1081 гг.

2.    Пророк Даниэль. Миниатюра, X в.

3.    Святой Eustratios с византийского триптиха слоновой кости "Сорок мучеников и святых ". X-XI в.

4.    Библиотека Ватикана, манускрипт gr.394, стр. 19r. XI в.

 

felonion_новый размер

 

Фелонион – от латинского ‘paenula’.
В античную эпоху – нераспашная мантия наподобие пончо, иногда с капюшоном. Изначально употребляется обоими полами, но в позднюю эпоху – только женским полом и религиозными служителями. Фелонион используется в консулярных церемониях до
VI века.

 

В среднюю эпоху фелонион развивается в двух противоположных направлениях. Церковное облачение сохраняет форму пончо без капюшона, подобно западной казуле. Придворное одеяние уменьшается до размеров худа, используется в качестве регалии губернатором Константинополя и должностными лицами..

 

 

 

10th Century    10%20в    Письма%20Григория%20Назианзина%20к%20Кледонию%20(Византия,%2011%20в

1.    Мадридская хроника Скилицы. XII в.

2.    Иоанн Златоуст (ум. 407 г.), архиепископ Константинополя. X в.

3.    Письма Григория Назианзина к Кледонию. Византия. X в.

 

 

ParagaudionParagaudion – изначально, это античная мужская туника, украшенная золотыми фигурами (Иоанн Лид). С VI по X век (и даже позднее) – орнаментированная накидка придворных дам, повторяющая персидскую манеру носить шаль через левое плечо. В X веке – мужской плащ-регалия, имеющий вид отреза золотой ткани с пурпурной каймой (Книга Церемоний).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------

 

ЗАСТЁЖКИ, ФИБУЛЫ

 

 

1152 г

 

Hessisches Landesmuseum, Darmstadt  Morgarten,%20Шаейцария,%20openwork%20bronze%20disc%20brooch%20with%20central%20glass%20insert%20from%2010th%20century  Конец%209%20-%20середина%2010%20века,%20Майнц  5_

 

3_  Byzantine%20bronze%20belt%20buckle%20-cloak%20clasp Untitled-2_

 

 

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

ВОЕННЫЙ ГАРДЕРОБ

vamvakion_новый размер

Vamvakion – от vamvax – ‘хлопок’. Стёганая защитная одежда (поддоспешник), в состав которой по описаниям входил хлопок и грубый шёлк (очевидно, как наполнитель и покрышка). Некоторое, достаточно близкое подобие мы можем наблюдать у стёганого кафтана XIII века из музея Мевляна (Mevlana Müzesi, город Konya, Turkey).


Интересно, что слово «бамбакион» спустя некоторое время превратилось во французском языке в
gambison – точно так же, как арабское слово al-qutum (вата) превратилось в akheton.

 



 

 

 

Каппадокия, 11 в      10в_метрополитен

 

1.    Фрески церкви Yilanli. Северная Анатолия, Каппадокия, Göreme. XI в.

2.    Шкатулка из слоновой кости. Музей Метрополитен. Византия, X в.

 

 

Moorish Casket from Cuenca, c

Шкатулка из Куэнки, Испания. Около 1049 г.

Mevlana museum, Turkey, XII-XIII AD     DSCN8504

Стёганный кафтан из музея Mevlana, Турция. XIII в.

 

Epilorikon – стёганая накидка на доспех с разрезами подмышками или в районе локтей, чтобы воин при надобности мог освободить руки. Свободная часть рукава в это время пристёгивалась к плечу.
В
Sulloge Taktikon длина рукавов указывается полной, а разрезы рекомендованы у локтя. Это конфликтует с рекомендацией Н.Фоки делать короткие рукава и разрезы подмышками. Но одно остаётся фактом – вскоре откидные рукава становятся модными среди цивильного населения и позже является статусным элементом при дворе (не только ромейской империи).

