Селюн Д.В. (Микула)
Об одном виде обуви среднецнинской мордвы 8-11вв.
В качестве обуви древнемордовскими племенами использовались поршни, башмаки и полусапожки. (Финно-угры и балты в эпоху средневековья. 1987, стр. 104; Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века. 1999, стр. 146) Что касается именно среднецнинской мордвы, то детальной информацией о поршнях и полусапожках я в настоящее время не располагаю, а вот о башмаках удалось собрать определённое количество данных, достаточных, как мне кажется, для обоснованной реконструкции этого вида обуви.
Как и в случае с одеждой, следует заметить, что целые предметы обуви, происходящие из среднецнинских могильников, пока не известны. Органика, кожа и ткань в почвах нашей области сохраняется очень плохо, представляя собой зачастую не более чем отпечаток тлена. Однако замечательный обычай мордовских женщин обильно декорировать свой костюм металлическими украшениями, как и в случае с плечевой одеждой, значительно облегчает задачу. Соли и окислы металлов сохранили до наших дней кожаную основу, с которой они соприкасались, а благодаря зарисовкам планов погребений в рукописном дневнике раскопок Крюковско-Кужновского могильника, мы имеем возможность получить представление и о тех частях обуви, которые на момент раскопок представляли собой лишь пятна тлена на грунте.
Работая с этим рукописным дневником, я снова и снова восхищался тщательностью и аккуратностью, с которой Иванов П.П., автор раскопок, производил огромные по объёму работы в сложнейших условиях постреволюционной России. Инвентарь каждого из 586 погребений Крюковско-Кужновского могильника подробно описан, каждое описание сопровождается зарисовкой. Особое внимание в своих прорисовках Иванов П.П. уделял именно органическим материалам, из которых изготовлялись предметы одежды и обуви, фиксируя пятна тлена в своих зарисовках, когда не удавалось сохранить иные, более крупные остатки.
Прежде чем обратиться к фактическому материалу погребений, рассмотрим, как описываются башмаки из среднецнинских могильников в доступной нам литературе.
Воронина Р.Ф. описывает башмаки из погребений среднецнинской мордвы как мягкие туфли типа поршней, характеризующиеся свободным покроем, мягкой и тонкой подошвой, а также острыми приподнятыми носами. (Воронина Р.Ф. 1974 г, стр. 37)
Данный вид обуви в богатых погребениях декорировался спиралевидными пронизками и сердцевидными привесками, которые всегда располагались на плюсневых костях ноги, на носке обуви. Это указано каждый раз, когда подобные украшения встречаются в погребении. Пронизки и привески сгруппированы особым образом и прикрывают шов, расположенный вдоль подъёма стопы. (Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 10)
Для того чтобы уточнить эти описания древнемордовской обуви я осмотрел остатки башмаков из погребений 39 и 300 Крюковско-Кужновского могильника, а также проштудировал рукописный дневник раскопок на предмет прорисовок наиболее сохранившихся предметов обуви.
Фрагменты обуви из указанных погребений - это носки башмаков с закреплёнными на них бронзовыми украшениями. Под украшениями находится шов, соединяющий края верха обуви. Судя по расположению отверстий и краям верха можно предположить, что детали верха сшивались тачным швом.
Фрагмент обуви в погребении 300 уцелел в большей степени и демонстрирует, что данный вид обуви действительно был достаточно низким, т.к. верхний край обуви расположен совсем рядом с продольным украшением, которое находилось, как нам известно, на подъёме стопы.
Вдоль верхнего края башмака расположены прорези, через которые продёрнуты два кожаных шнура со спиральными пронизками. Осмотр обратной стороны фрагмента обуви показал, что шнуры, помимо декоративного, имели и функциональное назначение – ими стягивался верх обуви. Это видно по тому, как притянуты друг к другу края прорезей.
В погребении 300 сохранились крупные фрагменты подошв башмаков, которые были изготовлены из войлока. Форма этих подошв позволяет предположить, что башмаки различались на левый и правый. Однако по этим фрагментам, так же как и по остаткам носков верха обуви, нельзя однозначно сказать, были ли башмаки остроносыми, как указывает Воронина Р.Ф.
