Фото062.jpg

Символика наших фестивалей.

Готовим "Русборг", "Ладейное Поле" и "СтрЕлец" в 2013 году...

Каникули!

Грядут всероссийские пьяные каникулы.Учитывая, что пить мне, в целом, не интересно, планирую провести их в мастерской.Так что, желающие личного общени..
Сообщение 43 - 44 из 44
Начало | Пред. | 11 12 13 14 15 | След. | Конец

Яндекс.Метрика

 

Информация для Благотворителей

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация
  • Архив

    «   Март 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
                 

Конкурс "Своя ноша не тянет"

Друзья, представляем вам инициативу Егора "Вредного бусодела" Стратовича и уважаемых LOMов: конкурс "Своя ноша не тянет".

Идея такова: мужчина несет женщину (любым способом), которая держит 2 кружечки/рога или любых других ёмкости. Дистанция - 50 метров.
Необходимо преодолеть 3 препятствия: натянутый на уровне шеи полог (под ним придётся пригнуться); три верёвки, которые нужно перешагнуть; препятствие, заставляющее бежать зигзагом.
Мужчины добегают до финиша, где ставят женщин на землю. Те бегут обратно в начало дистанции, где наливают в свои кружки пиво и бегут назад к своим мужчинам.
Затем паре надо выпить пиво "на брудершафт" и поцеловаться!
Кто первый - тот молодец!

За первое место ценный приз: бирковская стеклянная кружка, наполненная бусинами.

Cписок литературы по исследованиям древнерусских и позднесредневековых изделий из кожи

