Знатная чудинка, «княжна»; X-XI вв. По материалам находок д.Аксеновской и Корбальского могильника, случайным находкам в Архангельской губернии (по материалам работ Спицына А.А.) . Образ правления «чуди» неясен; образ «княжны» заимствован из фольклора Архангельской области, где зафиксирована большая часть преданий о чуди как об автохтонном населении края.
«В Нижней Тойме<...> было городище-крепость, в которой жила воинственная чудская княжна. От этой крепости будто бы оставались кирпичи <...> городище заметно и сейчас. Был тут и ров». Зап. от Третьякова С. Г. в с. Нижняя Тойма Верхнетоемского р-на Архангельской обл. в 1969 г. А. Тунгусов// Заря. 1971. № 22. 20 февраля. http://s53.radikal.ru/i141/0908/90/e05aa73f9d4d.jpg
Покрой рубахи моделирован по: Хвощинская Н.В. Финны на западе Новгородской земли. СПб., 2004. С.125. Рис.49 – без изменений.
Обувь – упаки. Ефименко П.С. Обычаи и верования крестьян Архангельской губернии. М. 2009. Глава 3. «Одежда и обувь». С.138. Исконная обувь финно-угорского населения Архангельской губернии. Внешне представляет собой «остроконечные туфли с задником и голенищем». http://s45.radikal.ru/i107/0908/6f/45eb99643ee6.jpg
Плащ: шерсть. Способ ношения (на обоих плечах скреплено фибулами1) Хвощинская Н.В. Финны на западе Новгородской земли. СПб., 2004. 2) Отчет о раскопках курганов близ села Челмужи. АИИМК. Ф-2. № 315/175. На парных наплечных фибулах в женском погребении найдены «остатки меха», что позволяет предположить наличие плаща, а не передника. Вообще же о ношении финскими женщинами плащей, приколотых фибулами и передников, скрепленных цеподержателями подробно - Хвощинская Н.В. Финны на западе Новгородской земли. СПб., 2004. С.114.
Сумочка: кожа, лен. Выкройка разработана по данным: 1) Материалы по истории мордвы 8-11вв. Крюковско-Кужновский могильник. Дневник археологических раскопок П.П. Иванова. Издание Моршанского краеведческого музея. 1952. С. 58-59. 2) Там же. табл. 12. С. 196. №1. Металлические элементы заменены кожаными, т.к. накладок и пряжек от сумок в памятниках «чуди заволочской» не найдено. http://s60.radikal.ru/i168/0908/0d/9842b260d9c9.jpg
Нож: сталь, дерево, латунь, кожа. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Отв. ред. В.В. Седов. Изд. «Наука», М 1987. С. 430. Таб. CXI. Рис. 38. Нож принадлежит к так называемой «карельской» группе ножей. Два типа ножен: тип 1 – прошивные и тип 2 – из сложенной вдвое кожи с металлической пластинкой-соединителем выделены Хвощинской: Хвощинская Н.В. Финны на западе Новгородской земли. СПб., 2004. С.100. Аналогичные типы ножен: 1) 2) Розанова Л.С. Кузнечная продукция и техника её производства на северо-востоке Руси в X—XIII вв. // Материалы по средневековой археологии Северо-Восточной Руси. М. 1991. 3) Рябинин Е.А. Ножны и литые рукоятки ножей северо-западных районов Руси/ Славяно-русская археология. Краткие сообщения институра археологии. Выпуск 195 М. 1986. http://s55.radikal.ru/i147/0908/6c/946c94b7e7b1.jpg http://s51.radikal.ru/i132/0908/d9/08c8a1ff926e.jpg
Украшения:
Фибулы плащевые - Корбальский могильник / Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе древней Руси. СПб. 1997. Рис.35. №16
Фибула рубашечная – карельская фибула, распространена довольно широко. Отчет о раскопках курганов близ села Челмужи. АИИМК. Ф-2. № 219.
Бусы 1 – стекло, медные пронизки. Аналогия - Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе древней Руси. СПб. 1997. Рис. 38. Находка на реке Сухоне.
Бусы 2 – стекло, латунь. Аналогия - Хвощинская Н.В. Финны на западе Новгородской земли. СПб., 2004. Таб. CXV. Рис.15
Бубенчик - материалы Корбальского могильника/ Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе древней Руси. СПб. 1997. Рис. 38. №11
Подвеска «уточка»: Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе древней Руси. СПб. 1997. Рис.37. №8. То же: Рябинин Е.А. Зооморфные украшения древней Руси X-XIV вв. Л. 1981. Таб II.
Подвеска «конек»: Голубева Л.А. Зооморфные украшения финно-угров. САИ. Е1-59. М. 1979. Данное конкретное украшение моделировано по находке, сделанной в с.Воскресенском: Спицын А.А. Археологический альбом. ЗОРСА. Т.XI. Пг. 1915. Рис.39
Украшения рук, такие как перстни и браслеты, для «чуди заволочской» нехарактерны (по выявленным погребениям Усть-Пуи, Корбалы и находок средней Сухоны) и встречаются крайне редко.