 

Epanoklivanon – синоним эпилорикона, предназначенный для кавалерии.

Rodovotrun – императорский эпилорикон, очень богато украшенный, расшитый жемчугом и т.п.

Gounion (gouna) – широкое пальто из грубой ткани. Иногда – военное защитное убранство. Может быть оснащён капюшоном и подбит мехом.

 

Miniatura - Monte Athos 1120-1170_    R8ThkbvOQEY (1_)

 

Noveronikion – упоминается у Маврикия. В переводе означает ‘победитель туч’, военное влагозащитное убранство, очень широкое (версия – с очень широкими рукавами), по сути похожий на фиблаторион, т.к. застёгивался у шеи, оставаясь распахнутым спереди, чтобы оставить воину доступ к оружию.

 

 

 

 

 

 

 

 

---------------------------------------------------------

 

 

ВАРИАНТЫ ДЕКОРА

 

Ромеи не одевались однородно. Центр империи, тем более сам Константинополь, жил своим пониманием моды – провинция и пограничные окраины – своим. Императорский двор Константинополя был сильно зажат традициями и церемониальным консерватизмом, но это не значит, что был чужд влияниям. В пограничных фемах же наоборот – динамика заимствований была выше. Эти территории, как мембрана биоклетки, служили культурному обмену Империи с соседними цивилизациями. Например, чалма сначала была заимствована армянским населением у арабов. После того, как неприязнь к элементу одежды врага была таким образом снижена (ведь армяне составляли весомую часть и простого населения Византии, и аристократической верхушки) – чалму стали накручивать и греки..

Отделка одежды зависела от достатка или чина хозяина. Если с достатком горожан и крестьян всё, вроде как понятно, то придворные чины зачастую были обязаны носить некоторые предметы одежды в качестве регалий, а какие-то были для них запрещены. Мы не будем углубляться в эти мутные воды здесь – для этого есть специальная, доступная литература.

Итак, самое простое – это одежда без отделки. Причём, она вполне может быть выполнена из дорогой шёлковой ткани. Так как Византия являлась центром торговли и производства тканей, то даже небогатый гражданин мог себе позволить обшить края полоской ткани подороже. В профильной литературе указаны размеры заработков и цены тканей/товаров.

просто_7AVzLU00CFg     просто_11 в



 

 

 

Далее – по нарастающей. Отделка груди монохромной тканью.

грудь_Слова Григория Назианзина     грудь_Афонская%20рукопись%20XI%20век



Растёт статус – растёт и покупательная способность. На первой картинке ниже мы видим узорную ткань и отделку рукавов. Нарядные манжеты могут быть просто нашиты на рукав, а могут быть разрезными и иметь пуговицы, как на последнем из диветисионов, сшитом на Сицилии для императора Фредерика II в 1225 году. Обратите внимание на две петельки слева и пуговицы справа.


ткань_1470053_913528922005234_385141972418656910_n    13 век, Сицилия, манжета от диветисиона

 


Отделка груди может выглядеть по-разному. Чаще всего вырез горла полукруглый, но после
X века на изо всё больше встречаются V-образные вырезы, отложные воротники a-la «матроска» или обычный полукруглый вырез с треугольной отделкой, как на рисунках ниже. Но некоторые особенности заставляют думать, что это не просто тканевая аппликация, а цельное тканое полотно в коптском стиле.

ворот_Cynegetica-tratado-caza-pesca-illuminated-manuscript-facsimile-12  грудь_Слова Григория Назианзина, Par Gr 510 f 215v detail 9th C belt and baldric with metal mounts  plaques  грудь_11 век  грудь_Manuscript illumination of Emperor Nicephorus III Botaniates (1078-81) flanked by St John Chrysostomos and the Archangel Michael



 

 

Отделка груди и плеч может быть различной. Однотонное или узорное панно разной длины, заходящее на плечи и спину или заканчивающееся у ключиц. Также можно наблюдать широкие декоративные полосы на подоле и на коротких рукавах контоманикий.

