Конкурс "Своя ноша не тянет"

Друзья, представляем вам инициативу Егора "Вредного бусодела" Стратовича и уважаемых LOMов: конкурс "Своя ноша не тянет".Идея такова: мужчин..

Cписок литературы по исследованиям древнерусских и позднесредневековых изделий из кожи

Список предоставлен А. В. Курбатовым1. Курбатов А.В., Николаева А.Л. 1989 Вопросы изучения, реставрации и консервации кожаных изделий из раскопок Иван..

Паспортизация 2017

Уважаемые участники!Все вы знаете, что предыдущая паспортная комиссия взяла заслуженный отпуск. После подвигов ратных былинным богатырям нужен покой и..
Сообщение 1 - 3 из 44

Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Дружинник должен быть не только сильным, но и умным. Здесь мы собираем информацию по интересующей нас тематике

Онежский Дрифт или как мы ходили по Онего-Море.

Вот уже довольно долго наша команда идёт к заветной цели, сходить до Царь-Града.
Начав с похода Липецк-Воронеж в уже довольно далёком 2009 году, мы постепенно строили лодки, наращивали умения и в 2020м году достроили флагман нашего флота — Скульделёв-5, он же Скальд.
Однако, то пандемия, то политические неурядицы, а уйти в отрыв на Чёрном море не получилось ни в 2020м, ни в 2021м и тем более в 2022м.
В прошлом году мы заменили район плавания на Ладожское озеро, а в этом было решено идти на Онегу.

Помимо продолжающихся испытаний судна и его постоянной доделки к большим походам, перед этим плаванием ставились цели познавательные и любознательные в том числе.

Нам нужно было посетить основные достопримечательности Онеги:
1. петроглифы на мысе Бесов Нос;
2. о.Мег с его укреплениями и финским бункером;
3. о.Лукостров с его церковью 18 века;
4. о.Палеостров — потому что название и потому что там...сами загуглите;
5. о.Кижи с одноимённой регатой исторических судов;
6. г.Петрозаводск и знаменитый клуб «Полярный Одиссей», с которого мы многие годы черпали вдохновение.

Учитывая, что на Онеге летом преобладают ветры южного и юго-западного направления, старт было решено делать от г.Вытегра, что на южном побережье озера. Общий трек планировался порядка 300-350км, благо озеро в целом невелико.

Вот такие были планы, а теперь о реализации.

Буквально с самого начала, ещё до собственно старта активной фазы, мы попали в заботливые руки жителей Вытегорского района. С одной стороны, нам деятельно начал помогать Александр Николаевич Миранович, судостроитель и знаток этих мест, а с другой — глава Вытегорского района, Зимин Александр Викторович.
Они оба сошлись во мнении, что лучшим местом для старта будет арктический спасательный центр «Вытегра» и не сговариваясь познакомили меня с нашим третьим ангелом-хранителем, руководителем центра Дёминым Владимиром Александровичем.
Каждому из этих людей низкий поклон, их помощь и содействие в удачном прохождении маршрута очень весома.

И вот, 22 июля, ровно в 13:00, загрузив корабль на трейлер, двинули на север.
Команда к месту старта добиралась самостоятельно, а я ехал вместе с лодкой.
Принцип комплектования команды у нас прост.
Во-первых, мы скидываемся деньгами на перевозку лодки и еду в течение похода. Делаем это заранее и это в некоторой степени дисциплинирует потенциальных участников, отсеивая идиотов, которые пишутся в походы исключительно ради записи. Чтобы тёплыми фестивальными ночами рассказывать очередной Брунгильде, как он скоро уходит в плавание.
Во-вторых, приоритет отдаётся тем кто уже ходил с нами в походы, тем кто с нами строил и чинил лодки для походов и тем кого мы знаем лично.
Таким образом, совсем случайных людей, которых никто не знает, в команде изначально нет. Все так или иначе в разной степени знакомы.

В этот раз команда была (впрочем это всегда так и очень редко иначе) в минимальном составе — 20 человек. При меньшем количестве идти уже нельзя, силы гребцов не хватит для успешных манёвров в критических ситуациях.
Как метко заметил Поттер, один из членов команды, ранее никогда не занимавшийся эпохой викингов - «Шиться на викингов и не ходить в плавания, это как встречаться с женщиной много лет и не спать с ней». Но, тем не менее, походная тема это удел довольно узкой прослойки в этой вашей реконструкции. Хорошо это или плохо судить сложно, это каждый решает сам, но мы в целом разделяем мнение Поттера:)

На место старта в спасательный центр «Вытегра» корабль был доставлен 23го вечером, команда собиралась 23го и 24го. Спуск корабля был произведён 24го в 13:00 и прошёл успешно, без эксцессов. Корпус закономерно подтекал после зимней стоянки, но в целом не сильно и черпались мы довольно редко в течение похода.

