А никому не попадалась информация о слоях ткани на иголках медведей? (кроме находки К. Петтерссон) А то вот по скорлупообразным достаточно много всего, и петельки и слои....
Здравствуйте! Я только начинаю, а обилие информации сбивает с толку. Не подскажете, насколько правилен хангерок с круглыми, а не овальными, фибулами? Я видела их и на фотографиях, и в какой-то статье, не могу её теперь найти ( И продаются, кстати, они как парные. Например http://www.mirdrevnostei.ru/index.php?productID=3281 Помогите разобраться, пожалуйста.
Это финские фибулы. Финны их носили действительно как парные. В Бирке есть одна такая фибула, найдена в женском захоронении по обряду трупосожжения (номер сейчас не помню), и прямо в тексте Birka I сказано, что она финская. Скорее всего, женщина из Бирки использовала ее как привычную им круглую фибулу - плащ или кафтан скалывала.
В Скандинавии находок парных круглых фибул, достоверно носившихся на плечах с хангерком, не известно.
(Позднейшее добавление. Вспомнила номер могилы. Bj 104, см. Birka I Text, стр. 47.)
Некоторое время назад я писала о хангерке из Кёструпа:
Цитата
Хельга Энгисдоттир пишет: Пишут, что этому хангерку есть параллели в Норвегии.
Норвежская параллель - это хангерок из Вернеса. Вот он (точнее, то, что от хангерка осталось):
Опубликовано все это дело вот в этой статье: Blindheim, Charlotte. Vernesfunnene og kvinnedrakten i Norden i Vikingtiden. Viking IX, Tidsskrift for norr?n arkeologi, Norsk arkeologisk selskap, Oslo 1945.
Представляю вашему вниманию конспект статьи. Точнее, то, что я поняла из норвежского текста. При строительстве аэродрома в Вернесе (Вернес находится в коммуне Схьёрдал, а коммуна в фюльке Нур-Трёнделаг, это примерно посередине страны) в 1940 г. раскопали несколько курганов, три из которых были женскими захоронениями. Самое богатое из них содержало 2 овальные фибулы, переделанную в фибулу ирландскую накладку и 17 бус из стекла и янтаря. Овальные фибулы ажурные (?? норв. gjennombrutt - Х.), с изображениями животных, найдены лежащими друг на друге (? - Х.). На игле (omkring naalehodet - не знаю, какой конец иглы имеется в виду - Х.) одной из фибул найдены остатки текстиля. Еще некоторое количество текстиля было найдено отдельным комком.
В фибуле нашли витой шнурок из 2 прядей, каждая из которых состояла из 4 s-трощеных ниток, и еще один шнурок не смогли разобрать из чего. Оба шнурка были завязаны петлями вокруг иглы. Еще нашли фрагмент тонкой шерстяной ткани - саржа, ломанная ромбами, плотность не устанавливается. И другую более грубую ткань, возможно, льняную, из которой была петля вокруг иглы.
В отдельном комке было всего 4 слоя ткани, 2 из них представляли собой одну и ту же ткань - саржу-диагональ. Между ними лежали кусочки более грубой ткани (?). Рядом с ними были фрагменты тонкой шерстяной ткани саржевого переплетения, ломанного ромбами, плотностью около 32 нитей/см. На двух фрагментах есть с одного краю подгиб, такой же, как на тонкой ткани из фибулы. К одному фрагменту была пришита тканая тесьма. В одном месте она сохранилась в всю ширину - 1,1 см. В некоторых местах (см. рисунок 1а) уток не сохранился, и видна основа. Она состояла из 14 нитей. Там, где уток есть, он проходит над двумя и под одной нитями основы, в следующем ряду все смещается на нитку вправо, а в следующем - на одну нитку влево (т.е. ооочень мелко ломанная саржа 2.1 - Х.). См. рисунок 1b. Это переплетение чаще всего встречается на гобелене из Осеберга. В той части, где сейчас видна основа, возможно был другой уток, сейчас истлевший. Вероятнее всего, этот уток был льняным, т.к. лен в земле совершенно не сохраняется. Т.о., тесемка ткалась двумя утками - больше всего похоже, что в технике брошировки. Узор был чисто геометрическим, но техника исполнения та же, что и на гобелене из Осеберга: используются два утка - структурный (возможно, льняной, не сохранившийся), проходящий через всю ткань, и узорный шерстяной. Можно предположить, что утки были разного цвета. Узорный уток был красным - это и теперь видно. О цвете структурного утка мы можем только догадываться. (Далее абзац про взаимосвязи техники гобелена из Осеберга и тесьмы эпохи переселения народов, который очень интересен, но я не понимаю там ничего и поэтому его выпускаю. - Х.)
Тесемка пришита к ткани швом "через край" (см. рисунок 1с). Еще к этому фрагменту пришит кусочек льняной ткани. Форма его неясна, но скорее всего он разделяется на две узкие ленты (по описанию напоминает хангерочную лямку - Х.). Третий комок текстиля, лежавший на одной из фибул, содержал несколько фрагментов той же тонкой шерстяной ткани, что и во втором комке. Самый крупный фрагмент был прижат к куску обычной 4-ремизной саржи-диагонали - возможной, той же, что и во втором комке, во всяком случае плотность у них одинаковая (около 13 нитей/см). Поверх этих двух слоев ткани были фрагменты длинношерстного меха. Также найдены фрагменты грубой и редкой шерстяной ткани двух цветов в клетку (тоже где-то на фибулах, но я не поняла, где - Х.)
Две другие могилы в Вернесе были беднее инвентарем- в каждой по паре овальных фибул. В одной из фибул в кургане 76 вокруг иглодержателя сохранились фрагменты текстиля: два витых шнура и петля из двухремизной ткани.
(Дальше там идут всякие размышления о хангерках с привлечением Birka III, песни о Риге, известных изображений, синхронных карельских захоронений и тому подобных вещей. Это все мы знаем, это я не буду пересказывать.)
Интересно здесь вот что: 1) Тесемочка пришита ровно тем же образом, что и у хангерка из Кёструпа (минус сборка и шнурочки). 2) Обратите внимание на ромбики на рисунке. Их вытянутость поперек указывает нам, что хангерок кроили по утку.
Клад из Алменинге, Норботтен, Швеция (север, граница с Финляндией). Реконструкцию этих больших круглых фибул с филигранью и зернью делает Йон. Сейчас поищу побольше сведений....
"...Наши методы вас не касаются...справки были наведены в самых компетентных слоях астрала..."