грудь_Иоан Дамаскин  грудь_1MkPYDTBGuM  грудь_2ER0qYOgXWI  trousers2

грудь_10847810_913529378671855_2486690853855682154_n  грудь_1302023868_passion-of-the-christ-007


Придворных персонажей, правителей и святых часто можно увидеть в одеждах, декорированных сплошной вертикальной полосой, соединяющей отделку шеи и подола.

полоса_The coronation of Michael I by the Patriarch Nikephoros I   полоса_The prophet Daniel - Sassanian costume   отделка_Topkapi Palace 11 век   _полоса_The coronation of Michael I by the Patriarch Nikephoros I

 

Персидская / тюркская мода декорировать плечи хорошо прижилась в Византии. Часто можно видеть, что узорная вышивка напоминает арабскую вязь. Но это всего лишь потому, что её использовали в качестве причудливого декора.


рукав_A 10th century ivory plaque from Egypt, showing two guardsmen   рукав_A 10th century ivory plaque from Egypt, showing two guardsmen   рукав_Письма Григория Назианзина к Кледонию (Византия, 11 в

рукав   рукав_Byzantine_emissaries_to_the_Caliph-640x3_60


Мы уже упоминали выше, и просим обратить внимание на отделку подолов. Скромная полоса контрастной ткани – достаточный декор для простолюдина или рядового воина. Чем выше чин – тем богаче украшения. У центуриона на первом фото это просто полоса узорной ткани, на втором фото так же обшит разрез подола. Два последних фото это облачения императора Алексея I и архиепископа Константинополя Григория Богослова. Такие характерные клавии можно в избытке наблюдать в коптском текстиле. Все они вытканы в технике гобелена.

 

подол_1040 The Centurion at the Crucifixion,presented as an officer of the Varangian Guard  подол_Псалтирь 1059г  подол_Император Алексей I (Х век)  подол_рукав_Письма Григория Назианзина к Кледонию (Византия, 11 в

 

И на закуску - спорная тема. В любительской византинистике принято считать многие предметы одежды, используемые в клерикальных иллюстрациях, архаизмами, которые художники из века в век перерисовывают друг у друга, подчиняясь канону в изображении святых и правителей библейских времён. Их характеризуют обычно такие элементы декора как длинные клавии или короткие с «подвесками» на концах (сигиллумы), квадратные табулы и круглые орибикулы, сохранившиеся в коптском и римском материале.

Мы и в самом деле не можем сказать, что подобная мода была широко в ходу. Но отголоски её ещё живут в текстильных изделиях на периферии вплоть до 13 века, постепенно упрощаясь – так технически сложное гобеленное ткачество у арабов постепенно становится просто вышивкой.

 

антич_Псалтирь  антич_Слово Григория Назианзина, 9th century  антич_Bibbia San Paolo fuori le Mura ( seconda metà IX secolo) _  антич_Епархиальный музей Бамберга

антич_далматика, псалитрь, 11 в Афон  антич_St  антич_Гомилиях Григория Богослова 880-883 гг  антич_остромировов_евангелие_11век_

 

Child's Tunic Excavated 2002 Coptic Period 7th to 10th century A  9 век  9-11вв_64Х114см--  11th century coptic hooded tunic

       Детская туника. Копты. VII-X вв.                            Копты. IX в.                            Копты. IX-XI вв.                            Копты. XI в.

 

 

 

 

 

 

----------------------------------------------------------

 

ИСПОДНЕЕ, ШТАНЫ, НОСКИ

 

 

Для начала, будет полезно разъяснить ромейскую терминологию.

Vrakha – штаны в современном понимании.

Hypokamisovrakhia – буквально ‘штаны под рубахой’, мы бы соотнесли их с современным нижним бельём, трусами.

Periskelismata – нижние штаны, «бриджи».

