Конкурс "Своя ноша не тянет"

Друзья, представляем вам инициативу Егора "Вредного бусодела" Стратовича и уважаемых LOMов: конкурс "Своя ноша не тянет".Идея такова: мужчин..

Cписок литературы по исследованиям древнерусских и позднесредневековых изделий из кожи

Список предоставлен А. В. Курбатовым1. Курбатов А.В., Николаева А.Л. 1989 Вопросы изучения, реставрации и консервации кожаных изделий из раскопок Иван..

Паспортизация 2017

Уважаемые участники!Все вы знаете, что предыдущая паспортная комиссия взяла заслуженный отпуск. После подвигов ратных былинным богатырям нужен покой и..
Сообщение 1 - 3 из 44

Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Дружинник должен быть не только сильным, но и умным. Здесь мы собираем информацию по интересующей нас тематике

Как мы ходили на Азов

Эта история началась очень давно. В 2005 году я, Гуннар, Бьярин и Хельги ходили с поляками на Волин. На ихних польских кораблях.

Именно тогда родилась идея и жажда пройти на своих кораблях по своим рекам.

Жажда крепла, вовлекала всё новых людей, которые помогали её осуществить и обрастала кучей сопутствующих квестов.

Кто сейчас уже помнить морозное утро 7 января 2006 года? Когда мы пилили деловой дуб на наши корабли украдкой от Задонского лесничества. Или ноябрь того же года, когда мы свалили огромный тополь на будущую «Макошь».

Жаркое лето 2008го. Стройка первой лодки. Тент. Строгаем каждую доску ручным электрорубанком. Страшно подумать, у нас и рейсмуса тогда небыло. Под тентом то невыносимо жарко, но мокро и холодно.

2009й. Мы строим «Сварога» и достраиваем «Макошь». Мы — это не только ВИК «Копьё». Нам помогают друзья заражённые идеей походов. Тут и парни с Украины оставшиеся после Русборга. И Чёрная Щука. Даже беларусы были замечены.

Все вместе мы строили флот. Очень быстро. Суда спущены на воду прямо к Ладейке-2009.

Первый поход по реке Воронеж из Липецка до города Воронеж. Всё в диковинку. Руль опутывается травой и не рулит. Ветер в рожу. Гребля по 10 часов в сутки.

Вот путь, в коротком изложении, который мы проделали что бы решиться на то, о чём собственно и пойдёт рассказ.

Подготовка.

С маршрутом определились быстро. Благо, мы живём на реке Быстрая Сосна, которая впадает в Дон. А тут ещё и идея есть. Князь Святослав ходил на хазар с земли вятичей. И всё вроде сходилось что по Оке и Волге. Только за последнее время земля вятичей стараниями археологов сильно подвинулась на Юг. И теперь мы идём на Саркел по Дону, проверяя сколько для этого понадобится времени нынешним русичам и всяким с ними викингам.

Надо сказать, команда по ходу подготовки менялась многократно. Кто-то не смог, у кого-то проблемы, а кое-кто (но мы не скажем кто) просто завёл новую бабу и не решился оторваться от её юбки на месяц. Да это сейчас уже и не важно.

К началу похода команда была набрана. В ней были и ветераны прошлого похода на Воронеж. Были люди очень хотевшие идти. Были и случайные люди. Типа моего родственника Гриши.

Все мы собрались на нашей базе 25 июня. Некоторые, правда, прибыли прям к отходу 26го. Но это не решало уже. Мы сосредоточенно проверяли каждый инструмент. Каждый элемент экипировки. Я бегал как жареный и постоянно разрывался между необходимостью собрать собственные шмотки, проверкой того как собрались другие и разными административными вопросами. Без которых тоже, далеко не уплывёшь.

Надо было оставить на базе все распоряжения. Месяц без руководства дело не шуточное. Вобщем, я сильно очковал. За себя, за базу, за успех похода и за каждого участника персонально.

Начало.

(Далее все мои воспоминания я постараюсь корректировать с судовым журналом каковой я вёл всю дорогу. Если кто-то из участников вспомнит события которые я упустил, впишите и их в нашу историю, готов принять любые поправки.)

26 июня.

Мы уходим. Краткая инструкция. Погрузка. 8:30. Мы провожаемые возгласами одобрения спасателей, отчаливаем от станции. Проходим мост. Второй. Всё нормально, свай не зацепили. На пляже под Собором нас ждут друзья и журналисты. Надо сказать, наши друзья многие журналисты. А многие журналисты за годы освещения наших деяний стали нашими друзьями. Главный редактор газеты «Жизнь» Юлия Курбатова принесла нам сумку с пирожками. Эта сумка, кстати весьма антуражно пошитая, прошла со мной весь поход. Свою штатную сухарку я отдал Грише.