В спасательном центре нас окружили заботой, разрешили пользоваться некоторыми благами цивилизации и единственно, попросили некоторых наших расслабившихся походников не ходить голыми по территории. Тем же кто ответил - «А мы и не ходим...», спасатели без тени смущения коротко ответили - «Есть видео!». После этого все стали ходить праздничными и одетыми.

25 июля погода стояла жаркая и безветренная. Точнее ветер был, но он постоянно менял направление и было решено идти на прилегающее к центру Тудозеро для тренировки.
Выход на озеро получился отличным, наш новый боцман Рагнар ( о нём отдельно чуть позже) тут же начал учить всю команду включая меня как правильно работать с парусами.
Позже эта тренировка скажет своё слово, она оказалась очень нужной и полезной для всей команды. В финале её мы попали под шквал с дождём, прошлись галсами, сделали пару разворотов, вставали на якорь и снимались, пережидали дождь под тентами.
Надо сказать, что моей принципиальной позицией во всех этих тренировках было то, что мы ничего не оставляем на берегу. Благодаря этому, уже к концу тренировочного дня практически все вещи на корабле нашли свои места.

Нужный нам ветер был обещан прогнозами на 4 утра.
Поэтому, 26 июля в 3:30 мы вышли на вёслах в открытую Онегу и поставили парус.
Ветер был несильный 3-4м/с, как раз то что надо, для продолжения тренировки. Пройдя на нём 30км, обратно встали на вёсла.
Дойдя до мыса Бесов Нос, встали готовить еду и ждать ветра. Осмотрели местные петроглифы, остались очень довольны. Но ветра так и не было, а ночевать на самом мысу не рекомендуется. Если вдруг зайдёт ветер с севера, то может прижать к камням, что для нас крайне нежелательно. В 20:00 мы ушли с мыса на о.Большой Голец, где после изучения прогноза встали с северной стороны, ветер утром обещался с юга. Стоянка там не ахти какая, но при помощи трапа получается выходить прямо на берег, что очень удобно в историчной обуви.

В конце ночи деревья на острове зашевелились, ветер заходил с юга,  то что нам надо. Проводить нас вышла лиса, которая судя по всему с зимы обретается на острове. Сила ветра 6-8м/с позволяла развивать приличную скорость и этим было грех не воспользоваться.

Шли очень хорошо, можно сказать прекрасно! За день прошли 100 километров, обновив наш рекорд дневного пробега, не обновлявшийся с 2010 года и похода по Дону. Тогда мы прошли за световой день 86км.

Мы с Рагнаром менялись на руле по 4 часа, а пока я спал на палубе, он ещё и потренировал на руле часть команды. Дошли по о.Мег, где собирались ночевать. Остров пришлось обходить с востока, обходя длинную песчаную косу. С северной стороны острова был прекрасный пляж, а на самом острове не было комаров. Один из двух генераторов, причём более новый, начал барахлить, плохо заводиться и переливать. Сначала выкручивал свечу, продувал, а потом забросил это дело и перешёл на использование второго, старого. Не зря я поменял перед выходом на нём карбюратор и добился работы. Далее он обслуживал нас весь поход без перебоев.
Настроения в команде хорошие, но часть людей не хочет пить из озера, предлагая заходить за водой в посёлки. То что в посёлках люди пьют из мелкозаглубленных колодцев, где вода тоже из озера их не убеждает. Но постепенно все к воде из озера привыкнут ,других вариантов всё равно нет.

28 июля мы планировали дневать на Мегострове, но сходив на вершину острова к финскому дальномерному посту, получилось посмотреть погоду. Погода требовала выходить, т. к. На следующий день ветер менялся на северный, а грести по открытой воде против ветра очень сложно.
В 16:00 мы вышли на Палеостров, на вёслах под слабый боковой ветер. Волна нам также не досаждала. На подходе к острову в бинокль осмотрел монастырь. Он знаменит ровно одним, там однажды самосожглись 2000 местных жителей, охмурённых старообрядцами.
По берегу ходили двое батюшек в облачениях и мы решили их не беспокоить визитом викингов, ушли на западную сторону острова, где заприметили заранее хорошую бухту.
Бухта каменистая, дно ровное, ил и мелкий камень. Перед входом каменистая банка с глубинами около метра. Мы еле проползли на вёслах, пару раз чиркнув по камням рулем.
Пользуясь наличием связи, подал заявку на конкурс судостроителей кижской регаты.

