|
Дружинник должен быть не только сильным, но и умным. Здесь мы собираем информацию по интересующей нас тематике
Цветовая гамма и красителиАвтор: Наталья Ганузина
Введение Одна из важных проблем современной реконструкции – необдуманный выбор текстиля для пошива костюма – как в плане качества, так и в плане цвета. Особенно это актуально для новичков, которые, не имея достаточно опыта, или оставшись без присмотра старших товарищей, покупают ткань либо слишком ярких, «кислотных» оттенков, которые невозможно получить натуральными красителями, либо цветов, характерных для богатых комплексов, требующих гораздо бОльших знаний, а также затрат времени и средств, чем могут себе позволить неофиты. Цель данного мануала – помочь начинающему реконструктору определиться с цветовой гаммой для своего костюма в соответствии со своей «национальностью» и статусом. Обзор затрагивает наиболее распространенные регионы и этносы – скандинавов, славян и алан, т.к. именно с них чаще всего начинается путь в реконструкцию, и содержит скорее общую информацию по использовании тех или иных красителей для усредненных комплектов, но не затрагивает частных вопросов. Копаться в отдельных находках, местностях, захоронениях и малых народах – удел более опытных коллег, которые могут самостоятельно изучать источники, делать собственные выводы, и на их основе создавать собственные версии костюмов. Цветовая гамма и красители Синий Наиболее широко распространенным красителем, дающим синий цвет, является индиго. Его получают из растений-индигофер, содержащих краситель индиготин, например индигофера красильная Indigofera tinctoria на востоке (в Индии и Персии) или вайда в Европе. Индиго – кубовой краситель, т.е. для покраски не требуется протрава. Связывание красителя на волокнах ткани происходит в результате окисления бесцветного водорастворимого в щелочной среде лейкоиндиго на воздухе до нерастворимого синего индиго. При помощи индиго можно получить самые различные оттенки синего и голубого, но стоит отметить, что индиго из вайды дает более приглушенный «пыльный» цвет. Помимо вайды и индиго для получения синего цвета на ткани применялась кора дуба с квасцами. Но в данном случае нужный оттенок достигается методом проб и ошибок, т.к. сильно зависит от множества факторов, таких, как вода, протрава и качество сырья, так что результат может сильно отличаться от ожидаемого. В этом плане индиго – гораздо более надежный и исторически обоснованный источник получения синего цвета. Красный Чаще всего для получения красного цвета использовались такие красители, как марена красильная и кермес. Марена применялась для окраски с древнейших времен, в Европе она известна со времен Карла Великого. Краситель получали из смолотого и измельченного корня растения, основное красящее соединение в них – ализарин. Это протравный краситель, для закрепления его на ткани использовались алюмосодержащие протравы, например глиняно-известковая. Корень марены красильной в зависимости от способа обработки и протравы, вида ткани, рН и температуры может давать широкую гамму оттенков красного цвета, как холодных, так и теплых. Например, при окраске в кислой среде с алюмокалиевыми квасцами ферментированная марена дает ярко-красный цвет на шерсти и шелке, и чаще всего холодный розовый на льне. В нейтральной среде получаются кирпично-красные цвета. При окраске корнем марены с алюмокалиевыми квасцами в щелочной среде в зависимости от концентрации квасцов можно получить как теплые красные, так и холодные бордовые оттенки. Также могла применяться масляная протрава, в качестве которой использовалось молоко или мелкодисперсная эмульсия масла в воде. Такой эмульсией до 10 раз пропитывали ткань, после чего она приобретала способность соединяться как с минеральными солями, так и с красителями, в частности с ализарином. Итог такой окраски – яркий кумачовый цвет даже на тканях растительного происхождения. Кермес – краситель, получаемый из насекомых, живущих на корнях и листьях различных растений. Наиболее дорогой сорт кермеса получали из самок насекомого Kermes vermilio, обитающего только на одном виде растения – дубе кермесоносном, растущем в Средиземноморском регионе и восточной Адриатике. Самок собирали на стадии вынашивания яиц, когда концентрация красящего вещества в них наиболее велика. Для получения одного грамма красителя требовалось около 60-80 высушенных насекомых. Этот вид кермеса считался настолько дорогим, что по некоторым записям, стоимость покраски составляла до 60% общей стоимости ткани. Письменные источники указывают на то, что Kermes vermilio использовался для окраски не только византийских, но и тканей с Ближнего Востока. В Европе был также распространен польский кермес, или немецкая кошениль Coccus poloncus, обитающий на подземных корнях Scelarantus perennis; русский червец Coccus uva urse, обитающий на корнях клубники и ежевики. Красящее вещество кермеса – кермесовая кислота, цвет окрашивания зависит от протравы и кислотности: в кислой среде она дает оранжевый цвет, в слабокислой – красный, а в нейтральной – пурпурный. Также для получения красных оттенков применялись некоторые виды местных растений (подмаренник северный, подмаренник мягкий, подмаренник настоящий, зверобой, оносма красильная и др.)