Гест. , твоя схема как раз и противоречит твоей логике . Мне если честно глаз больше мозолит не упрощенка в шлемах, а именно кривизна и гобулизм некоторых экземпляров. Причем по отдельным личностям это продолжается на моей памяти уже 2 фестиваля подряд в 2012 году. И я на это указывал неоднократно. Паль может вспомнить. И я сейчас не оспариваю принятые решения в этой теме, а лишний раз хочу напомнить, что баня одни версии, мы исправно продолжаем пропускать другие.
"Чтобы ладья спускалась по Дону, может быть даже плавала". Андрей Крылов
Организаторы в данной ситуации пытаются взять за правило тот вопрос на который однозначного ответа нет. Как быть простым дружинникам? Или скорее как быть ополченцам у которых по идее вообще никаких шлемов не было. Упрощенный 4-х частник в данном случае является лучшей альтернативой. Еще АНК писал. «Все известные образцы, судя по богатству отделки, принадлежали, по-видимому, феодальной знати. О шлемах рядовых дружинников ничего определенного сказать нельзя. Однако эта часть боевого доспеха имелась не только у предводителей, но и у дружины» (заключение из статьи Кирпичникова А.Н. «Русские шлемы X – XI вв.»).
Мне не режет глаз этот этот тип шлема, мне как раз будет резать глаз ополченец в богатом шлеме, которого у него просто быть не могло. И выходит, что принятием данного закона вы делаете шаг назад от приближения к реальной истории. Не надо тут писать про экономию, мы как раз таки пользуемся этими типами шлемов далеко не из вопроса экономии, а так как не видим других альтернатив, в виду имеющихся источников на наш регион. Как быть людям, которые занимаются регионами с отсутствием находок целых шлемов? Заимствовать в других регионах? Или попытаться всё таки работать с имеющимися источниками? Какой вариант единственно верный? На этот вопрос нет ответа, хотя вы пытаетесь выдвинуть исключительно свою точку зрения за правило. Лично я против каких либо заимствований. Рассмотрим наш регион - Новгород. Находок шлемов нет. Есть лишь их детали. Есть детали от шлема типа ЧМ. http://s017.radikal.ru/i404/1302/74/ceb197a923e6.jpg http://s019.radikal.ru/i626/1302/6b/eb4e3073149d.jpg
И если по первому источнику понятно вырисовывается шлем типа ЧМ, то как быть простым воинам, и тем более ополченцам? Не должно быть у ополченца волнистых краев. По приведенным источникам и получается простой 4-х частник с прямыми краями и навершием типа ладожского или новгородского. Вот таким его сделал Нестор по нашему заказу. http://s018.radikal.ru/i527/1302/ca/2ea0ba43524f.jpg
И я считаю это единственно верной версией для нашего региона для простого воина -ополченца. Мы против заимствований и других вариантов я не вижу.
Хорт пишет: Не должно быть у ополченца волнистых краев.
Волнистый край показатель богатства шлема судя по работам АНК? я всегда полагал что обтяжка там, золочение всё же какое-то...
Встречный вопрос - в чём в принципе ходить скандинавским дружинникам небокатым? при 1 единственном шлеме из довольно богатого захоронения... в скандинавии что-то притягивать за уши ну ещё можно было бы понять как-томлогику. тут же куски шлемов, масса находок на территории руси, но надо зачем-то что-то придумать. зачем? гладкий край кроме Мейера встречается как я понимаю только в боле поздне евремя, вот это заимствование. с Другой стороны. ты хотел с прямым краем (показатель бедности), типа чм, без золочения. Почему несделать упрощённого Мейера?
"Бессилие логических доводов всегда ищет подтверждения в излишнем темпераменте!" М. Леонов "Он стоит на страже мира. Мыслями и делом чист. Наш покой оберегает... Ну конечно! ПАСПОРТИСТ!" (с) Pal Yelets
Haukr пишет: мы исправно продолжаем пропускать другие.
давай поднимем на вилы. мне например очень режут глаз сильно ржавые шлемы. (кстати он ии в правилах запрещены).
