Наверняка все знают эти сумки из каталога про Бирку. Мне они всегда казались такими оригинальными и уникальными. Ан нет Вот такая же почти из Танкеевского могильника приписываемого венграм. Вот такие дела. Нихрена у них в Бирке своего небыло...
Люди говорят: "Одно дело Доблесть, другое - Удача".
На Готланде тоже есть. У Земгалов есть аналогичной конструкции.
Да пусть те, кто любит нас - любят нас. И бусть Бог смягчит сердца тех - кто не любит нас. А уж если он не сможет этого сделать, то пусть свернёт им ноги. Что бы мы всегда узнавали их по хромоте.
В статье про такие сумочки на сайте "Гардарики" авторы считают, что центром их производства была Бирка. Мол, подобные сумочки вне скандинавского влияния сделаны как подражание, с нарушением конструкции. А у нас в Крюковско-Кужновском могильнике (территория Моршанского района, Тамбовская область) найдена подобная сумочка со всеми конструктивными осбоенностями. Скандинавским влиянием там и не пахло, зато салтовское читается очень чётко. Подробнее, если интересно, можно в теме про мордву посмотреть - там и фото есть.
В статье про такие сумочки на сайте "Гардарики" авторы считают, что центром их производства была Бирка. Мол, подобные сумочки вне скандинавского влияния сделаны как подражание, с нарушением конструкции. А у нас в Крюковско-Кужновском могильнике (территория Моршанского района, Тамбовская область) найдена подобная сумочка со всеми конструктивными осбоенностями. Скандинавским влиянием там и не пахло, зато салтовское читается очень чётко.
Т.е. вы предполагаете, что они были салтовскими или местными?.. Вот если бы их там было несколько (хотя бы столько сколько в Бирке), а еще где-нибудь на поселении нашли полуфабрикаты, то да. У нас на всю область недавно нашли один хвостовик в стиле Боре (на городище), а салтовских вещей полно, но это не значит, что такие хвостовики изготавливались местными или "салтовскими" мастерами.
Я думаю если оно в Танкеевском датируется 9м веком, а в Бирке 10м, то может и не всё так однозначно. Тем паче что ташки в Бирке не только такие. И если обычную считают заимствованием из Степи, то почему эта заимствование из Бирки. Скорее уж наоборот.
Люди говорят: "Одно дело Доблесть, другое - Удача".
Я думаю если оно в Танкеевском датируется 9м веком, а в Бирке 10м, то может и не всё так однозначно. Тем паче что ташки в Бирке не только такие. И если обычную считают заимствованием из Степи, то почему эта заимствование из Бирки. Скорее уж наоборот.
Я оспариваю не версию, скорее аргумент в пользу версии. Хотя, насколько я знаю, данный тип кошельков гораздо более распространен в памятниках не связанных с финно-уграми (за исключением марийских аналогий) или СМК. Кто-нибудь их встречал в памятниках СМК? Я скорее склоняюсь к венгерскому следу, как и "обычные" ташки. Хотя опять же процентное соотношение находок не в пользу степи.
Да пусть те, кто любит нас - любят нас. И бусть Бог смягчит сердца тех - кто не любит нас. А уж если он не сможет этого сделать, то пусть свернёт им ноги. Что бы мы всегда узнавали их по хромоте.
Сумки аналогичной конструкции видимо имели широкое распространение(протовенгры, финно-угры во вножестве, балтийский регион). Лично я связываю появление данных сумок с "венгерским следом". Т.е. распространение по местам движения венгров,а так-же крупнейшим торговым путям того периода. Также следует принять во внимание, что конструктивно многие сумки имеют различия, что говорит о массе "местных" поделок и подражаний. В древнемарийской культуре есть только 2 находки, которые можно соотнести с данным типом (обе Дубовский могильник-Волжское побережье), сумки же с Веселовского могильника(упомянутые в статье с Асгарда) к данному типу могут быть причислены только по форме (т.е. не совсем верно), контруктивно они иные и составляют отдельный тип. Сильно этим вопросом не занимался, но насколько встречалось кочевые сумки датированы более ранним временем.