DSC_0324.JPG

Конкурс "Своя ноша не тянет"

Друзья, представляем вам инициативу Егора "Вредного бусодела" Стратовича и уважаемых LOMов: конкурс "Своя ноша не тянет".Идея такова: мужчин..

Cписок литературы по исследованиям древнерусских и позднесредневековых изделий из кожи

Список предоставлен А. В. Курбатовым1. Курбатов А.В., Николаева А.Л. 1989 Вопросы изучения, реставрации и консервации кожаных изделий из раскопок Иван..

Паспортизация 2017

Уважаемые участники!Все вы знаете, что предыдущая паспортная комиссия взяла заслуженный отпуск. После подвигов ратных былинным богатырям нужен покой и..
Сообщение 1 - 3 из 44
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Яндекс.Метрика

 

Информация для Благотворителей

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Дружинник должен быть не только сильным, но и умным. Здесь мы собираем информацию по интересующей нас тематике

Общие требования к костюму

Грамотная реконструкция начинается с определения - чей именно костюм именно мы будем реконструировать и насколько глубоко мы хотим погрузиться в жизнь человека, жившего тысячу лет назад. Необходимо продумать следующие пункты:

основные:
1. регион реконструкции - детально (Новгород, Хедебю, Тимерево) или условно (Древняя Русь, Скандинавия).
2. время - детально или условно.
3. этнос - детально (вятичи, норвежцы, среднецнинская мордва) или условно (скандинавы, славяне).
вспомогательные:
1. имущественное положение.
2. род занятий.
3. семейное положение (для женщин, т.к. в определенных этносах это имеет значение в костюме).

После этого можно пойти двумя путями в реконструкции.

1. Воссоздавать костюм какого-то конкретного этноса, с учетом всех мелких нюансов в крое, отделке и пошиве одежды и сочетании украшений и аксессуаров. К примеру, костюм жительницы Приладожья среднего достатка, замужней, этнической финки из племени весь, вторая половина X века.

2. Реконструкция типового костюма в рамках определенной эпохи и определенного региона, если это возможно. В данном случае необходимо определиться с основными 3 вопросами, допустимы достаточно широкие рамки по двум из трех пунктов (регион и дата, к примеру), однако костюм должен быть типовым и узнаваемым, в таком костюме не могут фигурировать нехарактерные предметы, позаимствованные у других этносов. Например, типовой славянин 9-11 века не может заимствовать скандинавский худ или венгерскую ташку, а типовая скандинавка - славянские лунницы в низке бус.

Кроме того, с точки зрения этничности костюм должен быть узнаваемым.

I. Ткани


- Для пошива костюма используются 100% натуральные, домотканые или фабричные ткани: шерсть, шелк, лен, конопля, для этносов с археологическим обоснованием - хлопок.
- Выбор ткани для пошива вещи должен быть обоснован применительно к реконструируемому этносу, а также социальному статусу.
- При подборе тканей желательно соблюдать региональные текстильные особенности - преобладание того или иного вида сырья для производства тканей, виды переплетений и плотность нитей.
- При выборе тканей фабричной окраски их цвета должны в максимальной степени соответствовать эффекту окрашивания аутентичными красителями. Не следует использовать ткани, окрашенные в неестественные цвета современных «химических» оттенков.
- Для изготовления одежды в комплектах, претендующих на высокий социальный статус, рекомендуется использовать ткани, окрашенные дорогими красителями – синий, красный и их историчные оттенки. Желательно, чтобы ткани в таких костюмах были ручного крашения.
- Желательно соблюдение плотности ткани соответственно статусу комплекта – чем выше статус, тем тоньше и плотнее ткань.

Все вышесказанное также относится к ниткам для шитья, ткачества и иного производства текстильных изделий.
Текстильные изделия, не относящиеся непосредственно к одежде и выполняющие вспомогательные функции (хранение и перенос вещей, чехлы и т.п.) рекомендуется изготавливать из натуральных тканей, подбирая материал согласно назначению изделия.

II. Мех

Шкурки меховых животных традиционно используются в реконструкции костюма, не только для утепления, но и для отделки. Об использовании мехов в раннем средневековье говорят как письменные источники – саги, летописи, так и археологические данные.

О выделке, качестве и особенностях меха.