Touvia – ноговицы, «леггинсы», длинные чулки с носком. Такие ноговицы были в ходу ещё у скифов.

Kampotouva – гетры без носка.

Podortia – носки.

Housiaс X века вязаные чулки, в отличие от сшитых из ткани.

 

Старинное римское презрение к штанам, носимым варварами, прошло ещё до падения западных провинций. Позднеантичное искусство демонстрирует нам, что цельные штаны, подобные штанам из Thorsberg и Damendorf в Германии, а также из Zenobia в Сирии, являются общеупотребительной вещью на всей территории Империи наряду с «ноговицами».

Неизвестно, почему в моду входит более сложная, по сравнению со штанами, система из нижнего белья, подвязок и чулок. Но это не значит, что обычная цельная конструкция выходит из употребления. Ведь, как минимум, на изо появляются персонажи в штанах «персидской моды». Ниже приведён пример того, что можно назвать vrakha. К сожалению, в связи с проблемами византийской археологии, для наглядного примера приходится брать поздние или ранние артефакты артефакты.

гетры,%20штаны/Псалтирь%20Барберини%20XI%20в._персидские%20штаны.jpg    Tokalı%20Kilise%2011th  13-14 вв  Trousers,%20possibly%2012th–14th%20century,%20Morocco  

1.    Псалтирь Барберини XI в.

2.    Пророк Даниил.

3.    Церковь Tokalı.Gőreme. Турция. XI в.

4.    Египет. XII-XIII в.

5.    Марокко. XII-XIII в.

 

 

 

Hypokamisovrakhia и periskelismataнижние штаны. Вынуждены признаться, что мы специально разделили hypokamisovrakhia и periskelismata на два вида портов, т.к. кажется уместным подчеркнуть различие нижнего белья по длине. Hypokamisovrakhia это в буквальном смысле ‘штаны под рубахой’ – короткие трусы или что-то вроде набедренной повязки, мы не можем, к сожалению, оперировать артефактами. А periskelismataэто зауженные бриджи, которые неспроста обладают завязками.

 

Сорок%20мучеников%20Севастийских,%20триптих,%20кость,%20X-Xi%20в   Богомилы,%20монастырь%20святого%20Наума,%20980-1050%20гг  Texiles de Halabiyeh (Zenobia), 610 AD   5-7%20в

1.    Богомилы. Монастырь сваума. Македония, 980-1050 гг.

2.    40 севастийских мучеников. Триптих, кость. X-XI в.

3.    Halabiyeh (Zenobia), Сирия, 610 г.

4.    Коптский текстиль. Египет, V-VII вв.

 

Касаемо ноговиц touvia (тубия) приведём следующую цитату:

… к концу X века… к богато украшенной тунике с длинными рукавами приба­вилось роскошно отделанное нижнее платье: короткие (до колен) штаны в обтяжку, длинные чулки и подвязные башмаки темного цвета."
Г. Вейс "История культуры народов мира. Расцвет Византии"

Высота ноговицы могла быть различной – до колена, до середины бедра или до самого паха, как мы видим чуть выше на рисунке №3.


Менологий   11 в, церковь Успения Богродицы, Дафни, Афины      

1.    Минологий Василя II, X в.

2.    Церковь Успения Богродицы, Дафни, Афины, XI в.

3.    Минологий Василя II, X в

4.    Подвязные башмаки. Минологий Василя II, X в.

 

Untitled-3_      чулок%20с%20шерстяной%20подошвой_

Шерстяные ноговицы с подошвой. Мумия «византийского всадника» (chevalier byzantin). Антинополис, VII в.

 

Kampotouva – в переводе «полевые чулки», гетры из довольно грубой ткани, с подкладкой или простёганные, которые использовались как в гражданской, так и в военной жизни. Такие гамаши появились в позднеантичную эру для защиты голени конника от трения о стремянные ремни. Можно предположить, что kampotouva могли одеваться правителем вместе с сандалиями strikta.