*, а также лишайников (Ochrolechia tartarea, Rocella tinctoria, Xanthoria parietina) и грибов (паутинник кроваво-красный, паутинник краснопластинковый)*. Желтый Достоверно неизвестно, при помощи какого красителя получали желтый цвет. При помощи хромотографии на некоторых образцах текстиля был выделен так называемый «желтый Х», происхождение которого остается неизвестным. Химические тесты выделили около 25 растений, из которых можно получить подобный краситель, среди них резеда, ракита, крушина, дрок красильный, вереск, ромашка и шафран. Также желтый цвет разных оттенков и интенсивности можно получить из лишайника цетрария исландская, купавки, ястребинки, щавеля, золотарника, листьев березы, коры яблони. Краситель хрисин, дающий на глиняной протраве желтый цвет, добывался из почек различных видов тополей – итальянский, черный, пирамидальный. Зеленый Зеленый цвет обычно получали путем сверхокрашивания индиго любым из вышеуказанных желтых красителей. Так, желтый Х был обнаружен только в комбинации с индиговым окрашиванием, те в текстиле зеленого цвета. При таком в зависимости от концентрации красителей и вида ткани получаются различные оттенки зеленого – от салатового до темно-изумрудного. Травянисто-зеленых, приглушенных цветов можно добиться окрашиванием местными растениями, такими, как серпуха красильная, рябина, вороний глаз, сивец, хвощ и др.* Предположения, отмеченные знаком (*) основаны на работах Н.Б. Черных и Б.А. Рыбакова, которые в свою очередь опирались на этнографию, и не имеют археологического подтверждения. Поэтому использование данного сырья для окраски тканей в Эпоху викингов является весьма спорным моментом. Серо-коричневая гамма Коричневое окрашивание достигалось применением растений, богатых дубильными веществами – чернильных орешков, дубовой и ольховой коры, а также коры крушины, шкурок грецкого ореха, и некоторых лишайников (например, уснея северная Usnea borealis, пармелия скальная Parmelia saxatilis и пармелия пупковидная Parmelia omphalodes). Одно из наиболее распространенных красящих веществ – элаговая кислота, которую получали из коры дуба, шкурок граната, и бензоаровых каменей из желудков животных, которые питаются корой растений. На железной протраве элаговая кислота дает черное окрашивание, протрава из хлористого железа дает черно-синий оттенок. Эмодин – краситель, содержащийся в соке ольхи, дающий окраску от светло- до темно-коричневой, в зависимости от содержания кислорода и протравы. Смешанные цвета Бордовые, фиолетовые и пурпурные оттенки на ткани можно получить путем сверхокрашивания ткани индиго с мареной и кошенилью. А также кермесом с таниновой протравой, мареной на железной протраве, моллюском красильной багрянкой (Nucella lapillus), а на шерсти и шёлке - лишайниками Роселла тинктория (Rosella tinctoria), и Охролехия волокнистая (Ochrolehia tartarea), которые произрастают на морских побережьях Европы и Африки (красящее вещество – орсеин). Лишайники обливали загнившей мочой и оставляли на воздухе для брожения, затем высушивали и растирали в красильный порошок. Протравы В качестве протрав в Раннем Средневековье могли использоваться железо- и алюмо-содержащие соединения, такие как алюмо-известковая и алюмо-железная протравы, ржавчина. А также в качестве протравы могла выступать медь, входящая в состав бронзовых котлов для крашения. Некоторое растительное сырье уже содержит в себе дубильные вещества, выступающие в качестве протравы. Например, тониносодержащие кора дуба и ольхи. Большой интерес представляют находки остатков плауна, найденного в Йорке. Плаун поглощает алюминий, что делает это растение отличным фиксатором при отсутствии квасцов. Многообразие найденного плауна не характерно для Британских островов, но характерно для Скандинавии. Это подразумевает, что плаун импортировался специально для использования в крашении. Исследования аланского текстиля, проведенные О.В. Орфинской, показывают, что для протравы при крашении восточных узорных шелков использовались соли алюминия, олова, кальция и магния. Некоторые красители, такие как лишайники и грибы, не требуют использования протравы, но дают окрашивание только на шерсти и шёлке, т.