В меховом производстве известны меха «холодные» и «теплые». Длинноворсные меха – такие как лиса – очень теплые и хороши для зимних вещей. Белка, горностай, в какой-то мере куница и бобр – меха более коротковорсные и «холодные». Такими мехами можно целиком подбивать одежду, благодаря короткому ворсу они не слишком жаркие.

Есть такое понятие в меховом производстве как «носкость» меха, - здесь подразумевается, сколько лет его можно будет носить. Бобр, лиса – одни из самых носких мехов. Самый плохой в носке мех – заячий. Кошачий мех тоже изрядно плох и по носкости, и по теплу. Соответственно, они относятся к самым дешевым, то есть « простым».

Мех не должен «греметь» при встряхивании. Из новых шкурок не должно при пощипывании выпадать волоски. Шкурка кустарной выделки – это очень аутентично, но нужно помнить, что она может быть худшего качества, чем фабричная. Хорошо выделанная шкурка должна быть мягкой, пластичной, не должна иметь неприятного запаха. Мездра должна быть мягкой и однородного цвета, светлая. Если шкурка «чулком» - не поленитесь, выверните или пощупайте – нет ли дырок в шкурке. Если есть – это брак, и повод существенно снизить цену. У «охотничьих» шкурок часто бывают дырочки.

О допустимом мехе.

Теперь о животных, меха которые допустимо использовать для реконструкции одежды раннего средневековья.

Из археологии нам известно о белке, кунице, бобре. Из летописей – о соболе, лисах, рыси, волках, выдрах, оленях и медведях. Из этнографии мы знаем о том, что крестьяне шили шубы даже из заячьих шкурок.

В письменных источниках упоминается и кошачий мех. Не забудем и о мехе овец и коз.

Как обычно отделывают одежду мехом?

Самый простой вариант – опушка шапки. На это идет обычно полоса меха со спинки животного. Не нужно делать украшения шапки в виде свисающего лисьего хвоста. На статусные шапки хорошо подходит коротковорсный мех широкой полосой – норка, соболь, куница, белка. Для теплых зимних шапок хороши пушистые лисы, волки с длинным волосом. На летнем фестивале лисья шапка выглядит нелепо.

Еще один приемлемый способ отделывать одежду мехом – воротники. Туда рекомендуется «лисьи пупки», где короткий волос, либо коротковорсный мех – куница, белка. По археологии мы знаем пример одежды, которая отделывается только опушкой, без полной меховой подкладки.

Допустима отделка плаща меховыми шкурками. Мех пришивается целыми пластинами по вороту полукруглой накидки, либо по всей длине, иногда и по подолу. На такую отделку, как правило, идет лиса. На отделку по вороту нужно две шкурки, но не следует использовать лапки, головки, хвосты. Очень хорошо подходит для подбивки бобер, подойдут и куница или соболь.

Возможно существование кафтанов – мужских и женских – с опушкой мехом. Несомненно, кафтан должен быть в составе богатого комплекта, и меха должны быть – куница, бобр, белка (к примеру, по археологии Бирки). В этом случае у кафтана опушка пришивается по вороту, манжетам, бортам. Это, как правило, кроеные узкие полоски меха.

Всегда, когда работаете с мехом, старайтесь соблюдать аккуратность исполнения. Следует учитывать направление роста волоса и густоту меха на разных участках шкурки.

Из археологии мы также можем сделать вывод – к цветной крашеной одежде, отороченной шелком, подходят только «статусные» меха – белка, бобр, куница.

Мода и заблуждения.

Реконструкторская общественность имеет устойчивый ряд сложившихся традиций и заблуждений, касающихся мехов. С одной стороны, мех зачастую не используется так, как стоило бы, с другой – с мехом связаны некоторые странные, но устойчивые моды на неправильное и неуместное его использование.

В отечественной реконструкции даже подкладка из овцы – большая редкость, даже для «зимнего» комплекта. Редко встречаются целые меховые подкладки плащей и накидок – мужских и женских. Нечасто встречаются кафтаны и прочая распашная одежда с цельной подкладкой из овчины, особенно у женщин. К сожалению, реконструкторы предпочитают одевать на себя «сто одежек», нежели пошить одну вещь на меху.

Распространенные ошибки и заблуждения

По какой-то причине у женщин раннего средневековья самой популярной является шкурка лисы, порой даже не будучи пришитой на одежду. Хотя из археологии мы знаем, что в одежде использовался раскроенный мех, и одежда шилась из самых разных мехов.