 

Untitled-1   гетры2_   st_george11c.jpg

1.    Спящие солдаты. Церковь Karanlik. Gőreme, Каппадокия. XI в.

2.    Гетры из некрополя Антинополиса, VII в.

3.    Св. Георгий. Византия, XI в.



И, наконец, podortia и housia.

 

Podortia – носки. Софокл определяет их как ortation, т.е. «войлочная/суконная/шерстяная туфля». Нам кажется, что этим словом называли именно низкие носки, по щиколотку.

Housiaс X века это именно вязаные чулки, в отличие от сшитых из ткани ноговиц-тубий. «Хоузы» остались в английском языке как hose, сохранив своё значение без изменений. Это было не узелковое вязание nålebinding - можно сказать, что это был средневековый трикотаж.

 

     Karanlik XIth    The oldest real knitting (formed on two sticks by pulling loops through loops) we've got is 'Coptic socks' from Egypt, from around the year 1000 CE  12-13вв_египет_фустат    

1.    Носки из Египта, III-V вв.

2.    Фреска. Церковь Karanlik. Gőreme, Каппадокия. XI в.

3.    Два чулка. Копты, Египет. XI-XII вв..

4.    Минологий Василия II, X в.

 

Примечание: Обмотки повсеместно изображаются в религиозном искусстве в среднюю эпоху. Часто они – часть сельского убранства, например, библейских пастухов. Также, обмотки можно увидеть на ногах античных святых воинов (рис. 1). Т. Доусон предполагает, что это часть художественной традиции и никакого практического смысла не несёт. Например, «Книга Церемоний» описывает пасхальный ритуал, где император обматывает ноги льном и надевает золочёную обувь (возможно, рис.3). Обмотки схожи с бинтами, которыми пеленали покойников, а блеск золота символизирует торжество Воскресения. Но мы не стали бы настаивать на такой версии, хотя, действительно, часто можно наблюдать босых персонажей в обмотках на голую ногу (т.е. даже без штанов).

 

dimitrios003     10858457_913529308671862_7994786493936613_n     

1.    Дмитрий Солунский. Византия, X в.

2.    Минологий Василия II. X в.

3.    Феодор Стратилат. Kariye Muzesi, Стамбул. XIV в.

 

 

 

 

 

 

 

--------------------------------------------------------------------------

 

 

ОБУВЬ

 

При дворе обувь являлась такой же регалией, как и корона. Император носил красную обувь – это могли быть низкие туфли, называемые гиподемата, обязательно красного цвета, украшенные соответственно его положению.

 

       

 

Примечание: Hypodemata (ποδήματα) – в среднюю и позднюю византийскую эру стало общим названием обуви, отличной от сандалий. Хотя, в переводе это означает «перевязанные снизу», и в древности означало сандалии, где фиксирующий ремень проходил снизу подошвы. А в Древней Греции гиподематами назывались специальные подставки для ритонов (питьевых рогов).

 

Популярны были также полусапожки, называемые цангия или тангия. Считается, что мода на высокую обувь пришла из Персии. Кавалерия использовала высокие сапоги до бедра (Никифор II Фока «Стратегика»), которые, возможно, подвязывались к поясу, как в хазаро-аланской культуре. Тангия из египетской археологии представлены ниже.  Все эни датируются V-VII вв.
Сапоги на рис. 1 и 2 - с мягкой выворотной подошвой. Сапожки на рисунке 3 – со швом, проходящим под ступнёй (как у «хасаутских» сапог). На рис.4 представлены сапоги с отделкой по верху голенища, с характеными морщинами на подъёме, с отдельной подошвой, подшитым задником и внутренним (!) каблуком. Рис.5  - это император из «Слов Григория Назианзина»,
XI в.