к. окраска является результатом реакции между свободными аминогруппами в волокне и альдегидными группами лишайниковых кислот. Обычно эти группы бесцветны в лишайниках, но при кипячении дают окрашенный продукт. Тем не менеее, протрава все-таки может повлиять на конечный цвет ткани, изменив его оттенок или интенсивность. Специфика окраски шерсти, льна и шелка Оттенок, получаемый от одного и того же красителя, а также его интенсивность зависит от множества факторов, таких, как концентрация, температура, pH протрава, ее количество, химический состав используемой воды, а также состав и исходный цвет самой окрашиваемой ткани. Наиболее интенсивно окрашиваются ткани животного происхождения – шерсть и шёлк, причем на шёлке, как правило, получаются наиболее яркие оттенки. Результат качественного прокраса – ровный, насыщенный и стойкий цвет. Лен более сложен в покраске, что связано со структурой его волокна – высоким содержанием целлюлозы в нем. Насыщенного оттенка на льне можно добиться бОльшим по сравнению с шерстью количеством сырья, а также бОльшим числом прокрасов. Насыщенный цвет, тем не менее, не бывает излишне «химическим», он глубокий, неоднородный (не в «пятнах», но с едва заметными переходами цвета в более светлые или темные оттенки), немного смягченный, по сравнению с яркими современными красками. На ткани краситель осаживается в виде «лака», покрывающего поверхность волокон. Выкрашенная таким образом ткань долго не теряет первоначальной яркости. Подбор цвета для костюма в соответствии с реконструируемым регионом Скандинавия Поскольку поселения викингов и их торговые маршруты охватывали обширную географическую площадь, то они имели доступ как красителям, которых не было в Скандинавии как в форме предварительно окрашенной импортированной ткани, так и в форме импортированного красителя. Некоторые красители, такие как польская кошениль и кермес были найдены только на ткани, контекст которой предполагает, что она была импортирована. Это широко распространенное географическое распределение скандинавов Эпохи Викингов означало, что разнообразие красителей, к которым у них был доступ, отличалось в зависимости от того, где они жили. Диаграмма ниже описывает распределение различных красителей по регионам, которые были заселены викингами. К сожалению, она не рассматривает Швецию и скандинавские захоронения с территории Руси, с учетом которых диаграммы могли иметь немного другой вид из-за большого количества фрагментов текстиля, окрашенного индиго. Диаграмма 1 Как указано в Диаграмме 1, есть доказательства, что красные, синие, жёлтые, фиолетовые, розовые, оранжевые, зеленые и коричневые оттенки могли быть получены при использовании красителей, которые были идентифицированы как растительный материал, найденный в красильнях или на сохранившемся текстиле Эпохи Викингов методом хроматографии. Есть несколько химических доказательств используемых фиксаторов и это значительно расширяет доступную цветовую палитру. Волокна, которые были изначально коричневыми или серыми дают еще большее разнообразие возможных цветов и хроматографический анализ доказывает несколько примеров сверхокрашивания или ткань, окрашенную больше, чем одним красителем Англо-скандинавы жили в климате, где марена могла быть выращена, а не просто импортирована и на Британских островах найдено большее количество образцов, окрашенных мареной. Таким образом, англо-скандинавы склонны к использованию красно-оранжевых оттенков. Норвежские, датские и шведские образцы выявляют большое наличие голубых оттенков от вайды. Видимо, синий цвет пользовался большой популярностью среди «коренных» скандинавов. Ирландские образцы выявляют фиолетовые оттенки от использования лишайников. Окрашенные лишайником ткани достаточно обычны для Дублина Эпохи викингов, а также для поселений в Гренландии, Йорке и Северной Германии, и даже в сагах упоминается «чулок лишайниково-красный» Для Бирки в частности наиболее характерны синяя, красная, желтая, зеленая и коричневая окраски. Для красной окраски скорей всего применялась марена, синей – индиго, желтой – резеда. Зеленый цвет так же получался от совместного использования индиго с желтым красителем. В некоторых образцах цвет не сохранился, но их хрупкость указывает на воздействие танинами, которые входят в состав древесной коры, используемой для окрашивания. Ввиду совсем небольшого количества находок текстиля в Гнёздове трудно делать выводы о преобладании каких-то красителей. Наиболее сохранившиеся находки – из кургана Ц-301, который относится к скандинавским ввиду наличия скорлупообразных фибул – это льняное платье, частично окрашенное в синий цвет вайдойВ кургане Поль-62 были найдены фрагменты красного шелка с зеленой набойкой, которые скорей всего относились к кафтану. Большинство исследованного текстиля из Пскова также относилось к Скандинавским захоронениям. В захоронении «варяжской гостьи» (№1) найден лен синего цвета и фрагменты красного шелка, а также красно-коричневая шерсть. Известный хангерок из погребения 3 Старовознесенского некрополя был окрашен в синий цвет. Результаты химического анализа некоторых образцов шерстяного текстиля показывает, что также в качестве красителей скандинавами могли использоваться следующие растения: подмаренник северный, грецкий орех. Также могли использоваться вереск обыкновенный и дрок красильный, о чем свидетельствуют находки этих растений в местах красильного производства.