"Бессилие логических доводов всегда ищет подтверждения в излишнем темпераменте!" М. Леонов "Он стоит на страже мира. Мыслями и делом чист. Наш покой оберегает... Ну конечно! ПАСПОРТИСТ!" (с) Pal Yelets
И если по первому источнику понятно вырисовывается шлем типа ЧМ, то как быть простым воинам, и тем более ополченцам? Не должно быть у ополченца волнистых краев. По приведенным источникам и получается простой 4-х частник с прямыми краями и навершием типа ладожского или новгородского.
"Да здесь половина форума мечтает подогнать источники под свои романтические предубеждения, а о воссоздании реальной древнерусской действительности речи не идёт. " Максим Станиславич, ТФ.
Там на форуме обсуждают оттиск. По оттиску и буков там нет, одни кружки. На прорисовке отчетливо видна четерёхчастность, на фото однозначного ответа нет. Коль, ты сейчас пытаешься ответить однозначно на открытый до сих пор вопрос, это твоё личное видение ситуации.
Уважаемый Гест! "Каким образом в ХIII в., т.е. когда писались "саги об исландцах", могли быть известны события Х-ХI вв., т.е. события, о которых рассказывается в сагах? Это проблема, которая уже давно волнует учёный мир. Но, в сущности, она до сих пор не получила окончательного решения. Очевидно, конечно, что должна была существовать какая-то устная традиция о событиях Х-ХI вв., сохранившаяся до ХIII в.". Цитируемое издание. М.И. Стеблин-Каменский. "Саги об исландцах" и "Сага о Греттире". Стр. 821.
Р.S. А в 13 веке существовали в Скандинавии шлемы с нащёчниками и круглые щиты с оковкой по краю?
А вот, вопрос. Является ли все же спасением для "пилоток" их цельнотянутость? Есть мнение, что большинство подобного вида шлемов паяные (вроде шлем из Немии такой). Я нигде не видел четких данных о цельнотянутости. Просветите кто знает? (Яша)
Ну, никаких следов именно паянности на той же Немии нет. Это как-то обсуждали на ТФ,
Спенгены из Польши тоже следов пайки не имеют.
Для Скандинавии есть еще шлем из Тилле и полумаска из Локруммэ. Но это не рядовых дружинников.
Да пусть те, кто любит нас - любят нас. И бусть Бог смягчит сердца тех - кто не любит нас. А уж если он не сможет этого сделать, то пусть свернёт им ноги. Что бы мы всегда узнавали их по хромоте.
Василич, как можно опираться на письменный источник 13 века, который повествует (по мнению Гуревича и некоторых других) о временах даже более архаичных, чем 8-11 вв. Если это принять в расчёт, то присутствие нащёчников на шлемах 5-7 вв. подтверждается археологическими находками. Опять же, не стоит забывать особенностей перевода и проч деталей.
1. В "Саге о Греттире" описываются события 10 - начала 11 века.
2. Достоверность саг среди современных учёных сомнений не вызывает. Гиперкритицизм как метод был в моде в позапрошлом веке. Тогда всё объявлялось недостоверным, в том числе, к примеру, и "Повесть временных лет".
3. Не подскажете, где Арон Яковлевич Гуревич писал о том, что "Сага о Греттире" отражает события 13 века?
4. Проводилось огромное количество исследований, сравнений, начиная с 19 века. Бытовые детали, описания одежды, оружия, обычаев. Ещё раз повторюсь: сведения, содержащиеся в сагах, неоднократно подтверждались. Хотя бы такой пример: Ланс-о-Медоуз.
василич, слово "архаичный" - означает "более ранний". А. Я. Гуревич писал об этом, например, в История и сага. О произведении Снорри Стурлусона «Хеймскрингла» или в «Эдда» и сага Простой пример: "Беовульф", как и многие другие саги, относятся к 7 веку. А никак не 9-11. Вот из Вендельской эпохи и остались упоминаемые вами нащёчники. Но вновь вернёмся к археологии. На 9-11 вв. ни одного шлема с нащёчниками. Вот найдут, тогда и обсудим.
Да пусть те, кто любит нас - любят нас. И бусть Бог смягчит сердца тех - кто не любит нас. А уж если он не сможет этого сделать, то пусть свернёт им ноги. Что бы мы всегда узнавали их по хромоте.