Список предоставлен А. В. Курбатовым

1. Курбатов А.В., Николаева А.Л. 1989 Вопросы изучения, реставрации и консервации кожаных изделий из раскопок Ивангорода// Нарва, Ивангород, Принаровье, воздействия культур. Ис­тория и археология. ТД/ Нарв.Гор.Музей; ЛОИА АН СССР; Ред. В.П.Петренко, Э.Ф.Эфендиев. Нарва. 29–32.+
2. Курбатов А.В. 1990а Развитие технологии выделки кожи и кожевенно-обувного производства в средневековых русских го­родах// Города Верхней Руси. Истоки и становле­ние. Торопец. 57–61.
3. Курбатов А.В. 1990б О выделении языческих культовых объектов (на примере камней-следовиков)// Реконструкция древних верований: источники, метод, цель. Л. 65–68.
4. Курбатов А.В. 1991а Коллекция кожаных предметов из Ивангорода (по раскопкам 1980– 1986гг.)// КСИА. Вып.205. 71–77.
5. Курбатов А.В. 1991б Методические аспекты историко-археологического анализа средневекового кожевенного производства// Проблемы хронологии и периодизации в археоло­гии. Археологические изыскания. Вып.3. Л.: Изд. ЛОИА АН СССР. 130–140.
6. Курбатов А.В. 1992а Коллекция кожаных предметов из раскопок крепости Ивангород// АИППЗ. 72–75.
7. Курбатов А.В. 1992б Рец.: F.Grew & de Neergaard, 1988. Shoes and pat­tens// Medieval finds from excavatiоns in London: 2. London// РА. №4. 220–224.
8. Курбатов А.В. 1992в Некоторые вопросы сложения традиций средневеко­вого русского кожевенного производства (по матери­алам Пскова)// АИППЗ 1991. Материалы симпозиума; Отв.ред. В.В.Седов. Псков: ИА РАН, ПГНИАЦ. 39–42. (Соавт.  Е.С.Зубкова)
9. Курбатов А.В. 1992г Коллекция кожаных предметов из Чернигова//Архiтектурнi та археологiчнi старожитностi Чернiгiвщини. Чернiгiв. 119–127.
10. Курбатов А.В.1993 Совершенствование технологии кожевенно-обувно­го производства в русских средневековых городах (по материалам раскопок 1985г. в Твери)// Памят­ники истории, культуры и природы Европейской Рос­сии. ТД IV НК. Ниж. Новгород. 25–26.
11. Курбатов А.В. 1994а Опыт исторической интерпретации изделий коже­венно-обувного производства// Древний Псков. Исследования средневекового города. Материалы конференции, СПб, 20–21 мая 1992г. СПб. 86–90.
12. Курбатов А.В. 1994б Коллекция кожаных предметов из раскопок 1985г. в Тверском Кремле в связи с вопросами совершенс­твования технологии ремесла в русских средневеко­вых городах// ТАС. Вып.1.189–195.
13. Курбатов А.В. 1994в Опыт анализа культурных отложений на территории Тверского кремля (по раскопкам Л.А.Поповой в 1985г.)// ТАС. Вып.1. 184–188.
14. Курбатов А.В.  1994г Исследования на посаде Ивангорода// АО-1993. 22–23.
15. Курбатов А.В. 1994д Разведочные работы в Осташковском и Бологовском районах Тверской области// АО-1993. С. 76.
16. Курбатов А.В. 1994е Рец.: Medemblik and Monnikendam: Aspects of me­dieval urbanization in Northern Holland// Cingula, 11. Amsterdam. 1989// РА. №1. 225–230.
17. Курбатов А.В. 1994ж Карта историко-культурных природных объектов на территории Ленинградской области// ТД МК посвященной 100-летию со дня рождения В.И.Равдоникаса. СПб. 109–111.
18. Курбатов А.В. 1994з Культурный слой Ивангорода// Памятники средне­вековой культуры.  Открытия и версии. СПб. 131–141 (соавтор В.П.Петренко)
19. Курбатов А.В. 1995а Кожаные изделия шведского периода из раскопок Ивангородской крепости// РА. №2. 198–208.
20. Курбатов А.В. 1995б Раннесредневековая обувь на Северо-Западе Рос­сии и вопросы сложения ремесла// Древности Севе­ро-Западной России: Сборник материалов НК, посвященной 90-летию со дня рождения Г.П.Гроздилова/ ГЭ; Редкол. О.И.Давидан, А.Н.Мазуркевич. СПб. 64–67.
21. Курбатов А.В. 1995в Камень с петроглифами в Твери// Изучение куль­турных взаимодействий и новые археологические открытия. СПб. С. 67.
22. Курбатов А.В. 1995г Археологическая реконструкция застройки Иванго­родской крепости// Изучение культурных взаимо­действий и новые археологические открытия. СПб. 67–70.
23. Курбатов А.В. 1995д К вопросу об этно-социальной принадлежности кожаных предметов// Ладога и Северная Русь. СПб. 49–51.+
24. Курбатов А.В. 1995е Исследование укреплений Ивангородской крепости// Фортификация в древности и средневековье.  СПб. 105–108.
25. Курбатов А.В. 1995ж Природные историко-культурные объекты как ос­нова  ландшафтной экспозиции// Музей в современной культуре. ТД НК. СПб. 55–58.
26. Курбатов А.В. 1995з Разведки в Тверской области// АО-1994. 115–116.
27. Курбатов А.В. 1995и Культовые камни и почитаемые источники на тер­ритории Ленинградской области// В.А.Лапшин Архео­логическая карта Ленинградской области. Часть 2. СПб: СПбГУ; ИИМК РАН. 179–193.
28. Курбатов А.В., 1995к Новые исследования крепости Ям// Фортификация в древности и средневековье. СПб. 103–105 /соавтор В.И.Кильдюшевский/
29. Курбатов А.В. 1996а Кожевенное производство Твери в XIII–XIVвв.// Великий князь Михаил Ярославич: личность, эпо­ха, наследие. ТД юбилейной НК. Тверь: АОАТО. 41–43.
30. Курбатов А.В. 1996б Кожаные предметы из Чернигова// Археологiя. №2. Киiв. 148–151.
31. Курбатов А.В. 1996в Уровень технологии кожевенного ремесла в древ­нерусский период// Ладога и Северная Европа. СПб. 81–83.
32. Курбатов А.В. 1996г Историко-культурные валуны Тверской области// ТТЗ. Вып.1. 91–104.
33. Курбатов А.В. 1996д Раннесредневековая обувь Старой Ладоги и вопро­сы сложения городского ремесла// ТТЗ. Вып.1. 105–113.
34. Курбатов А.В. 1996е Охранные исследования Загородского посада г.Твери// Новые археологические открытия и изучение культурной трансформации. СПб. 49–52 (соавтор И.Н.Черных)
35. Курбатов А.В. 1996ж Раскопки в Тверском кремле// Новые археологи­ческие открытия и изучение культурной трансформа­ции. СПб. 44–45 /соавторы В.А.Лапшин, В.И.Кильдюшевский, О.М.Олейников, Н.Е.Персов, Т.А.Чукова/
36. Курбатов А.В. 1996з Исследования на бывшем Загородском посаде г.Твери// АО-1995. М. 146–147 /соавтор В.И.Кильдюшевский/
37. Курбатов А.В. 1996и Камень с петроглифами из г.Твери в контексте проблематики наскальных изображений Европы// ТАС. Вып.2. 347–351.
38. Курбатов А.В. 1996к К истории Загородского посада// Газ. Вече Твери. 1996, 31 июля.
39. Курбатов А.В. 1997а Кожевенно-обувная мастерская в контексте культурного слоя// ТТЗ. Вып.2. 277–290.
40. Курбатов А.В. 1997б Кожевенное производство в городах северо-за­пада России в XV–XVIIвв. АКД. СПб.
41. Курбатов А.В. 1997в Раскопки в Тверском кремле// Новые исследова­ния археологов России и СНГ. СПб. 46–48 /соавторы В.А.Лапшин, Т.А.Чукова, Н.Е.Персов, И.Н.Черных/
42. Курбатов А.В. 1997г Отражение межрегиональных контактов по материа­лам   кожевенного производства Твери XIII–XIVвв.// Культурные взаимодействия в  условиях контакт­ных зон. СПб. 75–78, илл.
43. Курбатов А.В. 1997д Раннесредневековая обувь Поволховья и вопросы сложения городского ремесла// Древности Повол­ховья. СПб: ИИМК РАН. 117–128.
44. Курбатов А.В. 1997е Археологическая реконструкция застройки Большо­го Бояршего города в Ивангородской крепости (Рас­коп №1)// Крепость Ивангород. Новые открытия. Составитель и редактор М.И.Мильчик. СПб: Дмитрий Буланин. 86–123.
45. Курбатов А.В. 1997ж Кожевенное производство Твери XIII–п.п. XVвв. по раскопкам Тверского кремля 1993–96гг.// Михаил Тверской: личность, эпоха, наследие. Тверь: АОАТО. 127–147.
46. Курбатов А.В. 1997з Формирование музейных фондов массового археоло­гического материала (теория и практика)// Музей в современной культуре. Научные труды СПб ГАК. Т.147. СПб. 51–68. 1.2а.л. +скан.
47. Курбатов А.В. 1997и Кожаные изделия средневекового Орешка// ПСКОВ. Т.1. СПб- Псков. 270–280 (соавтор В.И.Кильдюшевс­кий)
48. Курбатов А.В. 1997к Данные этнографии в реконструкции русского средневекового кожевенного производства// ПСКОВ. Т.1. СПб-Псков. 367–373. 0.8 а.л.
49. Курбатов А.В. 1997л Кожевенное производство в городах северо-за­пада России в XV–XVIIвв. Дисс.к.и.н. СПб.
… Курбатов А.В. 1997м «Тропа предков» глазами потомков// Газ.Тверская жизнь. 11 февраля 1997г. С. 4.
50. Курбатов А.В. 1998а Кожаные предметы из раскопок Пустозерска// Третьи Аввакумов-ские чтения. Нарьян-Мар. 42–55 /соавтор О.В.Овсянников/
51. Курбатов А.В. 1998б К истории развития посадов г.Твери// Поселе­ния: среда, культура, социум. Материалы ТНК. СПб. 212–216.
52. Курбатов А.В.  1998в Погребальная обувь из раскопок псковской «ску­дельницы» XVIв.// Церковная археология. 4. СПб. 103–106 /соавтор Т.Е.Ершова/
53. Курбатов А.В. 1999а Изделия кожевенного производства в городах русского Заполярья (Мангазея)// АВ. №6. 245–271 /соавтор О.В.Овсянни­ков/
54. Курбатов А.В. 1999б Кожевенная терминология и материальная культура// 60 лет кафедре археологии МГУ им.М.В.Ломоносо­ва. ТД НК. М. 23–26.
55. Курбатов А.В. 1999в Наследие М.К.Каргера: коллекция кожаных предме­тов из раскопок 1957г. на Верхнем замке Полоцка// Раннесредневековые древности Северной Руси и ее соседей. СПб: ИИМК РАН. 100–117. 1.7а.л. +скан.
56. Курбатов А.В. 2000а Проблемы изучения культовых камней Восточной Европы на современном этапе// Святилища: археоло­гия ритуала и вопросы семантики. СПб. 131–135. 0.5а.л.
57. Курбатов А.В.  2000б Загадочные знаки на камнях// Отечество. М. 164–190. 1.5а.л.
58. Курбатов А.В. 2000в Советы исследователям историко-культурных объектов //Отечество. М. 191–192. 0.1а.л.
59. Курбатов А.В. 2000г Культурные влияния Востока в кожевенном произ­водстве средневековой Руси// Культуры степей Ев­разии второй половины Iтыс.н.э. (из истории кос­тюма). ТД III международной археологической конференции. Самара. 82–86. 0.4а.л.
60. Курбатов А.В. 2001а Культурные влияния Востока в кожевенном произ­водстве средневековой Руси// Культуры евразийских степей второй половины I тыс.н.э. (из истории костюма). Т.2. Самара: СОИКМ. 197–210. 1.2а.л.
61. Курбатов А.В. 2001б Русь нелапотная. Об одном историографическом мифе про лапти и лапотников// Родина. Июнь 2001. 42–44. 0.4а.л.
62. Курбатов А.В. 2001в Кожевенная терминология и материальная культура// Древние ремесленники Приуралья.  Ижевск. 399–416. 1.3 а.л.
    Рец.: A.Kowalska 2005, 165–168.
63. Курбатов А.В. 2001г Кожевенное производство в лексике берестяных грамот// Староладожский сборник. Вып.4. СПб-Старая Ладога. 10–21.
64. Курбатов А.В. 2001д К истории лаптя на Руси (жизнь историографичес­ких мифов XVIIIв.)// ТАС. Вып.4, т.II. 225–233. 1.2а.л. +скан.
65. Курбатов А.В. 2001е К истории формирования посадов г.Твери (этапы территориального роста города по раскопкам 1980-х–1990-х гг.)// ТАС. Вып.4, т.II. 294–302. 1.3а.л.
66. Курбатов А.В. 2001ж Традиционность в материальной культуре русской провинции позднего средневековья// ТАС. Вып.4, т.II. 307–315 (соавтор В.И.Кильдюшевский). 1.0а.л.
67. Курбатов А.В. 2001з Раскопки на Затьмацком посаде Твери// АО-1999. С. 95. 0.1а.л.
68. Курбатов А.В. 2002а А была ли Русь лапотной? Об одном историографи­ческом мифе// Отечество. №1. 2002. М. 51–59. 0.5а.л.