Погода начала портиться, ветер повернул на северный и пошёл дождь.

29 июля, выходим в обратный путь, небо хмурое, периодически дождь зарядами, но пока мимо нас. Собираемся дойти до Хедострова и там задневать, переживая непогоду.
Но на севере визуально виден огромный грозовой фронт и учитывая дующий из под него ветер, решаю идти на нём южнее.
Пройдя 10-12км на вёслах, на всё усиливающемся ветре поставили парус. Ушли от двух туч с севера и дошли до мыса Тамбиц-Нос. Прямо за ним в губе Тамбица встали на стоянку и тут нас догнал дождевой фронт. Разверзлись хляби небесные и тренировка по постановке сразу двух тентов не прошла даром, мы зашторились очень быстро. Леший, наш каптенармус, и часть команды на берегу приготовили ужин и передали его команде на корабль.

30 июля.
На море шторм, ветер дует с юга и наваливает прямо на наш залив. Но он длинный, узкий и хорошо укрыт от ветра деревьями на берегах. Поэтому нас практически не треплет на якоре, дно — песок, берег — камушки и черника. Но на всякий случай, завели ещё один конец с кормы на берег, чтоб меньше мотало.
Ветер 6-11м/с, треплет знатно. В соседнем заливе, хуже укрытом с юга, волны бьют в берег и там стоять было бы сильно хуже. На берег ходим по трапу, он нам полностью заменил практику прошлого года, когда мы ходили через привязанную с борта лодку.
Ночью тент несколько раз срывало в корме, веса грузов на нём не хватало. Поэтому переделал крепление и в тиковом тенте заменил вложенные багры на вёсла, проблема исчезла. В целом, тент из тика оказался предсказуемо слабоват, его дважды рвали при постановке. Но сама конструкция, с рукавами для вёсел, которые оттягивают тент за борт оказалась очень удачной.
Два дня дождей даром не прошли, часть команды начала сморкаться и покашливать во сне. Выдаём капитанские капли, греемся у костра в перерыве между дождями. Команда на берегу построила целый городок, с лавочками и шалашами. Наверное также викинги однажды основали Дублин:)))

31 июля.
Утро начинается с будильника и дружным поздравлением меня командой с днём рождения. Связи тут в заливе нет от слова совсем. Изредка пробиваются смски с поздравлениями откуда-то оттуда из Большого Мира. Мира ,где интернет, ванная, тёплый сортир и капуччино.
Солнце перемежается дождём, на море садится ветер и немного меняет направление.
Решаем выходить в 18:00.
Температура +15+17, выходим на вёслах, отходим на 5км и ставим парус, идём в крутой бейдевинд. Первая туча дала нам шквал и ветер, разогнав нас до 9км/ч, а далее ровный ветер на закате со скоростью корабля 5-6км/ч.
До Лукострова не дошли, начинает темнеть и мы решаем вставать в ближайшей губе. Представляю, как удивились бухавшие на берегу рыбаки. Увидев как из ночи выходит к берегу драккар, разворачивается кормой в берег, отдаёт с носа якорь и зашивается тентами к ночёвке. На ночь выставили вахту, на всякий случай. Ветер был северо-западный. Прошли за день 22 к, с 18ти до 23:00.

01 августа.
Встали в 07:00, осмотрелись. Вышли на вёслах из губы и решение вставать тут было абсолютно правильным. Обилие не отмеченных на картах камней, луд и мелких островов загромождали заливы Унойских островов.
Лёгкий западный ветер немного подбивал в скулу, но мы дошли необходимые 8 км за два часа двадцать минут. Встали на Лукострове в северной бухте, прикрытой сразу тремя островами. Следующие два дня обещался шторм с юга и его тут было очень удобно переждать. Закат был багровый, глубокий, во всю ширь и глубину неба. Фотографировали все, даже кто вообще не хотел.