 

 

    Слов Григория Назианзина 2 четв.jpg

 

 

 

В редких случаях правитель мог снизойти до простых вельмож и обуться в сандалии. Императорские сандалии назывались strikta и pedila и были позолочены, как сохранившиеся позднеантичные экземпляры. Анализ резной пластины с изображением императора Романа IV Диогена показывает, что структура сандалий не изменилась со времён Юстиниана, здесь они лишь дополнительно украшены жемчугом.

 

равенна.jpg       

1.    Мозаика из Равенны. Италия, V в.

2.    Роман IV Диоген. Византия, XI в.


Название kampagia (сандалии) дожило до 11 века. Иоан Лид в 6 веке детально описывал сандалии патрикиев: «обувь чёрного цвета, охватывающая пальцы и пятку до высоты щиколотки, с завязками с каждой стороны, завязанных на подъёме так, что видны чулки». Это описание очень походит для сандалий с мозаик Равенны. Также, по поводу Сената употреблялся ещё такой термин – «одетые в кампагии» (ho hupo kampagin sunkletos) – отмечая, что это была их стандартная обувь во время исполнения должностных обязанностей. Рис.1 презентует обувь свиты императора, Равенна, Италия, V век. На рисунке 2 – обувь «спящих солдат», церковь Karanlik, Каппадокия, Византия, XI век.


1345136131_cucu.jpg  


Обувь людей попроще отличалась уровнем декорирования. Низкие туфли с пяткой были удобны в этом климате и, как видим на рисунках выше, устраивала и высшие классы, и низшие. Далее мы попытались дать для сравнения несколько примеров обуви, где количество отделки уменьшается в зависимости от статуса и возможностей владельцев. К сожалению, датировки находок довольно ранние. Остаётся только надеяться, что мода была достаточно устойчивой, хотя, глядя на обувные прилавки современных нам турецких, сирийских, марокканских рынков, понимаешь, что дух средневековья их не покинул до сих пор.

 

      

1.    Копты. Египет, IV-VI вв.

2.    Египет. Akhmim (бывший Panopolis), VI-VII в.

3.    Египет. Антинополис, VII в.

 копты_6-7вв_1.jpg

1.    Египет, VII в.

2.    Египет, VI-VII в.

 

Имеются также находки туфлей без задника, очевидно, удобных для ношения дома. В современных языках для такого рода «шлёпанцев» сохранилось название пантофли / пантуфли (нем. Bandtafel – ‘подвязная дощечка’). Хотя, по сути, bandtafel это как раз те самые hypodemata, у которых ремень проходил снизу подошвы. В языкознании такая путаница периодически случается.

      

1.    Египет, IV-VII в.

2.    Египет, IV-VI в.

3.    Турецкие шлёпанцы. XVII в.

 

И совсем простая обувь вида кампагий. В таких лёгких сандалиях изображаются святые и нищие, очевидно, чтобы подчеркнуть их сермяжные взгляды на жизнь и оторванность от мира сего.

 

  

1.    Мозаика Равенны. Италия, V в.

2.    Минологий Василия II. Византия, X в.

 

 Early Medieval Egypt, dating between the year 400-600 AD.jpg  

1.    Иудейская пустыня, Nahal Heve. II век.

2.    Египет, V-VII в.

3.    Сандалии пророка Мухаммеда.

4.    Мозаика Равенны. Италия, V век.


Примечание: Выше мы говорили, что в античную эпоху гиподематами называлась пробковая или деревянная подошва, которая подвязывалась к дорогой кожаной обуви, чтобы не запачкать её. Приставка пан- (греч. πν) имеет семантику ‘всеохватывающий’, ‘надстоящий’, другими словами – есть туфли, а есть «над»-туфли. В подобном разрезе также интересна поздняя турецкая мода дополнительных верхних туфлей.

          tbside1.jpg

1.    Деревянная подошва.

2.    Деревянная подошва, где видно местоположение лямки. Yenikapı, Стамбул, V-IX в.