69. Курбатов А.В. 2002б Итоги изучения посада средневекового Ивангорода// Культурное наследие Российского государства. Вып.III. СПб. 69–78. 0.8а.л.
70. Курбатов А.В. 2002в Археологические памятники г.Осташкова (иссле­дования в зоне южных рубежей Новгородской земли)// Ладога и ее соседи в эпоху средневековья. СПб: ИИМК РАН. 278–283. 1.1 а.л.
71. Курбатов А.В. 2002г Погребальная обувь средневековой Руси// АВ. №9. 155–172. 1.2 а.л. +скан.
72. Курбатов А.В. 2002д Исследования в Антониево-Дымском монастыре// Ладога и Северная Евразия от Байкала до Ла-Манша. Связующие пути и организующие центры. Шестые чте­ния памяти Анны Мачинской, Старая Ладога, 21–23 декабря 2001г. СПб. 191–195. (соавтор Д.Н.Григорьев) 0.7а.л.
73. Kurbatov Aleksandr 2002e New archaeological excavations in Viipuri. Results of field inves-tigations of the 1998–2001 seasons and current research problems of urban history// Fennoscandia archaeologica XIX (2002). 37–64 (with Aleksandr Saksa, Stanislav Bels­ky, Nadezhda Polyakova and Mervi Suhonen). 2.2 а.л.
74. Курбатов А.В. 2002ж «Юфть»: историко-археологический комментарий// Старола-дожский сборник. Вып.5. СПб-Старая Ладога. 158–174.1.2 а.л.
75. Курбатов А.В. 2002з Проблематика изучения природных историко-культурных объектов Восточной Европы на современном этапе// ТАС. Вып.5. 558–568 (ПО 3393/5)
76. Курбатов А.В. 2003а Кожаные предметы из Пустозерска// Ясински М.Э., О.В. Овсянников. Пустозерск. Русский город в Арктике. СПб. 225–243. 1.2а.л.
77. Курбатов А.В. 2003б Выборг – первые века истории (некоторые итоги исследований 1998–2001гг.) //Проблемы балтийс­кой археологии. Вып.1. Серия: Terra Baltika. 2. Калининград. 129–140. Соавторы: Сакса А.И., Бельский С.В., Полякова Н.Ю. 1.7а.л.
78. Курбатов А.В.  2003в «Меры сапожные» и проблема ремесленного учени­чества// АВ. №10. 169–182.
79. Курбатов А.В. 2003г Новые данные по истории ремесленного ученичест­ва в средневековой Руси// Культурное наследие Российского государства. Вып.4. СПб. 373–383.
80. Курбатов А.В. 2003д Кожаные изделия средневекового Выборга по рас­копкам 2000–   2001гг.// Староладожский сборник. Вып.6. СПб-Старая Ладога. 122–158.
81. Курбатов А.В. 2003е Коллекция кожи из раскопок г.Торжка  в 1994г. (Климентовский-1  раскоп)// ТТЗ. Вып.5. 148–158.
82. Курбатов А.В. 2004а Кожевенное производство Твери XIII–XVвв. (по материалам раскопок Тверского кремля 1993–1997гг.). СПб: Петербургское Востоковедение.  312 с., 153 илл.
    +Рец.: Осипов Д.О. //РА. 2005, №3. 165–169.
83. Курбатов А.В. 2004б Стиль и мода по материалам обуви средневековой Руси// Мода и дизайн: исторический опыт – но­вые технологии. Материалы 7-й МНК, СПб, 30 июня–3 июля 2004. СПб. 214–219.
84. Курбатов А.В. 2004в Кожаные предметы из раскопок на Рюриковом Го­родище в 2001–02гг.// АВ. №11. 218–225.
85. Курбатов А.В., Т.С.Матехина (Варфоломеева) 2004г Мех и кожа в средневековой Европе. Рецензия на сб.: Leather and Fur. Aspects of Early Medieval Trade and Technology. Edited by Esther Cameron. London. 1998// АВ. №11. 350–357.
86. Курбатов А.В. 2004д Обувная мода в средневековой Руси (по наход­кам из раскопок в Твери)// Археология, история, нумизматика, этнография Восточной Европы. Сб. статей памяти проф. И.В.Дубова. СПб: Изд. СПбУ. 102–115.
87. Курбатов А.В. 2004е Древнерусская обувная мода и время появления фигуры «мастера Авраама»// Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции. Материалы ТНК, Санкт-Петербург, 1–4 декабря 2004г. СПб. 170–173. 0.6а.л.
88. Курбатов А.В. 2004ж Комплекс раннемосковского времени с Затьмац­кого посада г. Твери// АИППЗ. Материалы 50 научного семинара. Псков. 2004. 268–282. +скан.
89. Курбатов А.В., Харлашов Б.Н. 2004з Кожевенное производство древнего  Пскова  по  материалам Васильевского раскопа 1990г.// АИППЗ. Материалы 50 научного семинара. Псков: ПГОИАХМЗ. 137–153. +скан.
90. Курбатов А.В. 2004и Раскопки на территории бывших торговых рядов во Владимире// АО-2003. 152–154.
91. Курбатов А.В. 2004к Этапы развития кожевенного ремесла в средневековой России //НАЧ. 2. Вел.Новгород. 81–89. 0.9а.л.
92. Курбатов А.В. 2005а История обувной моды в Скандинавии и восточноевропейские параллели. Рец.: June Swann. History of Footwear in Norway, Sweden and Finland. Prehistory to 1950. Stockholm. 2001. P. 357, fig. 443// АВ. №12. 231–244. 1.2 а.л.
93. Курбатов А.В. 2005б О времени появления валяной обуви в России// Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии. Материалы 8-й МНК, СПб, 4–7 июля 2005г. СПб. 43–48. 0.6а.л.
94. Курбатов А.В. 2005в Предыстория русского кожевенного ремесла// Stratum plus, №5, 2003–2004. СПб-Кишинев-Одесса-Бухарест. 283–304. 2.4 а.л.
95. Курбатов А.В. 2006а Кожаные предметы из раскопов IVA и XIV на ул.Ленина// АИППЗ. Материалы LI научного семинара. Псков. 87–112. 1.9а.л.
96. Курбатов А.В. 2006б Декор древнерусских кожаных изделий: традиция и мода// Славяно-русское ювелирное дело и его истоки. МНК, посвященная 100-летию со дня рождения Г.Ф.Корзухиной. ТД. СПб. 82–85. 0.5а.л.
97.  Курбатов А.В., В.И.Кильдюшевский, Т.Ф.Мухина 2006в Эстетика бытовых предметов в древнем Владимире// Славяно-русское ювелирное дело и его истоки. МНК, посвященная 100-летию со дня рождения Г.Ф.Корзухиной. ТД. СПб. 69–71 0.3а.л.
98. Курбатов А.В. 2006г Региональные черты в бытовой материальной культуре (на примере кожаных находок из раскопок в Таллине)// АВ. №13. 264–272. 1.1 а.л.
99. Курбатов А.В. 2006д История войлока и валяной обуви на Руси// ЖС. №3(51), 2006. 31–33. (ПQ 1145 /2006.3) 0.3 а.л.
100. Курбатов А.В. 2006е Русская обувная мода XVIIв. по археологическим материалам// Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии. Материалы 9-й МНК, СПб, 4–7 июля 2006г. СПб. 367–373. 0.5 а.л.
101. КурбатовА.В.2006ж Археология и палеоэтнография средневековой Твери  (по материалам кожевенного ремесла)// Древняя Тверь. Материалы НК. Тверь. 42–72. 1.6 а.л.
102. Курбатов А.В. 2006з Древнерусская одежда и обувь: от археологических реалий   до  историко-культурных реконструкций// Музей. Экскурсия. Туризм. Сборник материалов конференции. СПб. 139–144. 0.5 а.л.
103. Курбатов А.В. 2006и Кожевенное ремесло в ранней Ладоге по раскопкам 1997–2005 гг.// Производственные центры: источники, «дороги», ареал распространения. Материалы ТНК, СПб, 18–21 декабря 2006г. СПб. 109–117 (соавтор Григорьева Н.В.) 1.3 а.л.
104. Курбатов А.В. 2006к Связи Поволховья с регионами Балтийского моря в VIII–XIвв. по материалам кожевенного ремесла// Ладога и Ладожская земля в эпоху  средневековья. Вып.1. СПб: ИИМК РАН. 54–71. 1.1 а.л.
105. Курбатов А.В. 2006л Оборонительные сооружения Ивангорода по археологическим данным// Международная НПК: «Военное дело России и её соседей в прошлом, настоящем и будущем», 29–31 марта 2005г., СПб; М. 176–180. 0.4 а.л.
106. Курбатов А.В. 2007а Этапы освоения Севера в связи с развитием кожевенного ремесла  средневековой России //АВ. №14. М.: Наука. 157–165. 1.3 а.л.
107. Курбатов А.В. 2007б Новгородская «революция XII века» и прогресс в кожевенном ремесле// У истоков русской государственности. К 30-летию археологического изучения Новгородского Рюрикова Городища и Новгородской областной археоло-гической экспедиции. Историко-археологический сборник. Материалы МНК 4–7 октября 2005г., Вел.Новгород, Россия. 2007. СПб: Дмитрий Буланин. 89–133. 4.8 а.л.
108. Курбатов А.В. 2007в Раскопки у Торговых Рядов в г.Владимире// АО-2005. 173–175.  0.2 а.л.
109. Курбатов А.В., А.Н.Егорьков, В.И.Кильдюшевский  2007г Традиции стеклоделия в домонгольском Владимире по результатам анализов находок 2006г.// Записки ИИМК РАН. №2. 257–268 1.2 а.л. +скан.
110. Курбатов А.В. 2007д Раскопки 2003–2004гг. у Торговых рядов в г.Владимире// АВСЗ. Вып.1. М.: ИА РАН. 90–97. 0.7 а.л.
111. Курбатов А.В. 2007е Современная проблематика в изучении русского средневекового кожевенного ремесла// ТАС. Вып.6, т.II. Тверь: ООО «Изд-во «Триада». 306–319. 2.1 а.л.
112. Курбатов А.В., В.И.Кильдюшевский, А.Н.Егорьков 2007ж К традициям  стеклоделия в древнем Владимире (по материалам раскопок 2006г. в «Ветчаном городе»)/ «Комплексный подход в изучении Древней Руси». IV МНК, Москва, 2–5 октября 2007г.// Древняя Русь. Вопросы медиевистики. №3(29), сент. 2007. М. 35–36 0.1 а.л.
113. Курбатов А.В. 2008а Музееведение и археология – две составляющих в изучении древнерусской моды и кожевенного ремесла. Рец.: Осипов Д.О. Обувь московской земли XII–XVIIIвв. 200с.; 323 ил. 2006. М.: ИА РАН. Материалы охранных археологических исследований. Т.7// АВ. №15. М.: Наука. 246–254. 1.2 а.л.
114. Курбатов А.В. 2008б Этапы технического совершенствования в кожевенном деле     средневековой России// Труды II (XVIII) ВАС в Суздале 2008г. Т.II. М: ИА РАН. 472–476. 0.9 а.л. (Q 12979/2.2)
115. Курбатов А.В. 2008в Серийные кожаные изделия неопределенного назначения// Случайные находки: хронология, атрибуция, историко-культурный контекст. Материалы ТНК: СПб, 16–19 декабря 2008г. СПб. 2008. 260–268. 0.5 а.л.
116. Курбатов А.В. 2008г О внестратиграфическом датировании комплексов кожаных изделий в русских средневековых городах// Записки ИИМК РАН. №3. СПб: Дмитрий Буланин. 210–233. 1.4 а.л. +скан.
117. Курбатов А.В., Харлашов Б.Н. 2008д Кожаные предметы из Петровского 4 раскопа// Семинар имени академика В.В.Седова. Материалы LIII заседания (10–13 апреля 2007г.). 2008. Псков: Издание ИА РАН. 75–88. 0.7 а.л.
118. Курбатов А.В. 2008е Начальный период сложения средневекового кожевенного ремесла на Руси// Ладога и Ладожская земля в эпоху  средневековья. Вып.2. СПб: Нестор-История. 68–151. 7.0 а.л.
119. Курбатов А.В. 2008ж Археологические данные о кожевенно-обувном ремесле в древнем  Владимире// АВСЗ. Вып.2. М.: ИА РАН. 171–190. 1.6 а.л.
120. Курбатов А.В. 2009а Инструменты и приспособления для пошива кожаных  изделий в средневековой России// Stratum plus, №5. 2005–2009. Русское время. 2009. СПб-Кишинев-Одесса-Бухарест. 284–310. 3.1 а.л.
121. Курбатов А.В., Г.П.Визгалов, С.Г.Пархимович 2009б Строительные «приклады» в Восточной Европе и Западной Сибири (по данным археологии и этнографии)// HOMO EURASIUS. У врат искусства. Сборник трудов МНК. СПб: Астерион. 426–436 1.0 а.л.
122. Курбатов А.В. 2009в Торговля кожевенными товарами в средневековой России или  «феномен русской кожи»// Археология и история Литвы и Северо-запада России в раннем и позднем средневековье. СПб: Нестор-История. 122–133. 1.2 а.л.
123. Курбатов А.В. 2009г Рабочая одежда и обувь средневековых горожан// Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии. Материалы XII МНК: СПб, 23–26 июня 2009г. СПб. 72–84. 0.8 а.л.
124. Курбатов А.В. 2009д Кожаные фартуки в археологических коллекциях// Хорошие дни. Памяти Александра Степановича Хорошева (Сост.А.Е.Мусин). М.: ООО «ЛеопАрт». 325–333. 0.9 а.л.