Русь Анализ находок текстиля Новгорода показал, что для их окрашивания в раннем средневековье использовались следующие химические вещества: элаговая кислота, хрисин, эмодин, индиго, марена и кермес. Набольшее количество фрагментов шерсти было окрашено в красный «червленый» цвет кермесом, добываемым из польской кошенили. Стоит заметить, что красный был самым любимым цветом у славян, а сам червец был широко распространен на территории Древней Руси. Помимо червеца, в крашении широко применялась марена. На севере и в центральных районах, где эта культура не разводилась, можно говорить только об использовании привозной марены. Тем не менее, марена была хорошо известна славянам: это доказывается тем фактом, что ее название вошло в славянскую мифологию. Недостаток в кошенили и марене в северных районах, вероятно, компенсировался применением красителей из местных растений, таких как подмаренник, трава зверобоя, ранник и др. Из 337 новгородских фрагментов ткани, исследованных Н.Б. Черных только один окрашен в синий цвет индиго, и относится к XVI в. А из 14 образцов, исследованных А. Нахлик, также только один содержит следы окраски индиго в соединении с неизвестным желтым красителем. Благодаря такому сочетанию ткань обладает зеленой окраской. Стоит отметить, что этот образец является изделием западноевропейских мастеров и датируется XIII в. Таким образом, можно сделать вывод, что для славян вследствие бытовавших традиций наиболее характерен красный цвет в одежде, хотя химический анализ текстиля показывает использование и других красителей, но в меньших масштабах. Основываясь на материалах этнографии, можно предположить, что для окраски могло использоваться и различное местное растительное сырье, идентифицировать которое на ткани уже невозможно. Аланы Если большинство находок льняного текстиля алан было представлено белеными или небелеными некрашеными тканями (за исключением редких фрагментов, окрашенных индиго или имеющих набивной рисунок), то шелковые фрагменты представляли большое цветовое разнообразие. Все шелковые ткани Алании относятся к импортным и происходят из развитых центров шелкоткачества - Согда, Китая и Византии. Речь о красителях, используемых при производстве этих тканей, пойдет в следующей главе. Цветовая гамма шерстяного аланского текстиля довольно небогатая. Чаще всего окраска производилась в форме нитей в желтовато-коричневые или красно-розовые цвета (для этого использовалась марена кавказская), из которых чаще всего ткались ткани с полосатым рисунком. Импортные ткани имели более насыщенные цвета: красный, синий, зеленый, но в этих тканях для основы использовались желтовато-коричневые, видимо, неокрашенные нити. Окраска импортных шелков Как уже говорилось выше, в Раннем Средневековья существовало четыре основных центра шелкоткачества – Византия, Согд и Китай и Персия, в которых производились как ткани высокого качества, окрашиваемые дорогими импортными красителями, так и для массового потребления и уплаты торговых пошлин, на окраску которых которые шло недорогое местное сырье. Византийские шелка, изготовленные в императорских мастерских – константинопольском гинекее, так как они были изготовлены ткачами с высочайшим уровнем мастерства, имели изысканный рисунок, были окрашены дорогими красителями, как пурпур разных оттенков – от розового до темно-синего, а также кермес и индиго. В тканях использовались нити синего, сине-зеленого, зеленого, красного, вишневого и розового, желтого, черного, бирюзового и фиолетового цветов. Известны находки шёлка из Дании, анализ которых показал следы красителя, добывавшегося из лишайников рода Rosella, растущих на побережье Северной Африки и Южной Европы, что указывает на средиземноморское происхождение ткани. Скорей всего, к византийским относилось большинство самитов, найденных в Бирке, а также узорные и гладкие ткани, использовавшиеся на территории Руси. Например, многоцветный шелк (сине-зелено-желто-розовый и красно-фиолетово-зелено-желтый) с медальонами, который являлся отделкой хангерока и плиссированной рубашки из псковского захоронения «варяжской гостьи», а также гладкие шелка преимущественно красно-коричневого цвета из других захоронений Старовознесенского некрополя Пскова. Согдийский шёлк: Для окраски шёлка в красный цвет использовались различные виды кермеса, причем данный вид окраски характерен для наиболее дорогих шелков. В качестве более дешевого красителя испльзовалсь марена. Для получения синего и в