Информация для Благотворителей

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Материалы по археологии мордвы

Поиск  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Главная » Реконструкция » Общий » Материалы по археологии мордвы
Страницы: Пред. 1 ... 14 15 16 17 18 ... 21 След.
RSS
Материалы по археологии мордвы
 
Селюн Д.В. (Микула)    
Об одном виде обуви среднецнинской мордвы 8-11вв.

    В качестве обуви древнемордовскими племенами использовались поршни, башмаки и полусапожки. (Финно-угры и балты в эпоху средневековья. 1987, стр. 104;  Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века. 1999, стр. 146)  Что касается именно среднецнинской мордвы, то детальной информацией о поршнях и полусапожках я в настоящее время не располагаю, а вот о башмаках удалось собрать определённое количество данных, достаточных, как мне кажется, для обоснованной реконструкции этого вида обуви.  
   Как и в случае с одеждой, следует заметить, что целые предметы обуви, происходящие из среднецнинских могильников, пока не известны. Органика, кожа и ткань в почвах нашей области сохраняется очень плохо, представляя собой зачастую не более чем отпечаток тлена. Однако замечательный обычай мордовских женщин обильно декорировать свой костюм металлическими украшениями, как и в случае с плечевой одеждой, значительно облегчает задачу. Соли и окислы металлов сохранили до наших дней кожаную основу, с которой они соприкасались, а благодаря зарисовкам планов погребений в рукописном дневнике раскопок Крюковско-Кужновского могильника, мы имеем возможность получить представление и о тех частях обуви, которые на момент раскопок представляли собой лишь пятна тлена на грунте.
    Работая с этим рукописным дневником, я снова и снова восхищался тщательностью и аккуратностью,  с которой Иванов П.П., автор раскопок, производил огромные по объёму работы в сложнейших условиях постреволюционной России. Инвентарь каждого из 586 погребений Крюковско-Кужновского могильника подробно описан, каждое описание сопровождается зарисовкой. Особое внимание в своих прорисовках Иванов П.П. уделял именно органическим материалам, из которых изготовлялись предметы одежды и обуви, фиксируя пятна тлена в своих зарисовках, когда не удавалось сохранить иные, более крупные  остатки.
   Прежде чем обратиться к фактическому материалу погребений, рассмотрим, как описываются башмаки из среднецнинских могильников в доступной нам литературе.
    Воронина Р.Ф. описывает башмаки из погребений среднецнинской мордвы как мягкие туфли типа поршней, характеризующиеся свободным покроем, мягкой и тонкой подошвой, а также острыми приподнятыми носами.  (Воронина Р.Ф. 1974 г, стр. 37)
    Данный вид обуви в богатых погребениях декорировался спиралевидными пронизками и сердцевидными привесками, которые всегда располагались на плюсневых костях ноги, на носке обуви. Это указано каждый раз, когда подобные украшения встречаются в погребении. Пронизки и привески сгруппированы особым образом и прикрывают шов, расположенный вдоль подъёма стопы. (Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 10)
    Для того чтобы уточнить эти описания древнемордовской обуви я осмотрел остатки башмаков  из погребений 39 и 300 Крюковско-Кужновского могильника, а также проштудировал рукописный дневник раскопок на предмет прорисовок наиболее сохранившихся предметов обуви.
    Фрагменты обуви из указанных погребений  - это носки башмаков с закреплёнными на них бронзовыми украшениями. Под украшениями находится шов, соединяющий края верха обуви.  Судя по расположению отверстий и краям верха можно предположить, что детали верха сшивались тачным швом.
   Фрагмент обуви в погребении 300 уцелел в большей степени и демонстрирует, что данный вид обуви действительно был достаточно низким, т.к. верхний край обуви расположен совсем рядом с продольным украшением, которое находилось,  как нам известно, на подъёме стопы.
   Вдоль верхнего края башмака расположены прорези, через которые продёрнуты два кожаных шнура со спиральными пронизками. Осмотр обратной стороны фрагмента обуви показал, что шнуры, помимо декоративного, имели и функциональное назначение – ими стягивался верх обуви. Это видно по тому, как притянуты друг к другу края прорезей.
   В погребении 300 сохранились крупные фрагменты подошв башмаков, которые были изготовлены из войлока. Форма этих подошв позволяет  предположить, что башмаки различались на левый и правый. Однако по этим фрагментам, так же как и по остаткам носков верха обуви,  нельзя однозначно сказать, были ли башмаки остроносыми, как указывает Воронина Р.Ф.
    Этот момент можно уточнить по прорисовкам погребений 160, 184, 349, 451, 500, 564 из рукописного дневника раскопок Крюковско-Кужновского могильника, в которых помимо фрагментов, расположенных под бронзовыми украшениями, сохранились остатки обуви в виде тлена. Судя по зарисовкам Иванова П.П., хорошо демонстрирующим силуэт обуви,  башмаки из этих погребений были невысокими, повторяли форму стопы и имели округлый, а не заострённый носок.
    Суммируя изложенное, можно реконструировать один из видов обуви среднецнинской мордвы как невысокие (до щиколотки) башмаки с округлыми или заострёнными носами, со швом вдоль подъёма стопы, повторяющие форму ноги, имеющие мягкую кожаную или войлочную подошву, с прорезями по верхнему краю, через которые пропущены шнуры для фиксации обуви на ноге. Возможно также, что башмаки шились с различиями на левую и правую ногу.
   Погребения, в которых сохранились фрагменты обуви, являются женскими. В мужских погребениях остатки обуви крайне редки, в Крюковско-Кужновском могильнике их вообще нет. Вряд ли, конечно, мужчины среднецнинской мордвы не пользовались обувью вообще, скорее всего, она просто не имела бронзовых украшений. В тех редких случаях, когда мужская обувь декорировалась и благодаря этому сохранялась, мы видим, что она была аналогична женской. Так, например, обувь знатного воина из богатого погребения 179 Старобадиковского II могильника  была, как и в женских погребениях, украшена бронзовыми бляшками и спиральками. (Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века 1999, стр. 157) Соответственно, можно предположить, что и в других мордовских могильниках некоторые виды мужской обуви были схожи с женскими.