125. Курбатов А.В. 2009е О специальной воинской обуви в средневековой России// «Краеугольный камень». Археология, история, искусство, культура России и сопредельных стран. 80-летию со дня рождения А.Н.Кирпичникова посвящается. Т. 1. СПб: Ломоносов. 416–431. 1.4 а.л.
126. Курбатов А.В. 2009ж «Монашеские пояса» и параманды в связи с техническими традициями древнерусского кожевенного ремесла// Записки ИИМК РАН. №4. СПб: Дмитрий Буланин. 195–211. 1.8 а.л. +скан.
127. Курбатов А.В. 2009з Изображения кожаных изделий в древнерусском искусстве  и археологические реалии// Архитектура и археология древней Руси. Материалы НК к 100-летию М.К.Каргера, СПб, 26–28 ноября 2003г./ Труды ГЭ. XLVI. СПб. 364–371. 0.6 а.л.
128. Курбатов А.В. 2009и Кожаная обувь раннесредневековой Ладоги. Обувь Рюрика и «его рода»?// МНК «Сложение русской государственности в контексте раннесредневековой истории Старого Света»: СПб, ГЭ, 14–18 мая 2007г. //Труды ГЭ. Вып.XLVIII. СПб. 189–202. 0.6 а.л.
129. Курбатов А.В. 2009к Обувная мода в костюме Московской Руси //Вестник ЛГУ им. А.С.Пушкина. Научный журнал. №2. Серия история. СПб. 25–35. 0.7 а.л.
130. Курбатов А.В., В.И.Кильдюшевский 2009л  Раскопки в г.Владимире в 2006г.// АО-2006. 204–206 0.1 а.л.
131. Курбатов А.В. 2010а Кожевенное сырье, техническое обеспечение его выделки и сортамент кож средневековой Руси// Stratum plus, №5, 2010. СПб-Кишинев-Одесса-Бухарест. 169–218. 6.3 а.л.
132. Курбатов А.В. 2010б Культура и ремесло русского заполярного города: кожаные изделия Мангазеи по раскопкам 2001–2007гг.// Записки ИИМК РАН. №5. СПб: Дмитрий Буланин. 211–230. 2.0 а.л. +скан.      
133. Курбатов А.В. 2010в Кожевенное ремесло Северо-Западной Руси// Культурное наследие Российского государства. Вып.5. Ч.1. СПб: ИПК «Вести». 64–78. 2.0 а.л.
134. Курбатов А.В. 2010г О городе Болгар и сорте кожи «булгари»// Диалог культур и народов средневековой Европы. К 60-летию со дня рождения Е.Н.Носова. СПб: Дмитрий Буланин. 447–452. 0.9 а.л.
135. Курбатов А.В. 2010д Кожаные предметы личного обихода в позднесредневековом Турку: Рец.: Janne Harjula.  Sheaths, scabbards and grip covering. The use of leather for portable personal objects in the 14th–16th century Turku// Archaeologia Medii Aevi Finlandiae, X. 2005. 163с., 208илл.// АВ. №16. СПб: Дм. Буланин. 212–223. 1.2 а.л.
136. Курбатов А.В. 2010е Рабочая одежда и обувь средневековых горожан// АИППЗ. Заседание 55. Псков: ИА РАН. 232–248. 1.3 п.л. +скан.
137. Курбатов А.В. 2011а Традиция строительных «прикладов» в Восточной  Европе  и Сибири (Средневековье и Новое время)// Рябининские чтения-2011 (Отв.ред. Т.Г.Иванова). Материалы VI конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН. 90–94. 0.4 п.л.
138. Курбатов А.В. 2011б Программа изучения средневекового русского кожевенного ремесла// Материалы III (XIX) ВАС, Великий Новгород-Старая Русса, 2011г. Отв. ред. Н.А.Макаров, Е.Н.Носов. Т.II. СПб-М.-Великий Новгород. 157–158.+
139. Курбатов А.В., Визгалов Г.П., Пархимович С.Г. 2011в Мангазея: кожаные изделия (материалы 2001–2007гг.). Екатеринбург: Издательство АМТ. 216 с. 25,11 п.л.
Рец.: Осипов 2013// РА, 2013, №2, 176–179.
140. Курбатов А.В. 2011г Строительные жертвы в ранней Ладоге и традиция «прикладов» в Восточной Европе и Сибири (средневековье и Новое время)// Записки ИИМК. №6. 212–222. 1.0 п.л. +скан.    
141. Курбатов А.В., Сакса А.И. 2011д Столица Великого Тверского княжества: материалы новых исследований. Рец. на: В.А.Лапшин «Тверь в XIII–XVвв. (по материалам раскопок 1993–1997гг.)». 2009. СПб. 534с., 247рис.// РА. №4. 167–169.
142. Курбатов А.В. 2011е «Инородные» кожаные предметы в средневековой Руси:   движение людей и вещей// Stratum plus, 2011. №5. 183–200. 2.2 п.л.
143. Курбатов А.В. 2011ж Рабочая одежда и обувь средневековых горожан// АВ. №17. СПб: Дмитрий Буланин. 203–215. 1.3 п.л.
144. Курбатов А.В. 2011з Предохранительная обувь в средневековье и Новое время:   европейские традиции и русская действительность// Бюллетень ИИМК РАН. №2. СПб. 241–250. 1.0 а.л.
145. Курбатов А.В., Кильдюшевский В.И. 2011и Коллекция кожаных предметов из Петропавловской крепости по исследованиям 2007–2008г.// Бюллетень ИИМК РАН. №2. СПб. 63–72. 1.0 а.л.
146. Курбатов А.В., Мирецкий А.В. 2011к Мастерская рукавичника XVIIIв. на б. Затьмацком посаде г.Твери (по раскопкам 2000г. на ул.Революционная, 15)// ТАС. Вып.8. Т.II. Тверь. 273–282. 1.0 а.л.
147. Курбатов А.В. 2011л Строительные жертвы в ранней Ладоге и традиция «прикладов» в Восточной Европе и Сибири (средневековье и Новое время)// ННЗИА. Вып.25. 147–166. 1.0 а.л.
148. Курбатов А.В. 2011м «Предохранительная обувь» в эпоху Средневековья и Нового времени// Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии. Материалы 14-й МНК, 27 – 30 июня 2011г. СПб. 18–24. 0,8 а.л.
149. Курбатов А.В. 2011н Инородные кожаные изделия в русских и западных городах// АИППЗ. Заседание 56. М.-Псков. 183–196. 1.0 а.л. +скан.
150. Курбатов А.В. 2012а Кожевенное ремесло в средневековой России. АДД. СПб. 3 а.л.
151. Kurbatov A.V. 2012б Leather-working in North-West Russia// The Archaeology of Medieval Novgorod in Context. Studies in Centre/Periphery Relation. Oxford. 391–415. 3.4 а.л.
152. Курбатов А.В. 2012в Сырьевая база древнерусского кожевенного ремесла (по материалам городов северо-запада и центра России)// Ладога и Ладожская земля в эпоху средневековья. Вып.3. СПб. 102–163. 4.5 а.л.
153. Курбатов А.В. 2012г Древнерусская животноводческая практика и проблема сбора кожевенного сырья// Записки ИИМК. №7. 103–115. 0.9 а.л. +скан.
154. Курбатов А.В. 2012д Кожевенное ремесло в городах средневековой Руси:     современное состояние изучения// Stratum plus. №5. 319–350. 4.0 а.л.
155. Курбатов А.В. 2012е Спорные вопросы в изучении кожевенного ремесла средневековой России// АВ. №18. 162–173. 1.3 а.л.
156. Курбатов А.В. 2012ж Кожевенное дело у славян лесостепной зоны накануне сложения древнерусского государства// «Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства». МК к 110-летию со дня рождения И.И.Ляпушкина, 3 – 5 декабря 2012г.. СПб. 288–289. 0.2 а.л.
157. Курбатов А.В. 2012з Торговля кожевенными товарами в средневековой России или Феномен «русской кожи»// Истоки славянства и Руси. X чтения памяти Анны Мачинской. СПб: Нестор-История. 371–381.
158. Петренко В.П.(†), Кильдюшевский В.И., Курбатов А.В. 2013а Ивангородская керамика конца XV–XVIвв.// Бюллетень ИИМК РАН. №3. 253–268. 1.7 а.л.
159. Курбатов А.В., Минченко Н.Л. 2013б Болезни средневековых горожан (анализ археологической кожаной обуви)// Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии. Материалы 16-й МНК, СПб, 28–31 мая 2013г. СПб. 32–36. 0.3 а.л.
160. Курбатов А.В. 2013в Кожаные предметы из Новогрудка (по раскопкам 1985г.)// Записки ИИМК. №8. 168–175. 0.7 а.л. +скан.
161. Курбатов А.В. 2013г Псковская школа кожевенного ремесла в средневековой Руси// РАЕ. №3. 478–500. 2.0 а.л.
162. Курбатов А.В. 2013д Изучение древнего кожевенного ремесла сегодня: опыт консолидации специалистов. Рец. на: IN GREMIO–IN PRAXI. Studia nad średniowiecznym skórnictwem. Szczecin. 2009.// АВ. №19. 246–254. 1.0 а.л.
163. Курбатов А.В. 2013е Неизвестные псковские мастера// Stratum plus. №5. 337–344. 0.8 а.л.
164. Курбатов А.В. 2013ж Неизвестные мастера прошлого// Ладожский сборник. Вып.10. 122–127. 0.8 а.л.
165. Курбатов А.В. 2014а Обувь народов Северного Кавказа в материальной культуре Древней Руси// Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии. Материалы XVII МНК, СПб, 28–31 мая 2014г. СПб. 28–33.
166. Курбатов А.В. 2014б Новые исследования по кожевенному ремеслу в средневековой Европе//Ладога и Ладожская земля в эпоху Средневековья. Вып.4. СПб. 76–107.
167. Курбатов А.В. 2014в Ранние оборонительные сооружения Ивангородской крепости// Бюллетень ИИМК РАН. №4. 251–270.
168. Курбатов А.В., Бельский С.В. 2014г Изделия из кожи в погребениях грунтового могильника Кюлялахти Калмистомяки в Северо-Западном Приладожье// Записки ИИМК РАН. №9. 161–168.
169. Курбатов А.В. 2014д Традиции кожевенного ремесла в Сибири (по материалам раскопок Мангазеи в 2001–2007гг.)//Федорова Н.В.(ред.) Археология Арктики. Вып.2. Екатеринбург: Изд. «Деловая пресса». 182–204.
170. Курбатов А.В. 2014е Культура Северной Европы: традиции и приобретения. Рец.: Harjula J. Before the heels. Footwear and shoemaking in Turku in the Middle Ages and at the beginning of the Early Modern period. Turku: Suomen Keskiajan arkeol. Seura, 2008. (AMAF, XV)// АВ. №20. 350–360. 1.1 а.л.  
171. Курбатов А.В., Кирпичников А.Н. 2014ж Новые данные о происхождении Ладожского поселения и о появлении славян в Поволховье// Stratum plus. №5. 129–136.
172. Курбатов А.В. 2014з Ольстра по письменным и археологическим данным// Stratum plus. №6. 99–102.
173. Курбатов А.В. 2015а Плетеная и вязаная обувь в древности и средневековье// Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии. Материалы XVIII МНК, СПб, 26–29 мая 2015г. СПб. 28–33.
174. Курбатов А.В. 2015б Кожаные предметы из раскопов 3–5 на Земляном городище Старой Ладоги// Ладога и Ладожская земля в эпоху Средневековья. Вып.5. СПб. 48–100.
175. Курбатов А.В. 2015в Обувь первых строителей Петербурга (по материалам раскопок на ул.Сытнинской в 2013–2014гг.)// Бюллетень ИИМК РАН, №5. 225–238.
176. Курбатов А.В. 2015г Археологическое изучение Ивангородского посада. Раскоп №1// Бюллетень ИИМК РАН, №5. 89–106.
177. Курбатов А.В. 2015ж Исторические традиции в использовании кожи для письма// Записки ИИМК. №11. 154–167.
178. Курбатов А.В. 2015з Сумки–омоньеры в русских средневековых городах// АВ. № 21. 283–291.
179. Курбатов А.В. 2015и Булгаро-татарские кожаные изделия в русских городах// АрхЛаб. Известия археологической лаборатории Башкирского государственного университета. Вып.1. /Султанова А.Н. отв.ред./ Уфа: РИЦ БашГУ. 62–69.
180. Курбатов А.В. 2015к Обувная мода в средневековой Руси// ТАС. Вып.10, т.II. 467–495.
181. Курбатов А.В., Кирпичников А.Н., Лапшин В.А., Григорьева Н.В.  2015л Раскопки на Земляном городище в Старой Ладоге в 2011-2013гг. // АО 2010-2013 годов. М. 40–42.
182. Курбатов А.В. 2016а Аксессуары древней обуви – практичность и мода// Материалы XIX-й МНК «Мода и дизайн», 24-27 мая 2016г. СПб. 15–21.
183. Курбатов А.В. 2016б Кожевенное ремесло в средневековой Москве. Рецензия на кн.: Осипов Д.О. Средневековая обувь и другие изделия из кожи (по материалам раскопок в Московском Кремле). М.: ООО «Издательский дом «АКТЕОН». 2014// АВ. № 22. 213–222.
184. Курбатов А.В. 2016в Кожевенное ремесло лесной зоны Руси в XIII–XIVвв.// Stratum plus, № 5. 189–213. +ПДФ
185. Курбатов А.В. 2016г Коллекции раннесредневековых кожаных предметов Хедебю и Ладоги// Ладога и проблемы древней и средневековой истории северной Евразии. Материалы XIX и  XX чтений. СПб: Нестор-история. 49–71. +скан.
Курбатов А.В. 2016д Монашеские пояса с клеймами и матрицы для их тиснения// Сборник статей к юбилею А.А.Песковой.

