Летние - "поршнеобразного типа" стягивающаяся ремнями прорезная обувь на лето - датские 8 века из Arnitlund, по книге Маргарет Халд. Кожа КРС, вощеные льняные нитки.
Пояс. Шерстяной, тканый на дощечках, из фабричной шерсти, трехцветный. Узор увы не Бирковский, а этнографический. На фотографии-сверху.
Маленький платок - домотканый узбекский шелк, крашеный крушиной. По краю очень по-бирковски пришит плетеный шерстяной шнурок. Головные уборы и волосы фиксируются очельем - филлетом. Полоской ткани из домотканого шелка, на который пришита шелковая тканая на дощечках многоцветная тесьма. На пояс или на цепочки фибул можно повесить нож и сумочку-кисетик. Сумочка отделана домоткаными шелками. Нож - Бирка. на фибулы можно повесить пружинные ножницы в чехле.
"...Наши методы вас не касаются...справки были наведены в самых компетентных слоях астрала..."
Черепаховые фибулы. Бронза. Тронделаг, Норвегия, 10 век. Вариант реконструкции от Йона. Стальные иглы.
Латунная цепочка, S-образные звенья встречаются в Бирке. Медная цепочка, паяная, два в два кольца. Привески к цепочке - копоушка из Бирки, проколка - олений рог, кресальце символическое (символ огня), оберег - раковина каури.
Все фибулы и браслеты вместе Круглая фибула на платье, Бирка. Трилистная фибула на кафтан, Бирка. Браслеты - Готланд. Бронза, литье. Еще есть маленькая круглая фибула для рубашки из Бирки с тремя кошачьими мордочками, и большая круглая прорезная фибула, недавно найденная в Бирке, как раз 10 века.
Браслеты стеклянные, ручная работа, копия очень растространенных в то время, но редко реконструируемых предметов.
Амулеты - бронзовый молоточек, Бирка. Серебряная "плетенка", символ плодородия. Бирка. Синие стеклянные бусы на шею ручной работы. Копия бус Бирка, Гнездово.
"...Наши методы вас не касаются...справки были наведены в самых компетентных слоях астрала..."
Пожелания: 1. Смущают распашные худы. 2. 16 бус много для мужчины, пусть Павел снимет часть и оставит штуки две-три. 3. Елена, 6 фибул в одном костюме - это много. Максимум, что найдено на одном человеке - 5 штук, да и то редко. Если есть возможность перешить ворот платья так, чтобы он был круглым и надевался без фибулы - сделай это, пожалуйста =)
(Раз мы вас уже допустили, можно и просто так за Бирку поболтать, чем я сейчас и займусь)
Что-то я запуталась в твоих фибулах совсем. Вот те сочетания (кроме пятифибульных), которые найдены:
Столбики - это количество случаев. То есть ты можешь носить пару овальных фибул, одну фибулу "рубашечную" и одну-две фибулы "кафтанно-плащевых". Можно меньше. Но не больше. На рубашке и платье одновременно фибул нет.
А давайте, коль пошла такая пьянка, чуть-чуть и про плиссировки поговорим. Например, насколько неоспорима поперечная плиссировка на рукавах. Вроде бы подтверждена археологически оставшимися фрагментами ткани именно поперечная. Интересно, насколько вероятна возможность закладывания продольных складок на рукавах. Как-то мне в эстетическом плане вообще никак не представляются поперечно собранные рукава, да и получится они должны нереально широкими при условии, что ластовиц нет.
ИМХО, для них может быть красота - это метры-метры белого льна, заложенные складками, широкий неподпоясанный хангерок, и вообще женщина похожая на кучку дорогой ткани увешанную елочными игрушками
Ага. Это как в Японии примерно того же времени. Они, как известно, люди не очень крупные. Так там красивым считалось вот такое:
Чем бооольше и шире ты выглядишь, тем круче. В женском наряде могло быть до 12 слоев ткани (капустоньки ) Это просто пример представлений о красоте, отличающийся от наших.
Что касается плиссировки на рукавах, то поперечные складки хороши еще тем, что складки на плечах плавно и логично в них переходят.
в своих реконструкциях руководствовалась именно этой диаграммой. На ней - седьмой слева столбец - это две фибулы, обе круглых, большая и маленькая. Я их использую на рубашку и на платье.
Большие круглые фибулы из Бирки, с кошачьими мордочками, те, что я использую для рубашки, имеют в оригинале кольцо для крепления цепочек. То есть ей скорее всего скрепляли платье, а не верхний кафтан или накидку.
Мне думается, что это совершенно не обязательно. Что мешает заколоть плащ фибулой с цепочкой?
Цитата
Многие современные реконструкторы , те, что занимаются скандинавией, делают верхние платья с большим круглым, или прямоугольным вырезом, к которому не нужны фибулы. Если бы я делала... не шведскую одежду... , я бы скорее всего так и сделала.
Косвенное подтверждение ккруглому, а не ключевидному вырезу - находка тесьмы из Bj 965. Тесьма находится под овальными фибулами (т.е. довольно высоко на груди) в виде двух непрерывных полос. С разрезом на платье такая отделка не очень стыкуется.
Цитата
Ведь остатки кафтанов в захоронениях найдены очень в небольших количествах могил, это слишком статусная вещь, не так ли?
С чего ты взяла? Раз уж на то пошло, платье - такая же статусная штука, как и кафтан (см. Die Tracht в Birka II) Впрочем, Хегг пишет (я в своем паспорте за 2009 год это цитировала, см. графу про платье), что кафтаны и платья могли быть вполне простыми и непафосными.
Цитата
А вообще конечно только данными археологии руководствоваться в реконструкции одежды нельзя.
Конечно, нельзя, что бы мы делали без литературных и изобразительных источников. =)
Цитата
Аналогии надо искать в близлежайших регионах, я считаю...
Надо, но не на все. Вот, скажем, на украшения их искать излишне, т.к. они неплохо сохранились и к тому же сильно разнятся от региона к региону. И вообще, с аналогиями надо осторожно, они должны быть оправданы.
Насчет моды я в курсе. Даже 19 век носить тяжело с нынешней точки зрения. Именно,что хочется урегулировать свои эстетические взгляды и историческую правильность. А кто ее эту рубашку знает,может были и продольные и поперечные складки на рукавах. Источников у меня нет. Вот и начала сомневаться,может переделать до феста рукава-то ))