02 августа.
С раннего утра льёт мелкий моросящий дождь. Сильный ветер долбит в южную бухту, а у нас всё прекрасно! Через полосу леса ветер не так сильно рвёт и наша бухта гладкая как спина белухи. Мы весь день играем в тавлеи, Князей, едим и спим, занимаемся уборкой на корабле и мелким ремонтом вещей.
Дождь закончился в 19:00. Готовимся утром к выходу, все соскучились по парусу и новым горизонтам. К тому же у нас кончаются некоторые припасы и все соскучились по свежему хлебу.

03 августа.
Выходим поздновато, но это по итогу ожидания ветра, в 8:40. Идём в сторону Великой Губы, где находится одноименное село с магазином, по разведданным.
Первые 25км шли на парусе в бейдевинд, ветер юго-западный, 4-6м/с. Войдя в саму губу сняли парус и далее шли между островами и мелями на вёслах. Сказывается неточность карт, многое не обозначено. Прошли на вёслах около 10км и наоборот, в том месте где на карте был какой-то ад из камней, островов и луд — внезапно всё просто и наглядно. Прошли спокойно, ни разу не цепанув рулём.
После гряды островов снова поставили парус и шли подгребая, чтобы уменьшать дрейф, скорость 5-6км/ч. В магазине затарились за каких-то двадцать минут и решили уходить, т. к. Ближайшие острова оказались непригодные для стоянки, а на завтра передавали встречный ветер. Мы решили, лучше сегодня с боковым идти, чем завтра со встречным стоять.
Встали на острове Дивий, где уже были рыбаки. Мы друг другу не мешали, семейная пара, очень приличные люди.  Погода весь день солнечная, без дождя +15+20.

04 августа.
До Кижей всего 16км, вышли в 8:40, всё утро на вёслах. Ветер раздувает в лицо, 4-6м/с, идём вперёд прикрываясь берегом справа.
Анализируя укладку, прихожу к выводу, что сундуки на корабле лишние, точнее не оптимальные. Тот в каком храним инструмент великоват, как и мой навигационный. Сундук же под еду вообще не нужен, её удобнее хранить в герметичной упаковке в трюме.
День жаркий, дошли до Кижей и все уже устали несмотря на небольшой трек. Гребля против ветра выматывает. Нашли островок и забросили якорь.

05 августа.
Стоим на о.Долгий, прямо напротив места проведения Кижской Регаты. Погода отличная, сотрудники музея прекрасные люди, очень приятно познакомиться и есть о чём пообщаться.
Участвуем в конкурсе судостроителей.
Скальд занимает в своей категории первое места, а Голавль в своей — третье, что тоже очень неплохо.

06 августа. Кижская регата.
Погода +20+22, солнечно.
Регата в Кижах как массовое мероприятие оставила противоречивые ощущения.
Сам музей как место проведения шикарен, пострижен, ухожен и поражает воображение. Экспозиция лодочная интересная и традиция среди местного населения живая, мастера приезжают.

Но с другой стороны, сам фестиваль оставляет ощущение, что участники на нём не такие уж необходимые люди, как и зрители. Для первых нет лагеря, где бы они могли затусить и пообщаться неформально. Площадка какая-то есть, но она платная. То есть чувак построил лодку, привёз её на мероприятие, тем самым создав туристический продукт и он ещё на палатку должен заплатить тысячу за ночь.
Экскурсантов на остров возят метеоры за 4к с носа и у них есть только четыре
часа на осмотр острова длиной 5 километров с кучей достопримечательностей и музеев. Понятно, что регату они будут смотреть в последнюю очередь и зрителей на регате, как и конкурсе судостроителей не было. Как и возможности рассказать о своей лодке для мастеров, кому-то кроме жюри. И это при том, что по всем берегам озера стоят катера москвичей и питерцев дачников, приехавших на выходные.

Сама регата и наша авария с кижанкой алкоголиков на самом деле моя вина. Уже массстарт более мелких лодок показал кучу столкновений и неразбериху. На этом моменте надо было сниматься с гонки. Но желание пройтись красиво и попробовать корабль на дистанцию подвели, надо быть менее тщеславным, наука будет. Думаю, это вообще последняя регата, в которую я сунулся на лодке в ходе похода. Могло всё закончится гораздо хуже и для корабля и для экипажа.
Хорошо, что отделались так, а не хуже, наука будет и напоминание.