Паспортизация 2017

Уважаемые участники!

Все вы знаете, что предыдущая паспортная комиссия взяла заслуженный отпуск. После подвигов ратных былинным богатырям нужен покой и рыбалка, чтобы руки перестали трястись, а глаз дергаться. Но спешим вас обрадовать! Паспортизация не заканчивается! В ответ на ваши многочисленные просьбы и мольбы был сформирован новый состав паспортной комиссии, к которому присоединятся в 2018 году те из членов предыдущего набора, кто захочет вернуться. Итак, представляем вам новых паспортистов:

Новиков Алексей (Лапси Карху)
Миляков Евгений (Гест)
Ковалевская Юлия
Ломтева Екатерина
Ганузина Наталья
Ткаченко Александр (Брэннар)
Ширяев Константин
Пономарев Иван (Гавран)
Хрипунов Николай

Предпроверку (на соответствие правилам подачи заявки) осуществляет Панченко Михаил. Кстати, мы с удовольствием примем в свои ряды напарника для Михаила.

Но это не все хорошие новости! Уже сейчас были дополнены и переработаны правила.

http://www.south-rus.org/articles/?ELEMENT_ID=934

Обязательно внимательно прочтите этот список, нового там довольно много: были уточнены и переформулированы многие моменты, наконец появились правила по допуску лучников, не оставили мы без внимания и активное развитие, которое в последние годы демонстрирует аланское направление, - для поддержки и стимулирования этих прекрасных людей был предложен ряд запретов и ограничений (а еще мы скоро выложим интересный материал по женским головным уборам). Не забыли мы и представителей самых многочисленных этносов - славян и скандинавов. Для тех, кто делает некие усредненные комплекты, не только был выложен замечательный мануал по простому скандинавскому костюму, но и разработаны правила по эстетике (они не только для скандинавов). Пожалуйста, отнеситесь к ним со всем вниманием!