Стали нас снимать на видео для истории, фотографировать и общаться. 10:00. Нам пора.

Первая преграда. Понтонный мост. Взяли хинтом, протащились сбоку. Не думали что выйдет, но тем не менее.

Вторая преграда. Плотина. Разгрузка. Труднейший волок. Огромные камни. Толпы отдыхающих. Чуть не упустили «Макошь», удержали чудом. Меня и Ингвара еле-еле не раздавило, но всё обошлось.

Третья преграда. Мост под Черкассами. Никак не обойти, штурмуем в лоб. Разгрузка, лодки на катки. Откосы по полтора метра. Жара. Взяли за полтора часа. Неожидал.

Четвёртая преграда. Мы её не ждали. Разрушенная плотина через двакилометра. Перетащились по пояс в воде. Не разгружаясь.

Пятая — перекат под Голиково. Волок не разгружаясь.

Команда сильно измотана. Ещё одна плотина и мы в Дону. Подходим к плотине уже вечером, решено штурмовать утром. Ночлег на высоком берегу. Пьяный сталевар рассказывает нам какие мы классные парни и как он сильно любит Родину, Липецкую область и нас персонально каждого.

27 июня. Встали в 7:00. Проспали то есть. Собрались. Лодку укладываем опять по новому. Но система вырабатывается. В этом деле преуспел наш боцман ( Боцман, он же Док. Яша Софронов из Чёрной Щуки. Человек несгибаемого упорства и невероятной выносливости.) и все остальные ему помогают как могут. Команда притирается друг к другу.

Стартуем. Легко проходим плотину. Нашли обход по боковому руслу. Впереди понтонный мост под Донским. Всё идёт хорошо. И тут как в мультфильме.

Мы идём к правому берегу. Плотва к левому и Макошь. Макошь пытаются провести сбоку от моста. Неудача. Лодку разворачивает бортом к потоку. Наклон. Черпает, переворачивается и уходит под понтом. Секунда. И у нас нет третьей лодки.

Беготня. Команды. Растерянность сменяющаяся решимостью достать любой ценой. Команда лезет прямо в поток чтоб достать то что осталось в лодке. Приходится матюгами вытаскивать людей из утонувшего корабля. Все рискуют. Никто не думает о собственной безопасности. Мвужик на Газели предлагает свою помощь. Его дочь бьётся на берегу в истерике — «Папочка, не делай этого, я боюсь, пусть они тонут!!!». Мужик не поведя ухом садится в машину и начинает тащать. Тросы звенят. Лодка медленно тащится по дну вдоль понтона. Умом я понимаю что ей конец. Но верить хочется в обратное. Ещё метр. Ещё. Приехал трактор. Газель не может больше, не вытянет. Впрягаем трактор.

Два троса, тянем. Лопается трос. Пробуем последним. И!!!!!!

Отрываем лодке нос. Всё. Операция кончена, всем можно расслабиться.

Молча грузим лодки. Перераспределяем барахло. Много, да что там, большая часть жратвы утонула. Или капитально промокла. Бьярта, Эйдис и Кнуда придётся отправить домой. У них утонули все документы. Снафа, Вышегора и Беню пересаживаем на оставшиеся суда. Забираем с «Макоши» мачту и парус. И кусок от планширя привязываем к борту «Сварога». Пусть хоть частичка её дойдёт до Азова.

Команда подавлена, но решимость всё сильнее. Мы по-любому дойдём.

Ночуем в Каменке, практически на том месте где когда-то начинался Русборг. Спим не ставя палатки. Так мы потом будем делать всё чаще.

28 июня.

Идём по Дону. Дон не река. Каждые триста метров нам приходится вылазить и тащить «Сварога» через мель. За день 13 мелей. Какое нахер судоходство?! Если у нас осадка 60см и мы пройти не можем! «Плотва» идёт отлично. Плоскодонность рулит невероятно.

Парень по имени Саша из Волжского заболел. Ему плохо и мы не знаем почему.

Грести он не может. Перетаскиваемся через мост под Замятино. Дальше преград нет.

Точнее, они есть. Просто мы о них пока не знаем.

К вечеру выясняется что у Саши очень мощная аллергия и наш Док говорит что нужна эвакуация. Задонские камрады забирают Сашу и Сергей (сопровождающего) и увозят. Первые потери.

29 июня.

Утром проводили уезжающих. Лодину тоже нездоровится. В обед должен прибыть Палыч, с ним грести будет проще. Он ждёт нас в точке, ну не важно в какой. Я не помню.