Есть такое суеверное мнение, например, что лиса – мех женский, а мужчине прилично носить песца или волка. Есть и ничем не обоснованная мода у женщин носить на шее меховые шарфики из целой шкурки лисы.

Один из самых актуальных вопросов – это использование женщинами меховых шапок. Мы знаем, что в более поздних русских погребальных памятниках есть остатки богатых женских шапок с мехом. Но для раннесредневекового костюма Скандинавии и Др.Руси женские меховые шапки ничем не обоснованы.

Еще один немаловажный вопрос - шкура, надетая на плечи воина, одеваемая поверх доспеха. Это «реконструкторская традиция», носить шкуры волков или рыси, или медведя, как возможное отражение мифов о берсерках и о воинах – оборотнях у славян и викингов. Глупо для «боевых» целей использовать шкуру оленя или кабана, или шакала, глупо носить шкуру в обычный день, без доспеха и не в бою. В общем, носите правильные шкуры и правильным способом.

III. Кожа

- При пошиве кожаных изделий рекомендуется кожа растительного дубления. Допускается кожа промышленной выделки.

- Необходимо учитывать толщину кожи: для раннего средневековья не превышает 3 мм.

- Кожа должна быть окрашена в натуральные цвета (получаемые в процессе дубления либо пропитки маслами) либо не окрашена вовсе.

- Недопустимо использовать кожу неаутентичных цветов, а так же кожу с современным лаковым (блестящим) покрытием.

- Не рекомендуется использовать цветные контрастные нити при пошиве изделий из кожи (белые нитки на темной коже, темные на светлой).

- Настоятельно не рекомендуется приклеивать вторую подошву к уже пришитой первой.

- Рекомендуется следить за внешним видом кожаных изделий - наборные пояса на старой тонкой коже производят не лучшее впечатление, равно как и неаккуратно выкроенные

- Поясные сумки из кожи должны иметь адекватные форму и размер, желательно соответствовать в габаритах оригиналу. Ташки венгерского типа для раннего средневековья не превышают 15,5 см. Средний размер ташек 10-11 × 11-12 см.

Статья по сумкам раннего средневековья находится тут:

http://south-rus.org/articles/?ELEMENT_ID=907

IV. Обувь

В этом разделе освещены 2 аспекта темы Обувь – изготовление и использование.

Краткий мануал по изготовлению обуви от мастера

Отдельно необходимо поговорить о том, как подбирать и носить обувь.

Этими принципами стоит руководствоваться при выборе – какую модель шить\покупать.

- Региональный принцип.

Не секрет, что не все регионы располагают широким спектром находок обуви. Скандинавы из Бирки или жители Гнездово не могут похвастаться даже единичными находками, позволяющими однозначно судить о крое, хотя, несомненно, какая-то обувь у них была. В таких случаях реконструкторам приходится прибегать к заимствованию. При выборе модели стоит использовать корректную региональную привязку. Вполне уместным будет привлечение материалов из соседних областей (к примеру, для Северной Руси – ботинки из Старой Ладоги, для Скандинавии – из Хедебю или Йорка). Впрочем, не стоит увлекаться заимствованиями, если есть оригинальный материал по вашему региону или этносу. И уж вовсе нелепо будут выглядеть обувь германцев железного века на вятичской девушке или гнездовском отроке.

- Датировка.

Не стоит забывать и о временных рамках реконструкции. Делая комплекс на скандинава начала 11го века, не нужно включать в него ту же обувь германцев железного века с датировкой «до эпохи викингов». Если необходима простая цельнокроеная обувь – лучше использовать универсальные мягкие низкие туфли из одного куска кожи, которые распространены во многих регионах, от Европы до Поволжья.

- Соответствие общему статусу

Немаловажным является соответствие обуви остальному костюму. Включая в костюм яркие ткани, шелковую отделку, дорогие украшения (или обилие украшений и бус), дружинное вооружение, подумайте о том, что все это должна сопровождать красивая качественная обувь. Поршни или их аналог подразумевают простой и небогатый костюм.

Поэтому, планируя богатый костюм, закладывайте в него качественный пошив обуви.

- Функциональность.