Литература
Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Отв. ред. В.В. Седов. Изд. «Наука», М 1987.
Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века: Коллективная монография. Отв. ред. М.Г. Иванова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1999.
Воронина Р.Ф. О некоторых деталях одежды среднецнинской мордвы 8-11 вв. // КСИА вып. 140. 1974 г.
Материалы по истории мордвы 8-11вв. Крюковско-Кужновский могильник. Дневник археологических раскопок П.П. Иванова. Издание Моршанского краеведческого музея. 1952.
Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. По материалам раскопок П.П. Иванова за 1927-1928гг. мордовское книжное изд-во. Саранск. 1969.
Изменено: Микула - 27.07.2012 01:42:35
 
Фрагменты обуви из погребения 39 Крюковско-Кужновского могильника.
Лицевая сторона


Обратная сторона.


Шов крупно.


Отдельный фрагмент с прорезями и шнурами.


Обратная сторона фрагмента. Хорошо видно как стянуты края прорезей.
 
Фрагменты обуви из погребения 300 Крюковско-Кужновсокого могильника.


Остатки войлочной подошвы.


Фрагмент носка с бронзовыми украшениями.


Обратная сторона фрагмента.


Шов крупно.
 
Прорисовки погребений Крюковско-Кужновского могильника.
Погребение 160. Кстати, крайне интересная прорисовка на которой показан помимо обуви общий верхней плечевой одежды - рубахи.


Погребение 184


Погребение 349


Погребение 451


Погребение 500


Погребение 564
 
Реконструкция внешнего вида (без бронзовых украшений) и кроя башмаков из среднецниских могильников.
 
Спасибо :!:
 
Спасибо, Микула, за проведенное исследование.
Однако, тезис о сходности мужской и женской обуви – слишком простое решение. Да , действительно, в раскопках Петербургского (могильники из группы средне-цнинских) встречаются украшения обуви аналогичные женским, но случаи редки и археологи склонны видеть в этом дарственные комплексы.
Сам вопрос по обуви в реконструкции весьма актуален и возможное решение не однозначно. Ритуальный комплекс, прослеживаемый по могильникам, явно не одно и тоже с повседневностью. На какое время хватит описываемых выше вами башмачков из тонкой кожи? Вероятно на 2-3 фестивальных дня, да и то, если не ходить по асфальту. Надо полагать, что и в древности народ надевал такую богатую обувь только по праздникам. В повседневности, скорее всего, носили лапти – кочедык у мордвы известен ещё с 6-8 века (по раскопкам Жиганова). Здесь могу привести эпизод из жизни  мордовской деревни, когда  примерили знаменитые сапоги в гармошку. В них невозможно как - либо передвигаться. На что женщина нам сказала, что данная обувь была статусной (только у богатых) и в ней просто стояли на празднике, слегка притоптывая в пляс остальным.
Далее, судя по раскопкам большинство мужских захоронений – воинские. Очевидно, что в такой обуви с украшениями не повоюешь и как с мягкой подошвой встать на стремена? Хотя, Олег Седышев, когда я задал этот вопрос, отметил, что на стременах имеются некие отверстия, к которым, возможно, крепился войлок.
Поскольку по многим версиям СЦМ входила в сферу влияния Хазарского каганата и салтово-маяцкой культуры, не уместно ли вопрос воинской обуви рассматривать в данном ракурсе? Возможно, что воинская обувь СМК была характерна и для СЦМ, но в могильники не клалась, а передавалась по наследству – в силу каких-то специфических особенностей.
Извините, что не привожу к-либо ссылок, слишком трудоёмкая работа, но при желании и наличии времени, всё можно найти в сети. Считайте, что это постановка вопроса, может кому-то и удастся раскрутить предложенные версии.
 