С нами в походе есть Монах, ясен пень это кликуха. ( Монах — Алексей Ртищев, наш кореш с Украины. Он из Стаханова. Всю дорогу нас развлекал рассказами о Великих Украх. По ходу выяснилось что он по очереди был — семинаристом, волхвом родноверов, свингером, индейцем с погоняловом «Танцующий Медведь», дружил с наркоманами и вот так ПРИШЁЛ В РЕКОНСТРУКЦИЮ). Монах был всю дорогу генератором споров на тему судьбы России и всего ближнего зарубежья. Рыбаки иногда слыша споры с проходящего драккара, только что не вываливались с надувнух. Спектр споров шёл от истории Великих Укров породивших египетскую цивилизацию и до порабощения Беларуси Россией через вступление первой в таможенный союз.

Палыча подобрали. Он радостно гребёт на загребе. Всё отлично. Из Лодина начинают выходить километровые сопли. Когда он сморкается за борт, такое впечатление что что-то отрывают.

Лодину плохо, у него температура. Приезжает сын Палыча и забирает обоих. Палыча вызвали на работу, а Лодина надо лечить.

30 июня.

Выходим. Начинается попутный ветер. Нашей радости нет предела. Мы поднимаем паруса. Река широкая, повороты проходим перекладывая галсы. Скорость доходит до 13,3 км/ч. Команда поддаётся разложению, все спят на банках. Я естественно не сплю. Одной рукой рулю, второй держу брасы и попеременно смотрю в бинокль, в навигатор и на парус. Снаф замечает что-то прямо по курсу. Метров 150.

МАМА!!!!

Это, мать её, каменная гряда! Через всю реку! Только слева есть проход метров десять, течение ураган. А мы на парусе идём прямо на гряду. И на хорошей скорости. Секунды.

Убрать парус! Боцман снимает парус. Вёсла на воду! Правый полный! Левый в корму!!!

Полицейский разворот на корабле в 20 метрах от острых чёрных валунов.

Мы на вёслах входим в проход. Секунды. Летим по каналу, поворот! Вышли.

Руки трясутся так что говорить трудно. Общее ликование.

Предупреждаем по рации «Плотву». (Дадада. Мы пользовались ЖПС и радиосвязью между лодками. И кто скажет что это не исторично, пошёл он знаете куда. Ну вы примерно знаете. Жизнь и здоровье друзей — это такая величина, которую я и обсуждать не буду.)

1 июля.

Продолжаем наши парусные приключения. Я рулю. Боцман поднимает и опускает парус. Он же держит шкоты, когда мы идём фордевинд («едем на форде»). Если ветер боковой, то один из шкотов боцман отдаёт тому кто сидит на носу. У нас есть лишний человек в команде, привет «Макоши». Но он конечно же не лишний. Мы меняем людей благодаря этому на вёслах.

Погода прохладная. Что значит прохладная.

Градусов та 30. Но зато тучки и ветер. Что нам собственно и нужно.

Беня ( Наш воронежский друг Бейнир. Он же знаменитый Максим Бабенко. Повелитель понтонов и знаменитый ныряльщик под них же. Человек в кафтане и сапогах.) говорит, что в Лисках нас ждёт тёплый приём инспекторов ГИМС. Причём с душем и сортиром белым.

Недоверять Бене причин нету. Он познакомился с воронежскими мчсниками, и эти очень хорошие, добрые и сочувствующие люди (Да поможет Господь им и их детям во всех их делах!) развели нам понтонные мосты в нескольких местах, сильно упростив нам жизнь. Обтащиться вокруг хорошего большого понтонного моста, это я вам скажу такая задача, что прямо нет никакого настроения рассказывать.

Вобщем, команда решила идти до Лисок любой ценой.

Мы прошли в этот день 80,7км. Поздно ночью, когда уже и берегов не видно было, мы шли по навигатору. Тут я увидел на дисплее два моста. Один из которых железнодорожный. Как и с какой стороны там быки и фарватер на карте не указано. Поэтому, не дойдя до ГИМСа 3км мы решили пристать на ночёвку.

Надо сказать, команда по мере похода всё более маргинализировалась. При высадке каждого волновало больше всего несколько вещей:

1. Где спать.

2. Что жрать.

3. Из чего развести огонь.

4. Где тут гадить.

Т.к. было совершенно темно, высадились на первый попавшийся песчаный берег. На нём нашли шезлонги и мангал. Бравые парни, не будем их называть, тут же разобрали один поломанный шезлонг на дрова. Они бы и оставшиеся разобрали. Но я решил что эти, не поломанные, лучше не трогать. В мангале развели огонь и сварили кашу.