Есть ли у этого мероприятия потенциал? Несомненно.
Само место зачётное и широко известное, все проблемы логистики мероприятия решаемые и оборудовав под кемпинги близлежащие острова, мероприятие можно сделать действительно массовым и развивающим тему деревянного судостроения на новый уровень.
Нужно ли это музею?
Сложно сказать. Судя по тому что видел, скорее нет чем да. Туристический траффик налажен, основные достопримечательности работают и слава богу. Энтузиазм сотрудников и энтузиастов судостроителей полезен, но не обязателен.

Мы, как люди зашедшие можно сказать случайно, за минусом поломки, остались довольны мероприятием. Красивое место, достопримечательности, новые знакомства с интересными увлечённым людьми. Лодки, опять же.
Представляете, там была реплика лодки нашего земляка, липчанина Смургиса! И на ней семейная пара ходит в длительные путешествия на веслах, а в Липецке, родине этого самого Смургиса, таких лодок нет. Как и соревнований, где они могли бы участвовать.

Но если без заигрывания спросить, может ли для нашей группы это мероприятие стать целью похода, ответ - нет. Мы побывали в Кижах, составили впечатление, но участие в кижской регате точно не станет для наших лодок традиционным. Хотя получить первое место в номинации традиционное судостроение было очень приятно, не буду скрывать.

Вышли в сторону Петрозаводска, попали под дождь, прошли 13км и встали на ночёвку. Ночью обещают шторм, а утром встречный ветер 6-7м/с.
Мы полдня сегодня делали булини и кренгельсы для них, чтобы завтра пойти против ветра в лавировку.

07 августа.
Вышли в 07:30. Волну на Винди передавали 0,6м, а петрозаводская метеослужба — 1,2-1,5м и ветер до 16м/с. Надежды разбились о суровую реальность, выйдя на вёслах и пытаясь встать на ветер, не смогли дойти до о.Березовый и вынуждены были зайти в ближайшую губу — Лукову губу.
В 14:00 ветер подстих и решили идти дальше. Пошли на юг в бейдевинд к юго-западному ветру. Прошли 20-25км при скорости 3,5-4км/ч, начало темнеть. Стало ясно, что нас всё больше отжимает на юг, а нам надо на запад.  Меня начало капитально рубить и я передал руль Рагнару, о котором надо рассказать подробнее.

Поход этого года был необычен тем, что с нами отправился в путь легенда этой вашей исторической реконструкции, человек с чьих фотографий пошилось минимум два поколения реконструкторов-викингов - Максим Макаров, он же Рагнар из Серебряных Волков.
Учитывая, что Рагнар на настоящий момент самый опытный морской человек в теме хождения на репликах исторических судов в России - это был момент, о котором, что называется, говорили:)))
В околопоходном движе шли обсуждения и многие были уверены, что мы с Рагнаром на одном корабле не уживёмся. Потому что, во-первых, у меня характер скверный и склонен я к абсолютизму. А во-вторых, будет конфликт двух авторитетов и всё такое. Некоторые даже мне в личку сочувствовали, мол, ну как же вы там теперь будете.

Мы знакомы с Максом с 1999 года, но так чтобы вместе где-то немножко рисковать собственными шкурами и шкурами подопечных, такого опыта совместного у нас не было. Поэтому, конечно, риск не сложиться характерами наверное был. Точнее потенциально возможен.

Но, как это обычно бывает, всё расставила по местам практика.
Рагнар, как человек опытный понимает, что в конечном счёте, за корабль несёт ответственность капитан и судовладелец. Поэтому, при первом же нашем разговоре на судне, при подготовке к плаванию, он максимально корректно разграничил наши зоны ответственности.
Он обучает команду работе с такелажем и порядку на судне (тактично умолчав, что и меня в том числе:)))), а я отвечаю за прокладку курса, за поиск стоянок и принятие решений в критических ситуациях.

Так оно дальше и пошло.
Я на корме, он на носу. Я прокладываю, он мерит глубину и смотрит вперёд. Перекрикиваемся как сойки на дереве:)))
Рагнар в каждый выход на воду проводил на лодке некие обучающие программы. Где команда ставила парус, убирала парус, меняли галсы, рифили, раздавали и т.д.. Потом пошли задачи повеселее, типа спасения выброшенного за борт спасательного круга посередине залива Большое Онего, да ещё и идя под парусом. Матросы вытаскивали из воды утопающего, учились делать первичную реанимацию и много всякого полезного.
Хуже того, любая нештатная ситуация превращалась нашим Боцманом (Рагнар автоатически им стал сразу) в наглядное пособие. Оторвавшийся ракс-бугель послужил поводом обучить вместо него перехлёстывать штагом, выпавший за борт галс - использованию багра.
Это как раз то, чего всегда нашим походам не хватало, т.к. у меня не хватало рук, чтобы одновременно не впилиться куда-нибудь и ещё одновременно учебные мероприятия проводить.