На случай непогоды или похолодания рекомендуется иметь запасную пару обуви – на размер больше. В жару ногам будет легче в низких туфлях, в холод и дождь – высокие ботинки уберегут вас от замерзания и промокания. Однако при этом стоит оставаться в рамках этноса и не выдумывать ничего лишнего, шнуровка типа современной и иные фантазийные элементы недопустимы.

Снимая мерки для пошива обувь, подумайте, как вы будете ее носить – если в холодную погоду, то нужно снимать мерки в носках потолще, если на жару – в тонких носках.

- Пристойный внешний вид.

Обувь, как и другие элементы костюма, должна выглядеть адекватно. Торчащие нитки, грубый шов, нарушенная геометрия обуви, плохо подобранная или явно современного вида кожа, грубо пришитая или очень толстая подошва с заметным ребром на крае – все это свидетельство некачественного пошива. Оборванные грязные шнурки, дыры, растоптанность и заношенность обуви – говорят о плохом уходе за ней.

Даже качественную обувь можно испортить неправильным хранением и уходом. Между выездами промазывайте вашу обувь бесцветным воском для обуви или, по желанию, аутентичными смесями воска и жира. Просушивайте ее после возвращения с фестиваля с помощью газет или сухого сена, но не на горячей батарее, иначе кожа высохнет и покоробится, и обувь потеряет форму. На самом фестивале не стоит сушить ботинки непосредственно у огня, лучше чуть в стороне, чтобы не сжечь и не испортить внешний вид.

Хранить аутентичную обувь рекомендуется, придав ей форму с помощью тех же мятых газет или сухого сена. Это сохранит ее исходный вид и не позволит красивым туфлям или ботинкам превратиться в заношенные растоптанные башмаки.

V. Швы.

Швы на одежде выполняются нитками того же материала, что и ткань: лен мы шьем льном, а шерсть – шерстью. Шелковые детали пришиваются тонкой шелковой нитью.
Нити для пошива используются того же цвета, что и материал. Толщина нитей не должна превышать толщину самой сшиваемой ткани.

При пошиве используются швы, подтвержденные археологией. Самый простой способ для сшивания отдельных деталей – «вперед иголку». Размеры стежка не должны быть излишне крупными (огромными стежками шили только погребальные одежды, а мы реконструируем одежду живых людей). Максимальный размер – 5 мм, но лучше и аккуратней шов будет выглядеть, если стежки будут мельче – 2-3 мм. При пошиве рекомендуется следить за прямотой шва и аккуратностью выполнения, ровный шов - признак умелых рук швеи, кривой шов выдает неопытность или небрежность.

Один из самых распространенных видов шва на раннее средневековье – «через край». Таким швом удобно сшивать одежду из домотканого полотна с имеющейся боковой кромкой.

Обработку края можно проводить несколькими способами. Такой простейший способ, как двойной подгиб ткани, позволяет аккуратно подшить подол или рукава, а также – при известной аккуратности исполнения – и обработать горловину (особенно это удобно для нижних рубах или одежд из тонких тканей). Аналогичным образом можно обрабатывать края ткани на внутренних швах, однако прежде необходимо оставить достаточный припуск ткани – не менее 1 см для тонких тканей, от 1.5 см для более толстых.

Толстую или очень «сыпучую» ткань (к примеру, саржевого переплетения) на внутренних швах допустимо обрабатывать обметочным швом, однако не стоит прибегать к нему при обработке горловины и видимых краев одежды, если только сам комплекс не подразумевает чего-то подобного или делается с упором на бедняцкий статус.

Все богатство разнообразных вариантов швов раннего средневековья можно увидеть в приложении.