Палатки опять не ставили. Спали прям на пляже. На войлоках укрывшись шкурами.

2 июля.

Утром доходим до Лисок и сидим у ГИМСов до 14:00. Ходим в магаз и вообще. Моемся и приводим себя в порядок.

Ветер южный. Т.е. нам в рожу. На вёсла, господа.

Учитывая поздний старт, проходим всего 40км.

Питание наше в походе не отличалось оригинальностью. Мы, в отличие от наших исторических прототипов, не имели возможности забивать скот по берегам. Поэтому тушёнку пришлось везти с собой. Основой рациона были крупы и всякие их сочетания. Желудок сначала сопротивлялся, а потом так крепко смирился, что на итоги питания любо-дорого было глядеть. Организм функционировал как часы.

3 июля.

Это день обогатил нас двумя словами.

К нам подъехала моторка с тремя парнями. Из расспросов кто мы и откуда куда путь держим один из них вынес единый ответ — «Во бля, приколюха»!

С этого момента наш лодочный поход «Ратный Путь -2010» в узких кругах посвящённых стал именоваться — «СуперПриколюха — 2010».

Второе слово я тут не напишу. Оно матерное. Но весьма задорное.

Кстати. С самого начала похода к моему языку прилипло выражение — «Харош трепать вола». Или — «не трепи вола!». Само собой трёпку надо заменять другим словом, но не в официальном же отчёте. После того как Лодин достал свою кожаную рубаху из коровьей шкуры мехом наружу, за ним установилась кликуха Вол

Немного о Лодине. ( Лодин — он же Максим Тарасов, наш кореш и по совместительству журналист. Когда мы с ним познакомились на вопрос — не хочет ли он стать реконструктором, он расхохотался и сказал что никогда. Его в реконструкцию заманила жажда походов и приключений. Он много и активно занимается спортом, ездит на велике, бегает, прыгает и очень хорошо разбирается в страшных названиях лекарств.)

4 июля.

Девятый день. Идём на вёслах, ветер всё время в рожу. Места вокруг не очень разнообразные, но впечатляющие. Огромные кручи отвесных обрывов сменяются чистейшими пляжами и завалами из брёвен. Много топляка. Только и гляди.

К нам возвращается Макс. Его подлечили в городе и он снова с нами.

Он и Боцман садятся на загребные места. С них они не сойдут до конца похода. Команды немножко рокируются. Рулевым на «Плотве» идёт Василич. А гребцов перебрасываем с одной лодки на другую, чтоб дать им немного отдыха.

Дошли до Павловска. Там нас ждали журналисты и инспектор ГИМС. Он рассказал нам где тут магазины и помог привезти воду.

Воду во время похода мы пили много. На каждой лодке был кан на 50 литров. Так вот на день их как раз и хватало. Это с утренней и вечерней готовкой. Из реки пить нельзя было, т.к. там столько всего плавало, мама не горюй.

5 июля.

В судовом журнале единственная запись — «Весь день на вёслах». Вобщем-то и добавить нечего. Крупных населённых пунктов небыло. Вспомнил!

Мы пристали на ночёвку к огромному пляжу. Там было прилично отдыхающих. Рядом с нами бухала компания из пары гопов и их подруг. Мы выставили часовых. Ночью часовой видел следующее. Один из гопов вышел из палатки и с вопросом «а кули ты, а?» дал ногой в лицо своей подружаке. Та разревелась. На что он ей сказал — «Ну и дал я тебе по хлебалу и чё? Я тебя всё равно люблю!». Вот как они отдыхают, Джонни…

В ходе всего похода у нас ни разу не было конфликтных ситуаций с местным населением. По ходу похода интерес к нам только рос, когда люди узнавали откуда мы дошли. Мы сами особо не борзели и на нас никто не лез. Впрочем, нас было 17 загорелых мужиков, это наверное сказывалось. Беседы в духе — « а ты кто пацанчик сам будешь» имели место, но и только. Нам постоянно оказывали помощь. Гостеприимные жители посёлков городов и станиц давали нам воду. Продавали овощи и всякое разное.

Под Богучаром нам разводили мост. Там же нам сообщили что днём ранее разводили мост для плота на котором путешествуют 8 (восемь) женщин. Это резко замотивировало команду на активную греблю.

6 июля.

Весь день пытаемся догнать плот. Все подсчёты нам говорят что мы его не можем не догнать. Мы за день делаем 60км. А плот по течению не может сделать больше 20. (Я не стал говорить команде что на плоту наверняка есть мотор. Он там, кстати, таки был;)).