Этот момент можно уточнить по прорисовкам погребений 160, 184, 349, 451, 500, 564 из рукописного дневника раскопок Крюковско-Кужновского могильника, в которых помимо фрагментов, расположенных под бронзовыми украшениями, сохранились остатки обуви в виде тлена. Судя по зарисовкам Иванова П.П., хорошо демонстрирующим силуэт обуви, башмаки из этих погребений были невысокими, повторяли форму стопы и имели округлый, а не заострённый носок.
Суммируя изложенное, можно реконструировать один из видов обуви среднецнинской мордвы как невысокие (до щиколотки) башмаки с округлыми или заострёнными носами, со швом вдоль подъёма стопы, повторяющие форму ноги, имеющие мягкую кожаную или войлочную подошву, с прорезями по верхнему краю, через которые пропущены шнуры для фиксации обуви на ноге. Возможно также, что башмаки шились с различиями на левую и правую ногу.
Погребения, в которых сохранились фрагменты обуви, являются женскими. В мужских погребениях остатки обуви крайне редки, в Крюковско-Кужновском могильнике их вообще нет. Вряд ли, конечно, мужчины среднецнинской мордвы не пользовались обувью вообще, скорее всего, она просто не имела бронзовых украшений. В тех редких случаях, когда мужская обувь декорировалась и благодаря этому сохранялась, мы видим, что она была аналогична женской. Так, например, обувь знатного воина из богатого погребения 179 Старобадиковского II могильника была, как и в женских погребениях, украшена бронзовыми бляшками и спиральками. (Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века 1999, стр. 157) Соответственно, можно предположить, что и в других мордовских могильниках некоторые виды мужской обуви были схожи с женскими.
Литература
Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Отв. ред. В.В. Седов. Изд. «Наука», М 1987.
Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века: Коллективная монография. Отв. ред. М.Г. Иванова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1999.
Воронина Р.Ф. О некоторых деталях одежды среднецнинской мордвы 8-11 вв. // КСИА вып. 140. 1974 г.
Материалы по истории мордвы 8-11вв. Крюковско-Кужновский могильник. Дневник археологических раскопок П.П. Иванова. Издание Моршанского краеведческого музея. 1952.
Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. По материалам раскопок П.П. Иванова за 1927-1928гг. мордовское книжное изд-во. Саранск. 1969.
Об одном виде обуви среднецнинской мордвы 8-11вв.
В качестве обуви древнемордовскими племенами использовались поршни, башмаки и полусапожки. (Финно-угры и балты в эпоху средневековья. 1987, стр. 104; Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века. 1999, стр. 146) Что касается именно среднецнинской мордвы, то детальной информацией о поршнях и полусапожках я в настоящее время не располагаю, а вот о башмаках удалось собрать определённое количество данных, достаточных, как мне кажется, для обоснованной реконструкции этого вида обуви.
Как и в случае с одеждой, следует заметить, что целые предметы обуви, происходящие из среднецнинских могильников, пока не известны. Органика, кожа и ткань в почвах нашей области сохраняется очень плохо, представляя собой зачастую не более чем отпечаток тлена. Однако замечательный обычай мордовских женщин обильно декорировать свой костюм металлическими украшениями, как и в случае с плечевой одеждой, значительно облегчает задачу. Соли и окислы металлов сохранили до наших дней кожаную основу, с которой они соприкасались, а благодаря зарисовкам планов погребений в рукописном дневнике раскопок Крюковско-Кужновского могильника, мы имеем возможность получить представление и о тех частях обуви, которые на момент раскопок представляли собой лишь пятна тлена на грунте.
Работая с этим рукописным дневником, я снова и снова восхищался тщательностью и аккуратностью, с которой Иванов П.П., автор раскопок, производил огромные по объёму работы в сложнейших условиях постреволюционной России. Инвентарь каждого из 586 погребений Крюковско-Кужновского могильника подробно описан, каждое описание сопровождается зарисовкой. Особое внимание в своих прорисовках Иванов П.П. уделял именно органическим материалам, из которых изготовлялись предметы одежды и обуви, фиксируя пятна тлена в своих зарисовках, когда не удавалось сохранить иные, более крупные остатки.
Прежде чем обратиться к фактическому материалу погребений, рассмотрим, как описываются башмаки из среднецнинских могильников в доступной нам литературе.
