В 1586 году воеводы Сукин и Мясной по приказу Царя идут в Сибирь. Их задача построить город, которым станет Тюмень.
Идут они Вишеро-Лозьвинским путём, который в его самой сложной части повторяет путь Ермака.
Важно, что воевода Мясной, сразу после Тюмени, основал город Елец.
Предыстория вопроса такова
В прошлом году, на фестивале «Царицын-2011» зашёл меж нами, елецкими стрельцами и стрельцами омскими, что у нас исторически общего. И выяснили мы к своему изумлению, что есть персона, объединяющая такие далёкие друг от друга регионы.
Этим человеком оказался дворянин Иван Никитич Мясной. Человеком этот орловский помещик был лихим, воевал с Литвою и дослужился до сотника. А в зиму 1586 года послал его с товарищем воеводою Сукиным в Сибирь, за Камень, на помощь Ермаку. И с ними 250 стрельцов.
Шёл отряд с тогдашней столицы Великой Перми — Чердыни. Местами шёл глухими, дикими. Вдоль реки Вишеры, через водораздел рек Чурол и Посьмак, по перевалу через хребет Хоза-Тумп и вниз к кочевьям вогулов, на реках Ивдель, Тальтия и Лозьва. Всего пути там — 150 вёрст, то бишь чуть за 300 нынешних километров. По местам тем вогулы выходили к русским пределам и воевали. А тем походом дал был делу обратный ход и русские ратные людишки прошли за Камень.
Не сказать, чтоб этот отряд был первым. До них по Вишерской дороге ходил славный князь Курбский. Да и Иван Кольцо к царю из Сибири ехал той же дорогой. Но они прошли и следа не оставили. А Сукин с Мясным прошли и поставили за Камнем город — Тюмень.
С того лета, с 29 июля 1586 года и пошла Большая Русская Волна в Азию.
Много потом стало других дорог. И удобнее и короче и безопаснее. А старая дорога после постойки Бабиновской дороги своё значение потеряла. Лозьвинский городок, ключ к вратам Сибири, разобрали и отправили в Пелым. А самими Вратами Сибири назначили новый город — Верхотурье.
Возникла у нас идея. А не пройти ли нам дорогою той, по следам воеводы нашего, славного Ивана Никитича, что после Тюмени, через 6 лет основал наш родной Елец? Тем паче и дата в этом году круглая. С 1592 годика прошло то уже 420 лет.
Посмеялись на фестивале, покуражились, а мысль такая засела в голову, как заноза. Не даёт спокойно спать. Сможем ли мы пройти дорогой воевод? Сдюжим ли? Какова она, эта первая дорога в Сибирь? А больше всего, манило увидеть, какова она Сибирь с тех перевалов открывается.
Дух захватывало, а представить не можешь, не видел такого ничего никогда.
|