К вечеру погода начала портиться. Нас догоняла огромная туча. Причём ветер был в рожу. А туча догоняла сзади. Разные слои воздуха.

Мы шли уже почти добрав положенные 60км, как вдруг с размаху сели на мель. И тут же врубился ливень. Мы ринулись выталкивать лодку, все голые и мокрые. Нашли стоянку и быстро поставили лагерь. Палатки мы брали «саксонки», но решили не брать к ним каркасов, поэтому всю дорогу ставили их на вёсла и копья. Это сильно нам экономило место на лодках.

Чтобы не впасть в уныние мы страшно изгалялись, хохотали, корчились и фотались обнаженными. Надеюсь эти фото навсегда сгинут в наших личных архивах.

Все вещи у нас основательно промокли, но в целом, учитывая погоду, мы легко отделались.

7 июля.

Сутра дул сильный встречный. Южный, мать его. Команда налегала на вёсла. К обеду все выбились из сил. Я уговаривал налечь, они налегали. Но сил у команды было всё меньше и налегать не получалось. Впереди замаячил поворот, причём под ветер.

Мы повернули. Ветер в корму! И…. На расстоянии метров двести мы увидели ПЛОТ!

Силы команды удесятерились.

Команда плота состояла из членов ростовского клуба «Автоледи». Автоледи встретили нас очень радушно. Нас накормили, напоили чаем и кофе. Мне еле-еле удалось увести парней на лодку и отчалить. Мы обменялись телефонами с командой плота и забились встретиться в Ростове.

Про Гришу. С нами в поход пошёл мой дальний родственник Гриша ( далее он будет фигурировать под ником «Гриня Желудок»). Молодой человек 14 лет, постоянно проживающий в Питере. Безусловно, для него это было большое испытание. Ещё большее, на мой взгляд, это было испытание для его семьи. Вот так оторвать мальчика от тёплого места и кинуть в банду викингов на месяц. Это не каждый родитель сдюжит.

Надо сказать, современные дети очень мало на что способны. Гриша очень быстро одичал и оскотинился. На каждой остановке делал такие жалостливые репы, что его жалело всё окрестное население. Он мог бы запросто очень прибыльно побираться. В ходе квеста мы выяснили, что Гриша все свои знания и жизненный опыт черпает из мультика про Симпсонов. На вопрос, как может нормальный парень брать пример с мультгероя, да ещё который брал на ротана и давал в жопу, Гриша не нашёлся что ответить. Я может грубо излагаю. Но с этим надо что-то делать.

Он с первых дней постоянно терял ложку, миску и кружку. На любой вопрос отвечал вопросом — «а я что делаю?». Постоянно занимался не тем чем нужно. Лез во взрослые разговоры и задавал идиотские вопросы типа — «а кто сделал Дон?». Как на ЭТО ответить?

От побоев его спасла только доброта и общая интеллигентность команды. Хотя пару раз он был к ним крайне близок. Список его разрушительных действий очень длинен. Но мы его не будем тут цитировать. Я надеюсь, он сделал правильные выводы из этого опыта.

8 июля.

Мы в Ростовской области! Начались станицы. Под станицей Мигулинской нам попадаются долблёные лодки. Такие прям челны. Мстные их называют «каюк».

Решим рассмотреть одну поближе, подходим к колоритному деду на такой шаланде. Спрашиваем кто делает. Он — Я делаю! Мы — Почём? Он — хорошим людям за так!

Я спросил где можно узнать его адрес и какой-нибудь контакт. На что дедушка выдал — На моей странице в Интернете!!!

Охренеть! Вот как современность вторгается в уклад жизни сельского труженика.

В сентябре поеду учиться долбить «каюки».

Недоходя станицы Вёшенской садимся на конкретную мель. Очень сильную. Еле-еле стаскиваемся и ночуем прямо напротив Вёшенской.

По сложившейся традиции заезжаем на спасательную станцию, общаемся с спасателями.

Решили в Вёшках пойти по музеям. Утром причаливаем, а там нас ждёт ГИМС. Надо сказать, что ГИМС Вёшек славится на Дону. Типа очень они вредные. Это я так мягко.

Разговор начася с того что протокол нам обеспечен.

Но в ходе общения, мы нашли очень много общего между викингами и ГИМСом. Вобщем, нас отпустили и даже проводили до границы с Волгоградской областью.

Надо сказать, в Вёшках жил Шолохов. Ну вы знаете кто это.