Не менее важно ознакомиться с основными правилами

http://www.south-rus.org/events/rusborg.php

обратите внимание на ограничение количества принимаемых заявок по месяцам.


Теперь несколько слов о планах. Уже при проверке к Русборгу 2017 мы будем особое внимание уделять следующим вещам: шнурованным щитам (скажем сразу - источников на них нет, приводите свои щиты в порядок), конской сбруе на поясах скандинавов, литью второй половины 11-12 вв в комплектах "на десятку", топорам славянских типов на рукоятках от бродексов, кислотным цветам одежды, жадным владельцам кафтанов, которые купили столько ткани, что от каждого вздоха полы разлетаются, открывая исподнее; одежде не по размеру (еще раз - смотрите новые правила по эстетике), в целом соответствию заявляемого статуса представляемому комплекту - согласитесь, довольно нелепо выглядят "княжеские дружинники" в поршнях, ламелляре, рубашонке не по размеру и наборном поясе.
Также мы уже начинаем подготовку к сезону 2018 (да-да, циферки правильные). Через год мы планируем вас обрадовать следующим (список предварительный и может быть скорректирован в любую сторону):
- введение обязательности двух комплектов одежды для богатого комплекса (повседневный и парадный). если не соблюдается, никаких наборных поясов, корпусного доспеха, украшений более 1 штуки.
- перевод бродекса в статусное оружие - только для богатых.
- сужение рамок датирования комплекса до 50 лет.
- усложнение правил заимствования.
Также мы постараемся сделать мануал по шлемам для скандинавов, после чего анонсируем запрет пилоток для скандинавов до 11 в. в сезоне 2019.
Если же звезды сойдутся совсем удачно, будет подготовлен мануал по простому женскому скандинавскому костюму, вроде того, что был выложен недавно по мужскому костюму.

Как видите, нам есть что вам предложить. Надеемся, вы оцените наше стремление сделать Русборг еще лучше и приложите все силы, чтобы помочь нам.
Губоцелуем вас всех!

Технические новости

Здравствуйте, дорогие участники!
В виду того, что большая часть регистрации из года в год сводится к последним двум неделям регистрации, мы вынужденно запустили небольшое нововведение. Оно касается ограничения по количеству подаваемых заявок в течение месяца. А именно в январе - 500шт ,февраль - 400шт, март - 300шт, апрель - 200шт.
Сразу обращаем ваше внимание.
Количество заявок в апреле меньше чем в марте из-за того, что и дней регистрации в апреле немного, мы физически не можем проверить больше. Постарайтесь нас понять.
Не откладывайте на последний день подачу заявки!
Максимальный срок рассмотрения заявки составляет 2 месяца. В течение этого времени мы обязательно её посмотрим и подтвердим. Либо зададим вопросы по непонятным моментам и очень просим не тянуть с ответами, чтобы мы успели посмотреть остальных. После истечения этого срока доработки не будут приниматся, заявка переводится в статус "Допуск на фестиваль" или "Не допущено".
Админ обещает сделать счётчик свободных заявок в текущем месяце.
Давай те уже скорее заявляться. Мы ж все хотим скорее увидеться!!!

Просим ещё раз, постарайтесь помочь нам в регистрации. Всё что мы делаем, мы делаем для более качественного, беспроблемного и интересного совместного отдыха всех вас.
Спасибо за внимание!

К вопросу о реконструкции славян IX - XI вв, или как пройти допуск на “Русборг”?

Автор: Ждана (Галина Клиперт)

Поговорим об основных вопросах и проблемах, которые возникают при прохождении допуска славянами. Большая часть из них связана с некоторыми характерными особенностями расселения древних славян, а именно:
1. Славяне уже тогда, в IX – XI веках, занимали очень большую территорию, и многие вещи были распространены не на всей территории их расселения, а в отдельных местностях. Особенно это важно для реконструкции отдельных славянских племен, но в некоторых случаях имеет влияние даже и на реконструкцию городской и дружинной культуры. В связи с этим мы рассматриваем «Русь» не как один большой регион, а дробим ее на племена (или части государства, в зависимости от выбранного времени реконструкции).
2.  Подход к созданию комплекса должен быть различным для людей разных статусов (мужчин-мирных-славян, мужчин-дружинников и женщин-славянок, женщин-жен-дружинников и т.п.).
Дружинная культура – это надплеменное культурное образование, и состав вещей, причисляемых к дружинной культуре, очень разнороден. Именно с этим явлением связано введенное нами правило заимствования, и вообще возможность существования этого правила заимствования. Соответственно, из-за этого состав комплекса дружинника может содержать в себе элементы культур разных племен и народов, и ни у кого это не вызывает сомнения.
В свою очередь, комплексы мужчин, не связанных с дружинной культурой, не должны включать в себя разноплеменных элементов, не обоснованных археологическими находками, – что позволено Юпитеру, то не позволено быку – бедному крестьянину или ремесленнику в селе позволено далеко не все то, что можно и даже нужно использовать для реконструкции старшего дружинника в городе (впрочем, таких комплексов делается очень мало). Но, в любом случае, приоритетом здесь должна быть археология региона – если какая-либо вещь здесь найдена, то ничто не помешает вам ее использовать (единственное «но» – она должна соответствовать вашему статусу).
Женщины-славянки – другой коленкор. Женский костюм всегда более архаичен, чем мужской, и славяне здесь не исключение. Женский инвентарь всегда гораздо более однороден, чем мужской. Здесь археология всегда дает меньше общераспространенных элементов, и больше этноопределяющих вещей. В селе эта тенденция больше, чем в городе, но и городская культура тоже придерживается этого правила: в том же Новгороде по разным его улицам идет разный археологический материал, и ученые могут сказать, в каком из его концов жили славяне, а где финны и т.п. В селе же, и тем более вдали от торгового пути, эта тенденция еще более ярко прослеживается.
3. Некоторые особые вещи являются этноопределяющими элементами (особенно это характерно для женских славянских комплексов). Это могут быть разные типы вещей, в зависимости от региона: разные виды височных колец, перстней, венчиков и т.п.
Такие предметы нельзя брать для региона, где они не были найдены. Эти условно выделяемые регионы распространения далеко не всегда совпадают с классически выделенными территориями расселения отдельных племен, иногда они могут встречаться и шире (и тогда это может быть, например, классическое заимствование одним племенем славян у другого или регионом распространения размером с 2 и более племен), но совершенно точно, что есть регионы, где они совсем не встречаются.
При этом нужно помнить, что есть и общераспространенные предметы, которые могут встречаться практически везде. Для славян это будут, например, перстеневидные височные кольца – их ареал использования чрезвычайно широк.

Именно то, что часто участники фестиваля не учитывают этих особенностей, дает нам несколько проблем, которые возникают при прохождении допуска на фестиваль:
1. Неверное описание комплекса.
Зачастую проблема бывает даже не в составе вещей, входящих в комплекс, а в том, что человек не может правильно описать тот набор, который у него имеется.
Здесь люди впадают обычно в одну из двух крайностей, которые называются: «обобщенный/собирательный образ, Русь» при конкретной, локально распространенной ювелирке и «конкретное поселение» при сборной солянке в украшениях.
Если вы больше расположены к первому варианту, то вам нужно исключить из комплекса локально распространенные вещи (характерные для одного определенного племени височные кольца, перстни, цепочки и т.п.). При этом в отдельных случаях можно оставить редкие вещи конкретной локализации (это может быть обувь, например).
Во втором случае мы будем убирать необоснованные заимствования из соседних регионов, но зато в вашем распоряжении остаются редкие и характерные вещи, которые были найдены именно в этом регионе (населенном пункте).
Причем нужно помнить, что только этими двумя вариантами наши возможности не ограничены, используйте и другие варианты. Но помните, что локализацию «Русь, обобщенный образ»  можно использовать только для несложных комплексов, где вещи нельзя маркировать конкретнее. Для более конкретных, проработанных комплексов используйте локализации «племя», «часть отдельного племени, ограниченная географически» (берег реки, например, и т.п.), «населенный пункт», «отдельный курган», «отдельная могила». Все это не только не запрещается, но и приветствуется.
2. Использование разновременных предметов.
Время бытования комплекса по правилам ограничено у нас одном веком. Я не буду и в дальнейшем настаивать на сужении этого промежутка, потому что далеко не каждый славянский комплекс можно датировать уже. Но в сто лет мы все должны укладываться, на это важно обращать внимание. Причем это может быть не обязательно «X век», «XI век». Это может быть и «вторая половина X века – первая половина XI» и т.п. Используйте эту возможность для создания более разнообразных и интересных комплексов.
3. Фантастическое описание комплекса.
Помните, что комплексы типа «вятич в Новгороде, X век», «викинг на службе у вятического князя, XI век» далеко не всегда могут быть обоснованы археологическим материалом. К сожалению, эти комплексы – чистой воды фантастика, которая не имеет права на жизнь. Мы должны избегать таких комплексов. Благо археология дает нам богатейший выбор, по археологии  славян можно делать огромное количество очень разных по ювелирному убору комплексов.
4. Заимствование этноопределяющих элементов.
Заимствование таких вещей возможно только в случае, если это обосновано реально бытовавшим случаем, зафиксированным археологически. В остальных случаях таких заимствований нужно избегать.
5. Поздние вещи, не подходящие хронологически к периоду фестиваля.
Здесь ситуация неоднозначна.
Металлические вещи хорошо сохраняются в земле, и заимствовать более поздние, например, ювелирные украшения нельзя, т.к. у нас и так достаточно богатая коллекция на наш период.
Но бывают случаи, когда такие заимствования возможны и иногда даже необходимы. Здесь речь идет в первую очередь об одежде. В связи с тем, что находок одежды у нас минимум, нам поневоле приходится обращаться к широкому промежутку времени и сравнивать бытующую одежду разных веков, пытаясь проследить историю развития разных ее видов. В этом случае более поздние и более ранние предметы используются как элемент комплексного анализа бытования определенного вида одежды.
Это то, что называется научным обоснованием версии. К такому приему обращаются в первую очередь ученые (например, Степанова, Орфинская и т.д.), а мы часто лишь пользуемся их выводами. Но иногда бывает необходимо и нам пользоваться таким приемом, ибо на наш период версионность одежды наблюдается едва не в 100% случаев. И тут мы выходим на последнюю, тоже очень важную, проблему:
6. Необоснованность версий.
Наша версия в любом случае должна иметь обоснование. Нельзя просто сказать «это версия», и ждать, что это не вызовет вопросов. Мы всегда рады выслушать ваши аргументы в пользу этой версии, оценить их с точки зрения научной обоснованности и тогда уже принять решение по этому предмету.
Задумайтесь над этими вопросами и проблемами до подачи заявок, и вы облегчите работу паспортисту и допуск себе.