большинстве случаев зеленого цветов использовалось индиго, и это тоже является показателем высокого качества ткани, хотя и в меньшей степени, чем окраска кермесом. Также индиго в сочетании с танидными красителями иногда применялось для получения глубокого черного цвета. Также для получения черных и коричневых цветов использовались танидные красители (зеленая кожура грецкого ореха и шкурки граната) с железосодержащей протравой. При этом качество крашения танидными красителями было довольно низким. При использовании большого количества протравы волокна окрашивались в черный цвет, а при использовании меньшего – в коричневый. Со временам вследствие редукции черная окраска также осветлилась до коричневой. «Золотистая», т.е. слабо-жёлтая окраска археологического текстиля, скорей всего появлялась в результате воздействия почвенными органическими веществами или старения волокон, т.е. изначально нити были неокрашенными. Таким образом, можно сделать вывод, что большая группа аланских узорных золотисто-коричневых тканей изначально была черно-белой или коричнево-белой, и темные нити были окрашены местными красителями, и это были дешёвые низкокачественные ткани. Китайский шёлк чаще всего был представлен либо гладкими тканями полотняного переплетения вроде тафты, либо тканями с вытканным геометрическим узором - камкой, некоторые ткани имели набивной рисунок как имитацию узорного ткачества. Китайский шелк из Северного Кавказа часто имел золотистую окраску, что может быть связано с естественным старением волокон, и изначально он был белым. Возможно, часть золотистых шелков была окрашена в желтый цвет, например находка из захоронения 824 Бирки. Также шелк окрашивали в красные и синие (бирюзовые) цвета, вероятно, некоторые ткани имели разные цвета утка и основы (например, ткань из Bj 944, в которой под микроскопом виден слабый синий оттенок нитей утка). Известное шелковое платье с драконами из кургана Ц-301 Гнёздова также было сшито из парчи китайского происхождения с золотным утком, окрашенной мареной в теплый оранжевый оттенок красного цвета. Подбор цветовой гаммы для костюма в соответствии с социальным статусом При выборе красителя для ткани, или уже окрашенной ткани также важно учитывать статус персонажа, которого вы собираетесь реконструировать. Для низших слоев населения, ремесленников и простолюдинов, повседневных комплектов лучше использовать ткани натуральных цветов – небеленый лен, белую, серую, бежевую, коричневую и черную шерсть. Также допустимы цвета, соответствующие выкраскам местным сырьем, которое дает приглушенную гамму коричневых, серых и зелено-желтых оттенков – корой деревьев, зелеными частями растений, соплодиями и лишайниками. Имейте ввиду, что яркие цвета, как правило, дают дорогие привозные красители, и простой крестьянин вряд ли мог позволить себе такую одежду. Такие красители характерны для верхушки общества – крупных землевладельцев, богатых купцов, представителей военной знати. Кроме того, подобные красители предполагают использование качественных тканей, умелого пошива и достаточно дорогих аксессуаров (поясов, фибул, литья, бус, кошельков, обуви). Так что сочетание ярко-красной льняной рубахи, подпоясанной верёвкой, с поршнями является нонсенсом, и вряд ли могло существовать в исторических реалиях. Также при обосновании цвета текстиля стоит исходить из обоснованности применения того или иного сырья для окрашивания ткани. Одним из главных свойств красителя является его стойкость, т.к. процесс крашения требует больших затрат времени и сырья, которые не должны пропасть даром. В природе встречается множество веществ, которые дают цвет на ткани, но они не нашли применения в крашении, т.к. не дают стойкого цвета. Например, различные ягоды – черника, бузина, ежевика, смородина. В интернете можно найти множество примеров окрашивания ими, но стоит иметь ввиду, что ткань, окрашенная таким способом быстро потеряет цвет от света и пота. Так что с точки зрения древнего человека ягоды логичнее съесть, а для крашения подыскать более стойкий и историчный краситель. Что касается протрав – тут нужно ориентироваться на достижения прогресса реконструируемого периода и данные исследований находок текстиля (см. выше главу о протравах). Некоторые соединения, которые используются в современном крашении, и дают довольно яркие оттенки, например, калий железосинеродистый (красная кровяная соль), но вряд ли использовались в интересующий нас период, т.к. были получены гораздо позже.