Покрой рубахи моделирован по: Хвощинская Н.В. Финны на западе Новгородской земли. СПб., 2004. С. 124. рис.48. Мы сохранили несшитые книзу полы и покрой, при котором задняя и передняя стороны рубахи составлены из целого полотнища, сложенного вдвое; ворот и пазуха вырезаны на сгибе. Однако, мы сочли возможным исключить ластовицы, т.к. при достаточной ширине рукава у основания, они просто не нужны. Данный вариант позволяет сэкономить некоторое количество льняных ниток, представлявших для населения севера и северо-востока Новгородской земли значительную ценность. Изменение допустила форма ворота: с треугольной, «крутиковской», на круглую, характерную для мордвы и мари.
Покрой портов моделирован по: Ефименко П.С. Обычаи и верования крестьян Архангельской губернии. М. 2009. Глава 3. «Одежда и обувь». С.138. Наличие вообще нижних портов у финно-угров: Хвощинская Н.В. Финны на западе Новгородской земли. СПб., 2004. С.121 В процессе реконструкции перед нами встал вопрос о наличии ластовицы. Мы предпочли обойтись без нее для верхних, повседневных, портов, во-первых, т.к. при раскрое штанов из двух полотнищ экономнее расход ткани, во-вторых, охотничий костюм лопарей включает узкие штаны, сшитые без ластовицы. Крестьяне Поважья и Усть-Пуи, потомки заволочской чуди, носили именно такие штаны: «без клиньев» - еще в XIX веке.
Сапоги: Древняя Русь - Быт и культура. Под ред. академика Б.А. Рыбакова/ Табл. 69. Древнерусская обувь. Эволюционная таблица VIII-ХVI вв. (составлена М.А. Сабуровой). Рис.16. Сапоги в данном случае являются несомненно «экспортным» элементом. Ношение заволочской чудью сапог вообще подтверждается следующими работами: 1) Ефименко П.С. Обычаи и верования крестьян Архангельской губернии. М. 2009. Глава 3. «Одежда и обувь». Перечисляется несколько моделей сапог, заимствованных местными крестьянами, русскими и потомками чуди (в том числе крестьянами села Усть-Пуй, известного своим «чудским» могильником), у «финнов». Ефименко подчеркивает, что обувь «древнего фасона». 2) Голубева Л.А. Чудь заволочская/ Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Археология СССР. М., 1987. С.64-66. Автор сообщает об «остатках кожаной обуви» и умбовидных пряжках, украшавших эту обувь, в Корбальском могильнике. В то же время Е.А.Рябинин сообщает об этом более подробно: умбовидные накладки находились на середине голени женского костяка, что подтверждает ношение сапог по крайней мере женщинами. Назаренко В. А., Овсянников О. В., Рябинин Е А, 1990 Чудь заволочская // Финны в Европе XI—XV вв. Т. 2. М.: 93—101. Логично, что мужчины так же носили сапоги, но не снабжали их металлическими украшениями. http://s54.radikal.ru/i145/0908/80/99b71d52654a.jpg
Плащ: шерсть. Способ ношения (через плечо): 1) материалы Корбальского могильника/ Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе древней Руси. СПб. 1997 (по расположению фибул в мужских погребениях) 2) Хвощинская Н.В. Финны на западе Новгородской земли. СПб., 2004. С.124. рис.48
Чудин; X-XI вв. По материалам находок д.Аксеновской и Корбальского могильника, случайным находкам в Архангельской губернии (по материалам работ Спицына А.А.) . Принадлежность к северной, обосбленной, группе «чуди заволочской» в том числе определяла бедность украшений и малочисленность привозных украшений и элементов одежды.. http://s57.radikal.ru/i156/0908/7c/5b817ddbe5c2.jpg
Покрой рубахи моделирован по: Хвощинская Н.В. Финны на западе Новгородской земли. СПб., 2004. С. 124. рис.48. Изменение допустила форма ворота: с треугольной, «крутиковской», на круглую, характерную для мордвы и мари
Покрой портов моделирован по: Ефименко П.С. Обычаи и верования крестьян Архангельской губернии. М. 2009. Глава 3. «Одежда и обувь». С.138. Наличие вообще нижних портов у финно-угров: Хвощинская Н.В. Финны на западе Новгородской земли. СПб., 2004. С.121 В процессе реконструкции перед нами встал вопрос о наличии ластовицы. Мы предпочли обойтись без нее для верхних, повседневных, портов, во-первых, т.к. при раскрое штанов из двух полотнищ экономнее расход ткани, во-вторых, охотничий костюм лопарей включает узкие штаны, сшитые без ластовицы. Крестьяне Поважья и Усть-Пуи, потомки заволочской чуди, носили именно такие штаны: «без клиньев» - еще в XIX веке.