Я понимаю, что этот текст может вызвать вопросы, потребовать раскрытия некоторых мыслей или примеров, да и мой слог может оказаться трудным для понимания. Поэтому все свои вопросы вы можете задать в комментариях, а я с удовольствием отвечу на них.
Спасибо за внимание.
Ждана (Галина Клиперт).

Заметка о лепестковых поршнях

Дорогие друзья.
Еще на прошлом мероприятии было озвучено, а теперь окончательно закреплено решение о недопустимости использования на фестивале "Русборг" так называемых "лепестковых поршней" вот такого типа (с вариациями)
Примеры.



В виду того, что совершенно ВСЕ находки обуви подобной конструкции датируются гораздо ранее Эпохи Викингов (как правило 1-2 веками н.э., в крайнем случае до 5-6 века)
И по этой "железной" причине для "простой" обуви на ЭВ совершенно не годятся

Что же годится, спросите вы?
Отвечаем.
На 9-11 вв существует достаточно много находок  как цельнокроеной обуви со швами, так и односоставных поршней.
Находки подобной обуви (поршней) есть в Новгороде,Смоленске и других городах ДР.
Примеры.




Примеры Скандинавской цельнокроеной обуви.



П.С.
1. Не делайте обувь такого типа из очень тонкой или очень мягкой кожи. Она быстро "расползется" на ноге и потеряет вид.
2. помните. Со временем любая обувь растягивается (порой на размер или даже два)
Особенно обувь такого типа.
Поэтому лучше сделать ее плотно по ноге и разносить дома до выезда.
Чем сделать "с запасом на два носка" и в итоге на фестивале ходить в огромных бесформенных растоптанных "ластах"
3. Регулярно ухаживайте за своей обувью. Не сушите ее о открытого огня. Это портит кожу.
И пропитывайте жировыми составами.

Заметка о хангероках по Ф.Бау.

Одним из распространенных вариантов кроя хангерока является версия Флеминга Бау, изложенная им в статье «Seler og Slaeb i Vikingetid. Birka’s kvindedragt i nyt lys» (1981).


Хангерок такого типа представляет собой обернутое вокруг туловища полотнище ткани, края которого сходятся спереди и крепятся к овальным фибулам. Таким образом, впереди остается довольно широкий разрез (на ширину между фибулами), зачастую прикрытый передником, который висит на тех же фибулах.


Рис. 1

Вот как изобразил эту конструкцию в различных ее сочетаниях с передником и плиссированным шлейфом сам автор:


Рис. 2

Свою версию Ф.Бау выдвинул после изучения различного изобразительного материала (в частности, знаменитых фигурок валькирий), а также некоторого этнографического и археологического материала.
Интересующиеся могут ознакомиться с русскоязычным рефератом статьи Ф.Бау по ссылке: http://asgard.tgorod.ru/libri.php?cont=_fem1


В дальнейшем, в 2008 году ведущий исследователь скандинавского текстиля эпохи викингов Инга Хэгг выступила с критикой этой версии в своей статье «Популярная наука – вопрос совести?», разбирая реконструкцию другого автора – Анники Ларссон, основанную на версии Бау, совмещенной с материалами псковской находки фрагментов хангерока.
Хэгг подчеркивает два момента, которые опровергают состоятельность версии Бау. Во-первых, использованные им изображения валькирий не включают в себя однозначно определяемый на фигурках хангерок с овальными фибулами, - как правило, там представлена некая неопределенная женская одежда, в которой далеко не всегда читаются конкретные виды одежды, если не рассматривать такие однозначные вещи как платье или накидка.
Во-вторых, находки текстиля также не подтверждают версию Бау. Минимум в 25 погребениях Бирки найдены крупные остатки текстиля, определяемого как остатки хангерока, расположенные на овальных фибулах на груди погребенных женщин. В некоторых случаях сохраняются целиком фрагменты между фибулами, не носящие следов разреза, а напротив, свидетельствующие об отсутствии такового. Кроме того, материалы Хедебю также позволяют предположить глухой крой, а не конструкцию из двух отдельных полотнищ.

Полный перевод статьи Инги Хэгг находится тут - http://engisdottir.livejournal.com/14519.html

По какой же причине эта версия попадает под запрет?

Первая и основная причина – это уже изложенное выше мнение крупнейшего специалиста по скандинавскому костюму эпохи викингов, автора нескольких крупных трудов по археологическому текстилю, основанное на глубоком системном анализе совокупности находок текстиля эпохи викингов, а не отдельных изображений.

Вторая причина более проста и представляет собой очередной пример разрыва между тем, как представлена та или иная версия предмета в публикации, и тем, как в итоге она реализовывается в понимании отечественного реконструктора.

Обратимся к публикации Бау.

Рис. 3

Как можно видеть на изображении 3, хангерок по Бау:
А). имеет длину не выше лодыжек;
Б). передник прикрывает разрез почти целиком, длина его отличается от длины основного полотнища довольно незначительно.
В). основное полотнище по ширине позволяет в достаточной степени обернуть бедра своей обладательницы, не образуя в статичном положении никаких широких (тем более треугольных) зазоров с передником. Более того, передник в этом положении заходит на края основного полотнища.

Каким образом  в понимании Бау  должна была вести себя конструкция при движении – нам, увы, неизвестно, но можно предположить, что она не должна была сильно открывать бока и съезжать назад. Тем не менее, автор не дал никакого четкого предположения, как должен быть выкроен такой хангерок, чтобы визуально он выглядел на живом человеке именно таким образом. Как правило, большинство обладательниц данной версии хангерока, вне зависимости от типа фигуры и ее габаритов, сталкиваются с вопросом – «как выкроить ткань, чтобы в конечном итоге предмет одежды выглядел как на рисунке автора?» Каждая решает этот вопрос по-своему.

Проблемы реконструкции


В конечном итоге большинство версий содержат значительные ошибки. На фото ниже можно увидеть наиболее частые ошибки, возникающие при пошиве подобного хангерока.
Спасибо смелым барышням, предоставившим свои старые фото, чтобы проиллюстрировать самые мощные косяки.

Не соблюдается длина – шьются хангероки значительно короче, иногда даже по колено.

Добавляется короткий передник. И самая частая ошибка – слишком узкие передник и основное полотнище, что ведет к возникновению пресловутых зазоров между полотнищами, вплоть до того, что даже в верхней части хангерок расходится на груди сразу под фибулами.
Нам довелось видеть и самые критические версии, когда заднее полотнище настолько узко, что разрезы между ним и передником фактически открывают бока от подмышек.



Другие ошибки и странности в ношении хангерока по Бау:
Существует интерпретация этой версии, когда разрез не прикрывается, а края основного полотнища скалываются трилистной или иными фибулами, что не имеет под собой никаких обоснований.


Иногда такой хангерок подпоясывается целиком, иногда подпоясывается с выпуском передника. Удобство последней версии, в частности, при хозяйственных работах, сомнительно, но нашего человека ничем не испугаешь.