Воронина Р.Ф. описывает башмаки из погребений среднецнинской мордвы как мягкие туфли типа поршней, характеризующиеся свободным покроем, мягкой и тонкой подошвой, а также острыми приподнятыми носами. (Воронина Р.Ф. 1974 г, стр. 37)
Данный вид обуви в богатых погребениях декорировался спиралевидными пронизками и сердцевидными привесками, которые всегда располагались на плюсневых костях ноги, на носке обуви. Это указано каждый раз, когда подобные украшения встречаются в погребении. Пронизки и привески сгруппированы особым образом и прикрывают шов, расположенный вдоль подъёма стопы. (Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 10)
Для того чтобы уточнить эти описания древнемордовской обуви я осмотрел остатки башмаков из погребений 39 и 300 Крюковско-Кужновского могильника, а также проштудировал рукописный дневник раскопок на предмет прорисовок наиболее сохранившихся предметов обуви.
Фрагменты обуви из указанных погребений - это носки башмаков с закреплёнными на них бронзовыми украшениями. Под украшениями находится шов, соединяющий края верха обуви. Судя по расположению отверстий и краям верха можно предположить, что детали верха сшивались тачным швом.
Фрагмент обуви в погребении 300 уцелел в большей степени и демонстрирует, что данный вид обуви действительно был достаточно низким, т.к. верхний край обуви расположен совсем рядом с продольным украшением, которое находилось, как нам известно, на подъёме стопы.
Вдоль верхнего края башмака расположены прорези, через которые продёрнуты два кожаных шнура со спиральными пронизками. Осмотр обратной стороны фрагмента обуви показал, что шнуры, помимо декоративного, имели и функциональное назначение – ими стягивался верх обуви. Это видно по тому, как притянуты друг к другу края прорезей.
В погребении 300 сохранились крупные фрагменты подошв башмаков, которые были изготовлены из войлока. Форма этих подошв позволяет предположить, что башмаки различались на левый и правый. Однако по этим фрагментам, так же как и по остаткам носков верха обуви, нельзя однозначно сказать, были ли башмаки остроносыми, как указывает Воронина Р.Ф.
Этот момент можно уточнить по прорисовкам погребений 160, 184, 349, 451, 500, 564 из рукописного дневника раскопок Крюковско-Кужновского могильника, в которых помимо фрагментов, расположенных под бронзовыми украшениями, сохранились остатки обуви в виде тлена. Судя по зарисовкам Иванова П.П., хорошо демонстрирующим силуэт обуви, башмаки из этих погребений были невысокими, повторяли форму стопы и имели округлый, а не заострённый носок.
Суммируя изложенное, можно реконструировать один из видов обуви среднецнинской мордвы как невысокие (до щиколотки) башмаки с округлыми или заострёнными носами, со швом вдоль подъёма стопы, повторяющие форму ноги, имеющие мягкую кожаную или войлочную подошву, с прорезями по верхнему краю, через которые пропущены шнуры для фиксации обуви на ноге. Возможно также, что башмаки шились с различиями на левую и правую ногу.
Погребения, в которых сохранились фрагменты обуви, являются женскими. В мужских погребениях остатки обуви крайне редки, в Крюковско-Кужновском могильнике их вообще нет. Вряд ли, конечно, мужчины среднецнинской мордвы не пользовались обувью вообще, скорее всего, она просто не имела бронзовых украшений. В тех редких случаях, когда мужская обувь декорировалась и благодаря этому сохранялась, мы видим, что она была аналогична женской. Так, например, обувь знатного воина из богатого погребения 179 Старобадиковского II могильника была, как и в женских погребениях, украшена бронзовыми бляшками и спиральками. (Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века 1999, стр. 157) Соответственно, можно предположить, что и в других мордовских могильниках некоторые виды мужской обуви были схожи с женскими.
Литература
Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Отв. ред. В.В. Седов. Изд. «Наука», М 1987.
Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века: Коллективная монография. Отв. ред. М.Г. Иванова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1999.
Воронина Р.Ф. О некоторых деталях одежды среднецнинской мордвы 8-11 вв. // КСИА вып. 140. 1974 г.
Материалы по истории мордвы 8-11вв. Крюковско-Кужновский могильник. Дневник археологических раскопок П.П. Иванова. Издание Моршанского краеведческого музея. 1952.
Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. По материалам раскопок П.П. Иванова за 1927-1928гг. мордовское книжное изд-во. Саранск. 1969.
Изменено: Микула - 27.07.2012 01:42:35