Обувь - туфли с задником: Курбатов А.В. Новгородская «революция XII века» и прогресс в кожевенном ремесле. Рис.14/ У истоков русской государственности. Историко-археологический сборник. СПб. 2007. Крой обуви можно реконструировать как двухчастный, состоящий из верха и подошвы, со швом вдоль мыска. Подобные «башмаки» приведены Мартьяновым В.Н. в таблице украшений, обуви и головных уборов мордвы-мокши 8-11 вв. Мартьянов В.Н. Декоративный комплекс женского костюма мордвы-мокши 8-11 вв. // Материалы по археологии Мордовии. Саранск. 1976. С. 101. Вообще же данная выкройка относится к IX-X вв.и совпадает с покроем «чудской» обуви. См. Ефименко П.С. Обычаи и верования крестьян Архангельской губернии. М. 2009. Глава 3. «Одежда и обувь. С.150 http://s54.radikal.ru/i143/0908/97/8072aaec6ad7.jpg http://s05.radikal.ru/i178/0908/26/3f6e41c4ce00.jpg
Плащ: шерсть. Способ ношения (через плечо): 1) материалы Корбальского могильника/ Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе древней Руси. СПб. 1997 (по расположению фибул в мужских погребениях) 2) Хвощинская Н.В. Финны на западе Новгородской земли. СПб., 2004. С.124. Рис.48
Пояс: кожа. Хвостовик – Мурашева В.В. Древнерусские ременные наборные украшения (X-XIII вв.) С.61. Рис.90 №2Б Пряжка (Корбальский могильник) - Назаренко В.А., Овсянников О.В., Рябинин Е.А. Средневековые памятники чуди заволочской // СА № 4. 1984. То же: Голубева Л.А. Чудь заволочская/ Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Археология СССР. М., 1987. Таб. XXII. Рис.23 http://s48.radikal.ru/i121/0908/6f/0232111fbc02.jpg
Сумочка: кожа, лен. Выкройка разработана по данным погребения № 2 Пановского могильника: Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. По материалам раскопок П.П. Иванова за 1927-1928гг. мордовское книжное изд-во. Саранск. 1969. Табл.1, рис. 2,3.Металлические элементы заменены кожаными, т.к. накладок и пряжек от сумок в памятниках «чуди заволочской» не найдено. http://s60.radikal.ru/i168/0908/0d/9842b260d9c9.jpg
К сожалению, у нас были проблемы с кузней, поэтому ножи и топоры мы сможем заявить чуть позднее (сейчас они изготавливаются). НО: наше объединение не планирует участвовать в бугуртах, т.е. наши костюмы подготовлены только ко "гражданской" жизни в лагере. Топоры будут элементами костюма
1)ресурсы с обязательной регистрацией запрещены дл явыкладывания паспортов и размещения на них информации из паспортов. 2)мне кажется, или приём паспортов закончился 2 августа?
"Бессилие логических доводов всегда ищет подтверждения в излишнем темпераменте!" М. Леонов "Он стоит на страже мира. Мыслями и делом чист. Наш покой оберегает... Ну конечно! ПАСПОРТИСТ!" (с) Pal Yelets
НО: С нами еще два человека! Мы не знали, что есть крайний срок подачи паспортов! Это, конечно, не оправдание, но разрешите, пожалуйста, нам, как новичкам, их заявить! Координаты такие: Вихрова Александра Вячеславовна ale.vihrova@gmail.com Старовойт Юрий Иванович superstaro@list.ru
Бедная чудинка "служанка княжны" По материалам находок д.Аксеновской и Корбальского могильника, случайным находкам в Архангельской губернии (по материалам работ Спицына А.А.) . http://s16.radikal.ru/i191/0908/80/b1ce04a0e226.jpg
Покрой рубахи нижней моделирован по: Хвощинская Н.В. Финны на западе Новгородской земли. СПб., 2004. С.125. Рис.49 – без изменений. Покрой рубахи верхней моделирован по: http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=-femt#top
Обувь: туфли с задником: Курбатов А.В. Новгородская «революция XII века» и прогресс в кожевенном ремесле. Рис.14/ У истоков русской государственности. Историко-археологический сборник. СПб. 2007. Крой обуви можно реконструировать как двухчастный, состоящий из верха и подошвы, со швом вдоль мыска. Подобные «башмаки» приведены Мартьяновым В.Н. в таблице украшений, обуви и головных уборов мордвы-мокши 8-11 вв. Мартьянов В.Н. Декоративный комплекс женского костюма мордвы-мокши 8-11 вв. // Материалы по археологии Мордовии. Саранск. 1976. С. 101. Вообще же данная выкройка относится к IX-X вв.и совпадает с покроем «чудской» обуви. См. Ефименко П.С. Обычаи и верования крестьян Архангельской губернии. М. 2009. Глава 3. «Одежда и обувь. С.150 http://s54.radikal.ru/i143/0908/97/8072aaec6ad7.jpg http://s05.radikal.ru/i178/0908/26/3f6e41c4ce00.jpg
Сумочка: Выкройка разработана по данным: 1) Материалы по истории мордвы 8-11вв. Крюковско-Кужновский могильник. Дневник археологических раскопок П.П. Иванова. Издание Моршанского краеведческого музея. 1952. С. 58-59. 2) Там же. табл. 12. С. 196. №1. Металлические элементы заменены кожаными, т.к. накладок и пряжек от сумок в памятниках «чуди заволочской» не найдено. http://s60.radikal.ru/i168/0908/0d/9842b260d9c9.jpg