Все это приводит к значительному искажению внешнего вида скандинавского женского костюма, что и вынуждает ввести запрет на использование этой версии.

Новости ПАСПОРТИЗАЦИИ 2015г.

Напоминаем, что ещё на встрече в с Паспортистами мы озвучили некоторые направления дальнейших действий.
После долгого и бурного обсуждения было решено запретить с 2015г. для использования следующие предметы не характерные для эпохи или имеющие слабую доказательную базу:
1) Хангероки по Ф.Бау.
http://www.tforum.info/forum/uploads/post-7-1141688878.gif
2) Лепестковые поршни, датированные ранним железным веком (во всех разновидностях).
http://www.pictureshack.ru/images/199_5799400729_e191791f82_o.jpg
3) обмотки, сделанные из нарезанных полос ткани.

Так же особое внимание мы постараемся уделить головным уборам - шапкам в скандинавских комплектах вообще, форме и внешнему виду в славянских -  в частности.

Хотелось бы так же отметить, что "принцип Заимствования" дополнен следующим положением:
"Для богатых и сложных комплексов заимствование допускается для предметов, необходимых в костюме, но не имеющих источников в родном регионе. К примеру, при отсутствии источников на обувь в данном регионе допустимо использовать заимствование из соседнего региона.
Для простых и небогатых комплектов (новички, ремесленники, водители, небогатый статус костюма) принцип заимствования остается прежним"

С этого года мы хотели бы обратить ваше внимание на такой немаловажный вопрос, как датировка вашего костюма. Не секрет, что даже в рамках одного поселения за сто-двести лет могут меняться предпочтения в украшениях, одежде, вооружении.

В связи с этим, рекомендуется ограничивать комплекс по датировке разбросом в 100 лет. Датировать комплекс необходимо по самому позднему предмету - если у вас комплект украшений на первую половину X века, а обувь - на вторую его половину, комплекс датируется второй половиной Х века.
В случае явной ориентации комплекса на определенный период, паспортист может потребовать исключить выбивающиеся из него  более чем на 100 лет предметы или привести костюм в более гармоничное состояние.
В случае заимствования из соседнего региона те предметы, что явно выпадают по дате,  тоже необходимо будет заменить.


В аланском костюме, с 2015 года вносятся следующие коррективы:
1.Запрет на полное покрытие кармана аланского платья монохромным шёлком, но разрешить использовать монохромный шёлк для орбикулов и таблионов( цветовых пятен ) в одежде.Ширина платья не менее 90 см по фронту(180 в окружности).
2. Разрешить использование в этом году шерстяных аланских кафтанов, если они изготовлены из саржевой и репсовой шерстяной ткани, запретив суконные.На следующий год запретить открытое ношение шерсти, переведя её в утепляющую прослойку, покрытую льном или шёлком.
3.Разрешить смещение при изготовлении воинских комплексов СМК на 30 лет назад, до 770гг., так как и Казазово и Молдавановка и Столбище- комплексы 8 века.

p.s. Пункт 1 и 2 запретов, указанных выше, чуть позже мы проиллюстрируем небольшими заметками.

О шлемах "Тип 2".

Решение о введении отдельного правила для упрощений шлемов "тип 2" по Кирпичникову принималось не на пустом месте.
Вот вкратце те рассуждения, которыми мы руководствовались.

Прежде всего - мы не знаем точно, что из себя представляли шлемы простых дружинников на территории древнерусского государства. Более того, мы не можем ответить на вопрос - а были ли у них шлемы?

Однако защищать голову участникам фестиваля просто необходимо.

Какие тут варианты?
Например, настаивать, чтобы все начали носить реплики-реконструкции, благо находок для Восточной Европы более чем достаточно - десятки. При этом наиболее распространенным является тип 2 по Кирпичникову.
Что он из себя представляет?
Характерные детали - фигурные края и присутствие навершия (рассмотрим те признаки, по поводу которых у нас возникла дискуссия).
Значимы ли они?
Однозначно.
Основания для утверждения?
Например, подражания данным шлемам в Центральной Европе - из почти десятка экземпляров только 1 утратил один из рассматриваемых признаков - фигурность пластин ("шлем Майера";). При этом другие подражания выполнялись и в упрощенном варианте, но с сохранением основных признаков - фигурности и навершия ("шлем из Печа";).

Однако мы понимаем, что заставить всех перейти на реконструкции невозможно, надо допускать упрощения.
Что может явиться упрощениями, но чтобы это был тип 2? Отсутствие позолоты и цветмет выпушек, а также литых элементов. Есть ли такое в археологии? Есть. И разговор не про центральноевропейские подражания - есть такой шлем в музее Полтавы(http://www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=21333&st=0). Соответственно, упрощения такого рода более чем обоснованы - даже двумя линиями в археологическом контексте.

А есть ли другие упрощения, например, без фигурности? Да. Таких шлемов известно 1 – упоминавшийся выше "шлем Майера". Это примерно 5 % от опубликованных вещей. Причем наголовье с позолотой, на нем было навершие.

Вывод.
Допускаем упрощения, которые сохраняют основные признаки оригиналов. Все остальное - из головы и против статистики. А мы в отсутствии выборки необходимых нам вещей обязаны ориентироваться на статистику.
Получается, что добросовестным упрощением "тип 2" будет шлем без позолоты, без обтяжки медным листом, без налобной пластины, но с волнистыми краями пластин и обязательным навершием. Если же очень хочется изготовить шлем с прямыми краями пластин, то вполне годным упрощением будет шлем Майера, но без обтяжки и позолоты. И именно его нужно будет указывать как ориентир Вашей реконструкции, а не просто абстрактный "тип 2".

Теперь про четырехчастники (не поворачивается язык говорить про тип 2, поскольку эта типология для восточноевропейских шлемов) в комплексах скандинавов.
Версия совершенно необоснованна. Прежде всего, надо понимать, что развитие комплекса вооружения в Западной и Восточной Европе шло различными путями, а тот же ковер из Байо, на который ссылаются в первую очередь, отражает именно западноевропейские (даже не Скандинавские) реалии. По большому счету, кроме желания видеть на ковре из Байо тип 2 никаких обоснований его использования в западно- и североевропейских комплексах нет. Если привлечь более широкий круг изображений, то становится однозначно понятно, что там изображались шлемы совершенно иной конструкции.

И везде ситуация для 11в. одна – геометрия, близкая к конусу, и совершенно иное расположение швов, чем на тип 2: сбоку он там в подавляющем большинстве случаев только 1. Причем традиция эта восходит к более раннему времени.

Golden Psalter of St. Gall, Frankish, 10 в.
http://asgard.tgorod.ru/image/shields/image17.gif

Наглядней некуда.

Посмотрим, что было дальше.

The Tiberius Psalter, an eleventh-century manuscript made at Winchester shortly before the Norman Conquest
http://lubelia.users.photofile.ru/photo/lubelia/115893538/xlarge/142409871.jpg

Pharaoh (with Saxon Witan) has the chief baker hanged; left, the chief butler is restored to his position (Genesis 41, 1-7). From Old English Illustrated Hexateuch. England ,Canterbury; second quarter of 11th century. Shelfmark: Cotton Claudius B. IV Page Folio Number: f.59
http://www.lessing-photo.com/p3/030801/03080116.jpg

ну, и к любимому
http://larsbrownworth.com/blog/wp-content/uploads/2010/08/Harold.jpg


А теперь смотрим, что в это время в Скандинавии.

Начать тут можно также с 10в. - со шлема из Гьермундбю
http://asgard.tgorod.ru/image/sk3/prof1s.jpg
 
Резьба по лосиному рогу, XI столетие, Сигтуна, Уппланд (Швеция)
http://i054.radikal.ru/1302/cb/e76e38abdbf8.jpg

И далее в 12в.
Хилестад, Норвегия
http://www.etnograd-vrn.ru/content/library/scandinavic/skandinavskaya-miphologia-korolev/scandinavskaya-miphologiya-037.jpg

Старкибра, Норвегия
http://www.etnograd-vrn.ru/content/library/scandinavic/skandinavskaya-miphologia-korolev/scandinavskaya-miphologiya-034.jpg

Как можно видеть, развитие идет в русле западноевропейской традиции, поэтому для использования восточноевропейских шлемов типа 2 никаких оснований нет.
Ведь врядли кто-то будет так сильно абстрагироваться от наличия ДВУХ швов на боковой поверхности шлема, чтобы их заменять ОДНИМ.
НО.
Мы понимаем, что как обычно, на всё нужно время.
Поэтому предлагаем - год времени, чтобы было обосновано использование шлемов типа 2 в скандинавском комплексе, либо имеющиеся упрощённые шлемы "тип 2" были переделаны в реплики "шлема Майера" (с соответствующим пониманием, что это будет заимствованием).
Если это не нравится, то можно перейти на другие типы шлемов, благо, альтернативы известны и предложены новые варианты.


Политика конфиденциальности

Тех.поддержка: help@south-rus.org

ЛОМОО ВИК "Копьё", г. Елец