А в Ельце родился Тихон Хренников. Так вот знаете, после знакомства с тем, что сделал для родного села Шолохов, Хренников заиграл совсем другими красками. Оказывается можно было не сваливать в Москву на персональную дачу. Вполне. Вобщем, Шолохов — МУЖИК. А все его коллеги по большей части — ничтожные слизни.

9 июля.

Идём на вёслах. ГИМСы проводили. Вот граница с Волгоградской. В воде плывёт дохлая лошадь. А вы говорите — пить прямо из реки… Ага. Щас.

Сели на мель. Корабль развернуло, руль предательски затрещал. Но выдержал. Больше мы так не рисковали, снимали руль при первых признаках мели. Мель видно по цвету воды и по ряби на поверхности. Описать словами не смогу, но когда смотрю, вижу. И задницей чую, она рядом. Опыт.

Приходим в Серафимович. Бывшая Усть-Медведицкая. Почитайте историю гражданской войны. Легендарное местечко.

Группу наших товарищей ушедших в магазин хомутают милиционеры. Добрый человек на форде фокусе подвозит меня и Артёма сдокументами до райотдела. Напряжённость разряжается. Подполковник, начальник отдела, задержался на работе чтоб с нами пообщаться. Парней отпустили и очень интересно пообщались. Милиция поступила правильно. Нехер с скрамасаксами по улице шлындать. Люди, между прочим, пугаются.

10 июля.

Жара с каждым днём всё сильнее. Идти днём просто невозможно. Устраиваем днёвки с 13:00 до 15:00. Вода в тех краях отвратительная. Т.к. вся берётся из реки. Артезианская нам не попадалась. В Клетской набрали воды, она на следующий день зацвела.

11 июля.

Идём без воды. Бак на «Плотве» получил течь ещё в начале, так что их вода ещё и просто вытекает. «Плотва» системно отстаёт. На мелях она нас делала. Теперь килевое судно рулит. В станице Каменской находим хорошую воду.

Делаем неожиданное открытие. Нас отчаянно одолевают слепни и оводы. Просто жрут. Убиваем их десятками. На счету каждого гребца по 10-12 жертв. Бросаем их в реку — наша жертва Великому Голавлю. И тут у нас появляется союзник!

Прилетают неведомые насекомые, похожие на ос. И начинают прямо над нами расправляться со слепнями. Они их жалят в голову и те дохнут! Удивительно но факт. Эти милейшие существа нас охраняли два дня.

По ночам нас жрут комары. Они не боятся никаких репеллентов. Тут я для себя открываю парус как средство. Сплю под парусом. Воздух проходит через ткань, а комары нет.

По ночам очень жарко и мы перестаём укрываться тёплыми одеялами. Палатки ставим от комаров. В них спать легче.

12 июля.

Семнадцатый день. Ветер меняется на встречный при каждом повороте. Такое впечатление, что он над нами издевается. По небу идут тучи, но всё равно жарко и душно. За день две мели. Вышегор заболел. У Василича грыжа. Он не сможет идти дальше. Пока сидит на баке, держит шкоты по необходимости.

13 июля.

Гребём. Жара. Это собственно и всё что я записал в тот день в своём судовом журнале.

14 июля.

Нам немножко везёт. Река делает петлю, и ветер на в корму. Идём на ветре, скорость 8,3км/ч. Искусство какать с борта достигает невероятных высот.

Мы вышли к Цымлянскому водохранилищу. Пока оно не такое уж широкое. Вечером смотрю прогноз погоды. На три дня нам попутный ветер! Аллилуйя!

15 июля.

Идём до Калача и встаём на днёвку. Василич нас покидает. Гриша получает кликуху «Гриня Желудок». На месте где мы решили дневать сидит компания. Парень Алексей предлагает отвезти нас в магазин. В результате, он нас не только отвёз в магазин, а целую экскурсию провёл. Вот такие у нас гостеприимные русские люди. И так везде по маршруту.

16 июля.

Всё, мы на Цымле. Вот она перед нами. Вышли с Калача, ветер попутный, умеренный. Прошли на ветре до ж/д моста, 30км. Там забрали Марикона и Таню, жену Яши. На берег сошли Артём (наш кок и казначей всё время до этого) и Глеб ( очень забавный молодой человек доставлявший нам много поводов для веселья). Они оба из Волжского. Отличные парни.

Марикон во время швартовки подскользнулся и сильно ударил руку. Кроме того корабль чуть не переехал его на две части. Обошлось. После обеда ветер стих, Цымла стала как стекло, шли на вёслах. «Плотва» отстаёт на 15 минут.