3.    Турецкая «двойная» обувь, XVII в.

 

Римская империя оставила значительное наследие империи ромеев, в том числе и военное. Мы уже упоминали, как римляне постепенно переняли у диких варваров моду носить штаны. Это произошло при посредстве армии, которая со временем захватила такие климатические зоны, где без штанов приходилось несладко. С обувью, очевидно, произошла та же история. Вот что пишут стратеги X века:

"...готские башмаки с подметками, без носков (тупоносые), сшитые свободно, с двумя застёжками и не более, их необходимо также укрепить несколькими небольшими гвоздями..ет необходимости в сапогах или в поножах, поскольку в походе они не нужны, да и тяжелы для ношения".
Маврикий «Стратегикон»

"Пусть же они имеют, если возможно, и короткую обувь, и двойную вплоть до колен, либо одинарную до бедер, или даже сандалии, т.е. музакии, либо называемые в просторечии цервулии".
Никифор
II Фока «Стратегика»

Не совсем понятно, что имеется в виду под «готскими башмаками», предположим, что это были закрытые европейские ботинки выше традиционных гиподемат. Ещё полезная информация – что сапоги неудобны в походе. Очевидно, что во время непосредственно военных действий они весьма удобны. Далее ещё раз подтверждается короткая обувь, а вот что такое «двойная до колен» и «одинарная до бёдер»? С этим наглядно разберёмся чуть позже. А сейчас давайте рассмотрим, что такое музакии / цервулии, о которых Никифор II отзывается так пренебрежительно.

Римские сандалии, в том числе военные, назывались калиги или кальцеи. Калиги – ремешковые «босоножки». Кальцеи – полузакрытая обувь со сплошной голенью. Византийские цервулии (σερβούλια) – те же ремешковые сандалии (без уточнения их длины / высоты). Музакии (μουζάκια) – очевидно, их просторечный синоним. Для более точных определений и выводов у нас, к сожалению, просто не хватает научного материала.

А теперь давайте кратко ознакомимся с тем, что общего у римской и византийской обуви.

 

пергамский алтарь, Пергам, 3-2 вв.до.н.э..jpg    калига, 2-3 в. Болгария.jpg    Mt Sinai1186.101v.jpg 11th C.jpg

1.    Кальцеи. Пергамский алтарь. Пергам, III-II век до.

2.    Кальцеи. Музей Пловдива, Болгария. II-III в.

3.    Цервулии (?). Mount Sinai 1186 101v. Египет, XI в.

 

кальцеи, 3rd century shoe with a reproduction next to it.jpg   DemetriosCavalryKavadion.jpg    TheodoreC11.jpg

1.    Кальцеи. Рим, III в.

2.    Св. Демитрий, Византия, X в.

3.    Ботинки (?). Св. Теодор. Византия, XI в.

 

calceus-SENATORIUS3.jpg  Medieval church or Privlepta, Ohrid, Macedonia.jpg   3178502014_dfe8eafdf5_z.jpg   осеберг, музей осло. 9-10 в.jpg

 

1.    Muzeul National al Unrii. Румыния, II-III в.

2.    Церковь Privlepta, Ohrid. Macedonia, XI в.

3.    Готский ботинок? Рим, II-III в.н.э.

4.    Ботинок из Осеберг. Vikingskipshuset, IX-X в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тангии – сапоги. Будем кратки. Они есть, но, как везде в византийской археологии, находок в нужный нам период (IX-XI вв.) на собственно греческой Византийской территории нет. Приходится снова, как и в теме об императорских тангиях, апеллировать к ранним находкам, например, египетским и сассанидским.

 

     

1.    Император в сапожках. Слова Григория Назианзина, XI в.

2.    Феодор Тирон. Византия, X в.

3.    Феодор Стратилат. Византия, X в.