VI Принципы кроя.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Трудоемкость и ресурсоемкость производства тканей в средние века определяли крайне экономный подход к методике раскроя целого полотна на детали будущей одежды.
Резать шелк или иную дорогую ткань для отделки одежды необходимо так, чтобы использовать можно было даже неравные по величине куски. В эпоху викингов – это нормальная практика.
В первую очередь следует учесть максимально возможную ширину ткацкого станка и, исходя из этого, определять максимальную ширину выкраиваемой детали.
Все детали одного предмета одежды выкраиваются одинаково относительно нитей основы во избежание перекосов и вытягивания ткани при ношении готового изделия. Исключением являются случаи выкраивания отдельных деталей по утку или по диагонали, когда это подразумевает специфика костюма.
В эпоху викингов основные детали кроились, в большинстве своем, по прямым линиям и не предполагали вытачек, кокеток, манжет.
Частой ошибкой при крое является разница в длине выкроенных клиньев и основного полотнища одежды. Подобного можно избежать, если длина клина по центру (не по боковой косой стороне) будет равна длине того отрезка, куда этот клин будет вшиваться. Лучше оставить лишнюю длину для клина и срезать ее при примерке уже сшитого изделия.
Ширина и форма рукавов (прямоугольная или трапециевидная) определяется индивидуально с учетом наличия ластовицы. Следует дополнительно продумать и промерить ширину детали на локтевом сгибе и запястье, чтобы не получить слишком широкий или слишком узкий рукав.
Вырез горловины плечевой одежды не должен образовывать широкого декольте, в том числе на платьях для кормления. Чтобы не ошибиться, рекомендуется при раскрое делать вырез горловины сначала как можно ближе прилегающим к шее, постепенно подкраивая ее до нужных параметров. После чего на нераспашной одежде делается вертикальный разрез, скрепляемый пуговицами, фибулами, завязками (в зависимости от особенностей костюма).

VII Отделка одежды, общие положения.

Отделкой одежды следует озаботиться только тогда, когда сшиты все необходимые вещи - комфорт и полнота комплекта сначала, красота потом. Лишенный отделки костюм тоже допустим и уместен. Отделка должна быть аккуратно сделана и пришита, не линять и не заставлять одежду топорщиться.

Используйте только те формы отделки и материалы для нее, которые бытовали у реконструируемого этноса, т.к. она является этноопределяющим признаком. Если это невозможно, следует отказаться от отделки.

Материал отделки должен соотноситься с общим богатством комплекта: быть не скромнее основной ткани изделия, но и не сильно богаче (не стоит, например, нашивать отделку из шелка или драгметаллов на одежду из грубой ткани). На небогатую или повседневную одежду отделку не ставят вовсе или ставят отделку из широко доступных реконструируемому этносу материалов.

В выборе расцветки (однотонная/пестрая, приглушенная/яркая, контрастная к основной ткани/нюансная) следует подражать сохранившимся образцам, если они есть. По тем же принципам следует выбирать материал и расцветку для поясов, очелий (у кого есть) и прочих текстильных аксессуаров. {В случае, если ориентироваться в выборе расцветки совершенно не на что, можно выбрать распространенное в историческом и народном костюме цветовое решение: яркая контрастная отделка на одежде естественных или спокойных цветов).

Технические нюансы отделки:


Отделка пришивается тонкими нитками в цвет, незаметным швом с как можно меньшими стежками на лице. Используемая на отделку ткань и тесьма должны быть не толще, чем основная ткань изделия.

Достаточно тонкая тесьма на дощечках получается из ниток по 700м/100гр (в целом для тесьмы допустимы нитки от 400 м/100 гр. и тоньше). Ширина тесьмы и техника ее изготовления должны быть такими же, как у сохранившихся образцов. В узорах допустимы вариации (в рамках стиля). Желательно использовать в одном изделии несколько узоров, не повторяясь - это весьма характерно для средневековой узорной тесьмы, особенно для скандинавской традиции.

Шнуры могут быть из ниток разнообразной толщины, но результат должен быть не толще, чем подрубленный край изделия. Шнуры и в некоторых случаях простую тесьму пришивают швом "через край" встык к подрубленному краю, таким образом, они не создают лишней толщины и защищают край одежды от износа.

Детали отделки из шелковых тканей следует кроить максимально экономно (помним, что большинству народов раннего средневековья шелк доставался дорого, и оставлять крупные обрезки расточительно; не стесняйтесь собирать их из нескольких кусков.). Обработка края одежды бейкой распространена у многих народов ЭВ и полезна, чтобы защитить края одежды от износа, привести в порядок уже износившийся край или избежать толстого рубца у одежды из очень толстой ткани или с подкладкой. Декоративные швы и отстрочка выполняются теми же нитками, что указаны для шитья. Отделка в виде контрастных швов рекомендуется только при высоком качестве пошива, начинающим швеям лучше от нее отказаться.


Возврат к списку





Политика конфиденциальности

Тех.поддержка: help@south-rus.org

ЛОМОО ВИК "Копьё", г. Елец