Господа реконструкторы, намедни прочитал статью С. П. Щавелеева о зооморфных остроконечниках. Это изделия из кости животных ( в среднем 5-7 см), конец которого более или менее заострен (часто их делали также из кабаньих клыков). Данные предметы находят в погребениях VIII, IX, X веков, встречаются они и в более ранних захоронениях. Автор пишет, что предмет входил в « набор портупеи конного воина и охотника той эпохи наряду с ножом, огнивом и т.п. атрибутами снаряжения» Но иногда остроконечники находят в женских и детских погребениях. На сегодняшний день существует несколько версий назначения остроконечников:. «•иглы для плетения рыболовных сетей (Сизов В.И., 1902; Рыбаков Б.А, 1939); схожего назначения когедыки (Шадыро В.И., 1986) — маловероятно, потому что широко известны такие именно инструменты более простых форм; к тому же трудно предположить, чтобы массы воинов сами плели рыболовные сети и т.п. изделия; • шилья или же проколки, используемые в том числе для расширения отверстий в сыромятных ремнях (задубевающих от влаги и холода) (Атанасов Г., 1987; др.) — опять-таки вряд ли, поскольку имеются более тонкие, из других частей скелета животных инструменты такого рода (так называемые стержневидные острия); в ряде случае они встречены в одном наборе с собственно остроконечниками; недавно в качестве шильев предположен еще один тип загадочных аксессуаров дружинников — так называемые железные иглы с кольцами; [237] • писала (стили) (Медведев А.Ф., 1960; Медынцева А.А., 1983; Рыбаков Б.А., 1988; др.); и вновь замечу — едва ли, ведь большинство рассматриваемых изделий слишком массивны и тупы для письма на любых материалах (по сравнению с явными писалами, включая костяные); для языческого периода бытования остроконечников применение письменности, даже примитивной, рунической, представляется скорее исключением, нежели правилом даже в дружинной среде. На Руси древнейшие типы писал датируются второй половиной X — первой половиной XI в., тогда как остроконечники появляются на столетие, а то и более ранее. Правдоподобнее версии, относящие остроконечники исключительно к воинской амуниции; однако и при такой атрибуции остаются разногласия исследователей относительно их предназначения: • оружие (О.О. Ратич, 1959) (типа «кинжала милосердия» на войне? для добивания зверей на охоте так, чтобы не портить их шкуры?) — возникают примерно те же возражения, что относительно предыдущих версий; при наличии железных ножей, включая явно боевые, непонятно, зачем было прибегать к материалам неолитической давности; • орудие для натягивания тетивы лука (I. Erdeli, 1966) (как именно?); • орудие для вытаскивания отравленных стрел (Ж. Въжарова, 1976) — эта и предыдущая версии не находят этнографических аналогий, а потому остаются в области экзотичной фантазии; большая часть острий происходит из таких погребений, где нет ни стрел, ни других атрибутов лучника, да и всадника тоже; • рукоятки плетей (нагаек) наездника (И.В. Яценко, 1990; мн. др.) — не более вероятно, ибо не просматривается надежный способ крепления ременной части бича к костяному острию; к тому же значительная часть изделий слишком массивна, либо маловата для удобного захвата ладонью с такой целью; в период и в среде бытования острий распространены железные кнутовища (как в кургане № 2 из урочища Плакун) и, надо думать, похожие на них деревянные (костяные навершия нагаек в свою очередь хорошо известны археологам); • инструменты для развязывания (ослабления узла) лошадиных пут (V. Hrubi', 1957; Т. Димов, 1989; Б.Б. Овчинникова, 1990; др.) — точка зрения, наиболее часто повторяемая в последние годы при публикации таких находок, однако в свою очередь достаточно умозрительная; возражения на это объяснение похожи на аргументы против предложений писать или вязать крупными и туповатыми экземплярами поделок такого рода; наконец, лошадиные путы у мало-мальски зажиточных салтовцев были железными; конных воинов среди варягов поначалу их экспансии на восток было явное меньшинство, равно как и среди их восточнославянских партнеров; • на мой взгляд, не исключено, что перед нами лощила для выглаживания, полировки каких-то изделий или же скребницы для очистки оружия, костюма или верхового коня; • или (и), по-моему же, это может быть своеобразная шпора, ручное стрекало, чтобы подгонять скачущую лошадь (обувные шпоры с крупным шипом на территории Восточной Европы широко распространяются только после окончательного становления всаднической субкультуры в середине XI в.; именно массовое применение железных шпор, стремян разных типов и нагаек вместе с целиком конными отрядами могло привести к исчезновению остроконечников из снаряжения восточноевропейских дружинников); • «просто» амулеты (К.Ф. Смирнов, 1984; А.П. Моця, 1987; Р.Д. Михайлова, 1990; др.) — надо признать, что данная оценка наиболее правдоподобна и магическая функция у этих изделий могла быть если не единственной, то явно необходимой, даже преобладающей в глазах их изготовителей и владельцев. Иначе зачем было так изощренно декорировать их навершия?»(С.П. Щавелев. ЗООМОРФНЫЕ ОСТРОКОНЕЧНИКИ ИЗ СОСТАВА ДРУЖИННЫХ ДРЕВНОСТЕЙ ЕВРОПЫ VIII-XI вв.) Узко специализируя версию Атанасова , мне кажется, что данный предмет мог служить в качестве шила для починки обуви, ведь в походе обувь часто изнашивалась и её приходилось либо чинить либо изготавливать новую. А более тонкие стержневидные острия использовались для починки одежды в качестве игл. Как вы считаете, возможен с практической точки зрения такой вариант? http://www.e-reading.org.ua/chapter.php ... Rusyu.html Рисунок представлен в конце статьи.
не представляю как этим шить/делать отверстия для обуви вообще... ну если только для очень грубой обуви для слона.... а вот по своему опыту... путы не путы, а узлы развязывать очень удобно.
"Бессилие логических доводов всегда ищет подтверждения в излишнем темпераменте!" М. Леонов "Он стоит на страже мира. Мыслями и делом чист. Наш покой оберегает... Ну конечно! ПАСПОРТИСТ!" (с) Pal Yelets
Спасибо за ответ, опыта в реконструкции практически никакого поэтому и спрашиваю. Так все таки узлы Мне кажется такой предмет нужен если человек не умеет правильно завязывать узел, если он умеет правильно завязать ремень или шнурок он также его легко и развяжет, хотя возможно я заблуждаюсь
попробуйте развязать любой узел, который затянут не усилиев ваших рук, а весом, натяжением и т.д., либо замёрзшие, размокшие верёвки/кожу.
"Бессилие логических доводов всегда ищет подтверждения в излишнем темпераменте!" М. Леонов "Он стоит на страже мира. Мыслями и делом чист. Наш покой оберегает... Ну конечно! ПАСПОРТИСТ!" (с) Pal Yelets
На самом деле, штука остронеобходимая. Это один узелок развязат один раз можно покопаться. А когда их много за день, надоет. Плюс, условия труда бывают крайне неудобные.
Люди говорят: "Одно дело Доблесть, другое - Удача".
как кожевенник скажу, что костяное шило - это ни о чем. Глупость это. Есть много находок нормальный железный шильев
А там конкретно путала
Да пусть те, кто любит нас - любят нас. И бусть Бог смягчит сердца тех - кто не любит нас. А уж если он не сможет этого сделать, то пусть свернёт им ноги. Что бы мы всегда узнавали их по хромоте.