Вечером встали на пляже. Местные азеры увидев меня в моей красной шапке и бороде, приняли за своего. Мулла Юсуф звал вместе молиться. Я не пошёл. И казачье и азербайджанское местное население предлагало помощь.

17 июля.

Утро началось в 5:00. «Сварог» стоял у пляжа, вечером поднялась волна, его развернуло и залило водой. Вещи у нас были рагружены, но кое-что подмокло. Надо ставить на якорь. Это хоть и пресное, но море.

Шли на вёслах. Купались в «Заливе Гагар». Это я его так назвал. Дно глинистое. Вода грязная. Но жара такая, что можно и в дерьме искупаться.

До Весёлого шли на парусе и вёслах. Весь день без воды. Т.к. канистру с водой перевернуло вместе с кораблём. А она была незакрыта.

Воду набрали в Весёлом, плохую. Другой нет. Пошли вдоль берега, под боковую волну около 1м, было довольно страшно. Всего 13км.

Встали в станице Нагавской, в бухте рыбколхоза. Там к нам присоединился Сигурд Хёдинсон.

Как известно, Сигурд Хёдинсон — известный ревнитель устоев реконструкции и наш русборговский паспортист. Поэтому часть команды его побаивалась и ждала от него подвоха. Всё пердыдущее плавание, в критические моменты я призывал его кликом — «Ну где же ты, Сигурд Хёдинсон?!!!». А потом ему в аське это описывал. Вобщем, он теперь с нами.

18 июля.

Подъём в 7:00. Вышли поздно, в 9:00. Очень тяжёлый переход на вёслах. Купались на полуострове. Принято решение не идти вдоль берега, а идти прямо на Саркел по компасу. Через саму Цымлу. Под вечер поймали боковой северо-восточный. На нём и доползли до стоянки. «Плотва» отстала и попала в шторм. Дело в том, что рация у Снафа села и я не мог ему сказать что начинается шторм и мы не идём на Саркел, а становимся на стоянку в бухте у Хорошевской. Они промахнулись. И им пришлось выгребать против ветра и волны полтора метра. Это при высоте борта у лодки в 55см. И ограничению по высоте волны в 25см. ХАХАХА.

Тогда конечно было не до смеха. Самое отвратное, что мы им помочь ничем не могли, кроме как советом смсками. Команда «Плотвы» себя проявила очень хорошо. Иногда мне с берега была видна только мачта и флаг Ельца. Вобщем, мы все натерпелись страху.

19 июля.

Утром вышли на парусах. Северо-восточный ветер всё усиливался. Волна сначала за ночь вроде успокоившаяся, снова начала расти. Нам пришлось выброситься на берег в Цымлянске. До шлюзов было 13км. И прошли мы в этот день всего 12км. Приехали Щербина Н.А. и Карасёв И.В., наши ростовские друзья. Привезли много еды и большой запас оптимизма. Игорь подарил нам за переход Цымлы хазарский копаный топорик. Ветер не утихал и был строго на берег. Т.е. выйти на шлюзы мы не могли, пришлось бы идти боком к волне. А она была под полтора метра.

Сидим ждём у моря погоды. Макс, Вышегор, Яша и все остальные члены экипажа ставили палатки. Поставить удалось лишь две. Песок не держал колья.

Лодки мы вытянули на пляж, чтоб не било прибоем. Тут Яше пришла голову мысль сделать навес над лодкой. В результате мы спали под бортами лодки, сделав навес из парусов. Очень романтично. В 15ти метрах бушует прибой, а ты лежишь под навесом и ведёшь неспешную беседу.

20 июля.

Утро ничего не изменило. Ветер только усиливался. Прогноз обещал ещё большего. Принято было решение разгрузить лодки и отправить всё барахло ниже шлюзов в станицу Романовская. С вещами отправить Монаха, Хёдинсона и Желудка. Т.к. все они не умеют плавать. Остальным надеть спасжилеты и пробовать пройти.

Самое сложное было отчалить. Прибой мешал очень сильно, но всё вышло. Пару раз захлестнуло, потом нормально.

Вышли в 9:30.

Чтоб не идти под боковые волны, решили идти углом. Т.е. сначала под прямым углом к судовому ходу, а там развернувшись и беря волну в корму, идти уже в порт и к шлюзам. Дошли к 16:00. По волнам наскакались, мама не горюй.

Обошли два теплохода. Вошли в порт. Там нас взял на буксир теплоход «Мираж» и прошлюзовался с нами. Шлюзы №14 и 15. Каждый по 12 метров опускается.

Начали шлюзоваться в 17:20, закончили в 18:09. До Романовской дошли легко.

21 июля.