Версии с потолка...
"Да здесь половина форума мечтает подогнать источники под свои романтические предубеждения, а о воссоздании реальной древнерусской действительности речи не идёт. "
Максим Станиславич, ТФ.
 
Так на то они и версии. Землю тоже не сразу круглой признали.
 
Микула, почему именно башмак, а не поршень?  
Цитата
Сыресь пишет:

Далее, судя по раскопкам большинство мужских захоронений – воинские.
Наличие наконечников стрел, копий и универсальных топоров априори не делает погребение воинским. Все эти предметы успешно применялись в быту.
Цитата
Сыресь пишет:

Очевидно, что в такой обуви с украшениями не повоюешь и как с мягкой подошвой встать на стремена?
Мягкая подошва не мешала в древности, например, тем же аланам. Как впрочем не мешает и сейчас.
"Интересуюсь эпохою" © Butch
 
Цитата
Сыресь пишет:

На какое время хватит описываемых выше вами башмачков из тонкой кожи? Вероятно на 2-3 фестивальных дня, да и то, если не ходить по асфальту.

мои поршни из тонкой кожи прожили 4 полноценных фестивальных сезона. Включая 1 поход, хождение по асфальту в случае фестов в черте города, регулярного намокания. Полноценные сезоны - это по 5-8 фестов в сезон. Такая вот практика. А если не ходить по асфальту - жили бы и дальше мои любимые поршеньки  :(
Красота спасет мир, а пофигизм - нервы
 
VoVan! Можно долго и упорно спорить. Профессура утверждает, что в ту эпоху: мужчина=воин.
Что и как мешало аланам в древности ни кто сказать не может. А сегодня точно знаю, т.к. неоднократно бывал в Северной Осетии, резиновые литые сапоги - обувь №1 в горах.
Но чтобы остаться в рамках, заданного Микулой обсуждения добавлю чистой современной науки.
 
Здесь упоминаемые мужские захоронения. Как видим в одном случае дарственный комплекс.
 
Цитата
Сыресь пишет:
VoVan! Можно долго и упорно спорить. Профессура утверждает, что в ту эпоху: мужчина=воин.
С таким же успехом почти каждое современное мужское погребение - воинское. Т.к. потенциально основная масса мужского пола у нас военнообязанные и при случае может взять оружие (или топор на худой конец, у Михалкова, вон, даже черенки) в руки и пойти воевать.
Цитата
Сыресь пишет:
VoVan! резиновые литые сапоги - обувь №1 в горах.
А еще лучше специализированная трекинговая или альпинистская обувь из гортекса, чтобы не промокала и влагу отводила, но как это согласуется с реалиями средневековья?
И опять же какая связь между стременами и горами?
Цитата
Сыресь пишет:
Можно долго и упорно спорить. Профессура утверждает
Профессоры есть разные, и утверждают они разное.А еще больше они между собой спорят.
"Интересуюсь эпохою" © Butch
 
Цитата
Vseslava пишет:
Цитата
Сыресь пишет:

А если не ходить по асфальту - жили бы и дальше мои любимые поршеньки  :(
Я абсолютно согласна с Юлей. Могу точно такое же сказать про свою обувь из тонкой кожи. Уважаемые оппоненты! смотрим осетинскую и вайнахскую этнографическую обувь. И что мы видим? Как кроятся кавказские сапоги и ботинки? А так  как и у алан - есть варианты со швом по стопе. И есть варианты со швом по верху ноги. Низ обуви всегда из одного куска кожи.  Всегда они из тонкой кожи. А еще у них есть грубая обувь из сыромяти,  безподошвенная, которую одевали поверх тонких сапог, арчита называется.
"...Наши методы вас не касаются...справки были наведены в самых компетентных слоях астрала..."
Страницы: Пред. 1 ... 14 15 16 17 18 ... 21 След.

К главной странице форума


Политика конфиденциальности

Тех.поддержка:help@south-rus.org

ЛОМОО ВИК "Копьё", г. Елец

Яндекс.Метрика