4.    Свеоргий, протыкающий Диоклетиана. Грузия, XI в.

5.    Монастырь Осиос Лукас в Беотии (Дельфы), XI в.

 

 

Сапог №1 – из раскопок некрополиса в городе Антиное (Антинополис), где сапог обнаружено несколько десятков. Обратим лишь внимание на то, что шов у таких сапог шёл по тыльной стороне голенища через пятку и по подошве, как на помянутых выше «хасаутских» сапогах. Более детальные фото показывают также наличие густого тиснёного узора на головке сапога.

Сапог №2 – сассанидский. Он скроен так же, как и богато декорированный тангий-полусапожок из Египта. То есть, с отдельной подошвой, отдельной кроёной (или усиленной) пяткой и очевидно таким же внутренним каблучком.

 

     

 

 

А теперь вспомним цитату:

"Пусть же они имеют, если возможно, и короткую обувь, и двойную вплоть до колен, либо одинарную до бёдер …".
Никифор
II Фока «Стратегика»


По нашем у мнению, «одинарная до бёдер» обувь это высокие сапоги в полную длину, возможно, закрёплённые на поясе с помощью подвязки (судя по их мягкости). А «двойная до колен» обувь – это те же сапоги, только завёрнутые вниз на голень, подобно спущенным вниз ботфортам. Это мнение может быть спорным, но пока оно единственное, в чём есть какой-то логический смысл.

 



 

И последний вид обуви.

Мы включаем её в общий перечень на свой страх и риск, так как нам кажется, что корни её в Византии. Это обувь, которая сохранилась в музеях как принадлежавшая понтификам и императорам.

 

1101 - 1200 Италия.jpg    Coronation shoes of the Holy Roman Emperors, originally 12-13th century, altered in the 17th century.jpg    Untitled-1.jpg

1.    Италия, 1100-1200 г.

2.    Коронационная обувь императоов Священной Римской Империи. XII-XIII вв. Реставрировалась в XVII в.

3.    Shoes of St Godehard, XI в. Золотые точки и тире нарисованы реставраторами XVIII века.

4.    Ботинки папы Бенедикта XI. Второая половина XIII в.

 

      

1.    Церковная обувь. Центральный музей Утрехта, 1300-1317 г.

2.    Литургические сандали из Stavelot, кожа и шёлк, Италия, XII в.

 

      

1.    Ботинки принцессы Хильдегард, XII в.

2.    Обувь епископа Трирского собора Святого Петра. Германия,XII в.

 

-------------------------------------------------------------------------------------------

 

P.S.: головные уборы будут добавлены позже. Когда – не знаем. И знать не хотим.

P.P.S.: Правильные выкройки одежды будут выпущены отдельным файлом. И не нами.

P.P.P.S. На правах местечковой сенсации. Почему-то именно сегодня, в день, когда я заканчиваю этот многотрудный для меня мануал, абсолютно случайно в Интернете «нарылась» информация, которой так хотелось много лет. Эти безрукавные кафтаны с пуговицами, горизонтальными нашивными «разговорами» могут представлять аvdion (от арабского слова ‘abeuah’), свободную безрукавную накидку полностью распашную по центру.

5 век, Антинополис, папирус с Элиадой.jpg


«Папи́рус возни́чих» (англ. Charioteer Papyrus) — папирусный фрагмент, содержащий иллюстрацию к неотождествлённому литературному произведению. Хранится в Лондоне в Обществе исследований Египта(инвентарный номер и шифр P. Ant. s. n. = MP³ 2916)

 

Больше информации по ссылке:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Папирус_возничих

 

 

КОНЕЦ

 

 

Олег Козленков aka Helgi Stalingrad (C) 2016


Возврат к списку





Служебный раздел

Тех.поддержка: info@south-rus.org

Разработка сайта: saltdesign.ru

ЛОМОО ВИК "Копьё", г. Елец

Фото для заголовка сайта: Brandr