Встали в 4:30. Дело в том, что до следующего шлюза было 50км. А пройти его надо до 17:00. Шли на ветре, подгребая вёслами. В 15:00 мы прошлюзовались в Никольском, за полтора часа. После шлюза шли на парусе и встали на косе, напротив Титова.

22 июля.

Весь день шли на вёслах. Шлюз в Константиновске решили пройти по рыбоводному каналу. По которому рыба нереститься ходит. Нам сказали что там пройти можно.

Вот что значит отсутствие разведки! Сначалавсё шло хорошо. Ширина канала около 12м, скорость течения 6км/ч. Но там оказался мост. Разделённый двумя столбами на три пролёта. Два из которых были заварены железными прутьями. Уж не знаю зачем.

А ширина оставшегося пролёта около 3м. Представьте себе только. Скорость под 10км/ч. Ширина лодки на метр всего уже ширины пролёта. Попробуй попади.

Команда «навались», «вёсла убрать» — прошли!

Впереди шла «Плотва», там были буруны. Мы не знали, толи там ещё и камни в пролёте, толи просто вода завихряется. До моста остаётся метров 50. Я готов отдать команду выбросить якорь и держаться. Тут Снаф по рации — «Всё нормально, камней нет». Блин, такое облегчение. Это был острый момент.

В Кочетовской шлюзовались с пароходом, всего за 45мин. Начали в 16:18.

Там же, за шлюзом нас опять встретил Штайнер (он же Щербина Н.А.). Карасёв Игорь пошёл с нами с Цымлянска. Он хорошо знает эти воды, т.к. он вообще профессионал и водит большие корабли. Нам очень повезло что они нам помогли.

До самой темноты шли на вёслах, заночевали под Раздорской. В темноте высадились на остров. А он весь в коровьем дерьме. Пришлось переставиться на другой берег. Прошли 76км.

23 июля.

Шли до Старочеркасска 74км. Погода была прохладная, с дождичком. Поэтому шлось легко. В Старочеркасске нас ждали камрады по увлечению и девушки из клуба «Автоледи». Устроили отличное отмечалово. С песнями и гиканьем. Всё это проходило на базе «Казачий Дон».

24 июля.

Встали в 9:30. Парни сходили по музеям Старочерскасска, я остался на базе. Вышли в 15:10. Дошли до Ростова и встали на острове Быстрик. Лодки вытащили, палатки поставили. Дождик небольшой был. Там тоже отлично повечеряли. Команда наконец-то отдохнула.

25 июля.

День ВМФ. Игорь взял с собой флаг советских ВМФ, который мы и водрузили на «Свароге». На Нём также были флаги — РФ, Липецкой области и Щукинского района Москвы. На «Плотве» были флаги Ельца и Андреевский флаг. Мы одели свои лучшие одежды, умылись, причесались и пошли к набережной. Там играл оркестр, ждали наши товарищи по увлечению. Нас немножко чествовали, вручили грамотку от Морского Собрания Ростова-на-Дону. Моряки в Ростове подарили нам Андреевский Флаг. Настоящий, с боевого корабля.

Погуляли по городу и в 13:00 отчалили в Азов.

Азов оказался небольшим городком на высоком берегу Дона. Мы сфотались у торпедного катера, у морвокзала и вообще везде, где был узнаваем Азов.

Спать решили прямо на набережной. Что и сделали. Я лежал, укрывшись парусом и смотрел на звёзды. Вот и сбылась моя Малая Викингская Мечта. Мы прошли от Ельца до Азова. Сами. На своих кораблях. С одной стороны, было очень жаль что всё заканчивается. Уже уехал Монах, утром уедет Хёдинсон. С другой стороны, это не финал, а лишь один из этапов. Потом мы все сядем в автобус, погрузим лодки в трейлеры и поедем в Липецк и Елец.

И на каждом мосту, который по дороге будет пересекать Дон, я смогу подумать — «а тут судовой ход слева, я тут был». И это, лично для меня, очень приятно и важно. Всё-таки, мечты должны сбываться.

Что можно сказать в итоге.

Это приключение обогатило нас огромным количеством знаний. Оно показало, что могут наши суда, а что не могут. Дало нам уверенность в том, что и более сложные маршруты нам по плечу. Показало как надо грузиться, разгружаться, что важно и не важно, нужно и не нужно.

Всего пройдено 1581,2км.

У нас не получилось ловить по дороге рыбу. У нас не получилось по дороге заниматься ремёслами. И ещё очень много чего не получилось.

Зато команда получилась отличная.

А кто не понял или не верит — тем КООООЛЛЛ!!!!:))))))