Литература: Ewing, Thor. ‘í litklæðum’ – Coloured Clothes in Medieval Scandinavian Literature and Archaeology Gejer, Agnes. Seidensoffe || Birka III, Die Textilfunde aus den Gräben. Uppsala 1938. S 58–67. Gundersen, Kristina. Viking Age Dyes: A Brief Overview Hägg, Inga. Die Tracht || Greta Arwidsson (ed.), Birka II:2, Systematische Analysen der Gräberfunde. Stockholm 1986. ISBN 91-7402-169-9. Priest-Dorman, Carolyn. Colors, Dyestuffs, and Mordants of the Viking Age: An Introduction Vedeler, Marianne. Silk for the Vikings / Ancient Textiles Series Vol. 15, Oxbow Books, 2014 Зубкова Е.В. Орфинская О.В. Предварительные итоги исследования текстиля из погребения No 3 Старовознесенского IV раскопа в Пскове // Археология и история Пскова и Псковской земли. Псков, 2008. С. 56-75. Нахлик А. Ткани Новгорода. Опыт технологического анализа // МИА №123. М., 1963 Орфинская О.В. Текстиль VIII - IX вв. из коллекции Карачаево-Черкесского музея : Технологические особенности в контексте культуры раннесредневековой Евразии : диссертация ... кандидата исторических наук : 24.00.03. - Москва, 2001. - 268 с. : ил. + Прил. (с.269-475; ил. ). О. В. Орфинская. Парчовое платье X в. из Гнездовского некрополя // Археологические вести. Спб, 2012. Вып. 18. "Очерки по истории русской деревни X-XIII. / Под ред. Б. А. Рыбакова //Труды государственного исторического музея. Т.2. Вып. 33. " 1959 г Пушкина Т.А., Орфинская О.В. Текстиль из женского камерного погребения Ц-301 в Гнездове // Археология и история Пскова и псковской земли. М., Псков, 2011. С. 92-99. Семечкина Е.В. КРАШЕНИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ органическими природными и синтетическими красителями. Методические рекомендации. ВХНРЦ - М., 1990 Соколов А.В. КУСТАРНЫЕ РЕМЕСЛА Крашение шерсти. С.-Петербург. 1900. Фехнер М.В. Ткани из Гнездова // Археологический сборник. Труды ГИМ. Вып. 111. М., 1999. С. 9-12. Фехнер М. В. Шелковые ткани в средневековой Восточной Европе // Советская археология. 1982. Черных Н.Б. "Новгородские ткани из Неревского раскопа" // Вестник Московского государственного университета, 1958, №4, с.101-112.
Приложение 1: Как надо делать (примеры аутентичных выкрасок натуральными красителями). Это лишь НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ окрасок. Как уже упоминалось выше, конечный результат покраски зависит от множества факторов, и один и тот же краситель может давать очень широкую гамму цветов, и отразить все возможные оттенки в небольшом мануале невозможно, да и бессмысленно Марена красильная
Кошениль
Индиго
Кора крушины
Кора дуба
Лишайники:
Прочее растительное сырье:
В качестве примеров и использованы выкраски Мариониллы Саламатовой и группы «Лазурит Индигович», Юлии Долговой, ткацкой мастерской «Old Craft» и группы Вконтакте «Аутентичное крашение». Спасибо авторам за предоставленные фотографии!
…И наконец Приложение 2 Какие ткани покупать не стоит:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|