Обучив команду в целом, он перешёл к обучению групповому по вахтам и индивидуальному - рулевых и боцманов. И всё это происходило без мата! Точнее, с неким набором идиоматических выражений, среди которых полностью отсутствовал классический мат, но присутствовали выражения типа "китовая труха" и им подобные. Всё это вносило неповторимый колорит и теперь позволяет выложить в интернет практически все видеозаписи сделанные в походе.

Мне, как педагогу в прошлом, при этом было сразу три удовольствия.
Во-первых, мне нравилось самому учиться у более опытного человека.
Во-вторых, меня радовал несомненный педагогический талант и такт педагога. Где Рагнар ни разу не поставил никого из команды в ситуацию, когда обучаемый мог быть унижен или оскорблён обучением.
В-третьих, меня несказанно радовала та слаженность и аккуратность в выполнении всех команд и манипуляций, в которую я в силу своей хамской натуры периодически всё-таки вставлял вопли в пользу техники безопасности. Орать приходилось с каждым днём всё меньше.

Апофеозом нашего сотрудничества стал полуторасуточный переход 07-08 августа, к Петрозаводску. Когда стало ясно, что мы не доходим за световой день до берега и придётся лавировать в открытой воде, к этому моменту я уже был на руле более 10ти часов и способность быстро реагировать на обстановку начал утрачивать. Рагнар сменил меня на руле, получилось кое-как выспаться под ногами наших гребцов на двухметровых ночных волнах и утром он снова передал мне управление, при подходе к мелководью, где мои знания местности уже были актуальнее его знания открытого моря.

Пока я спал, Рагнар развернул корабль на север и также в бейдевинд пошёл в сторону Кондопожской Губы. Не доходя до неё нескольких километров мы встретили рассвет 8 августа, ветер стих, мы убрали мачту и пошли на вёслах через гряду Шардонских островов в сторону Петрозаводска. Всего на вёслах мы прошли 40км, а общий трек этого перехода с финишем в Петрозаводске составил 101км и это новый рекорд. Второй за поход:)

Пришли в Петрозаводск в 16:00, грузились в клубе «Полярный Одиссей», а уже в 19:00 корабль был погружен на трал и мы двинули в обратный путь из гостеприимной Карелии.

Выводы и уроки.

1. Нужно проработать приготовление еды на корабле. Нужен второй котёл большого размера, который будет по факту очагом. Чтобы можно было подвесить котёл над котлом и всё это на жерди  между опорами для хранения реи. В этом случае можно будет готовить и кипятить чай, чего временами ну очень не хватало.
2. Нужно делать выхлопную трубу для генератора с учётом его работы под капитанской банкой, на штатном месте перевозки. Во время дождя приходилось открывать тент чтобы было куда выходить выхлопным газам и всё равно под тентом воняло гарью. Плюс, при переходах на парусе можно спокойно будет подключать и заряжать технику, экономя тишину на привалах.
3. Лодка вторая на судне в том виде как сейчас не нужна. Возможно, стоит брать на всякий пожарный надувную. Деревянная внутри судна сильно мешает работе с парусом на носу и делает работу галсовых небезопасной. Таскать же её за собой на тросе тоже идея не ищ лучших, т. к. она будет мешать рулёжке.
4. Еду нужно упаковывать не по видам и ассортименту, а наборами на каждый день. Это сильно упростит работу вахтам по кухне. Хранить боксы можно также под палубой.
5. Нужно ставить навигационные огни и возить с собой прожектор, для подхода к берегу в ночное время.
6. Нужны сетки для крепления вещей к борту у каждого матроса. Плюс, надо сделать сетки для крепления багажа на корме и в носу, т. к. На волне его может потенциально перемещать по кораблю.
7. Нужна ручная помпа для откачивания воды из трюма, вместо вёдер или вместе с ними.
8. При походах по Онеге и Ладоге имеет смысл делать вариант финиша в зависимости от погоды, не привязываясь к одному населенному пункту, чтобы в случае ветра в морду как в этом году на последних двух днях, можно было финишировать в городе где-то по ветру:)

Онега, мы ещё обязательно вернёмся. Спасибо за гостеприимство!