Информация для Благотворителей

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Паспорта на Русборг 2010. КИР "Рунеяр", Москва

Поиск  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Главная » Разное » Паспортизация » Паспорта на Русборг 2010. КИР "Рунеяр", Москва
Страницы: 1 2 3 4 След.
RSS
Паспорта на Русборг 2010. КИР "Рунеяр", Москва
 
Нас планируется поехать 7 человек. Паспорта постараюсь все выложить сегодня-завтра.
 
Чвертко Екатерина Алексеевна.(pu5s(собака)rambler.ru)

Регион: Смоленско-Полоцкие кривичи
Период: вторая половина Х века.
Общий вид костюма:

Расселение кривичей и конкретно мой регион:


Немного теории по захоронениям:
Кривицкие погребения можно разделить по обрядам погребения и курганному инвентарю на три группы: смоленскую - с центром близ огромного Гнездовского могильника, места первоначального Смоленска; двинскую - с центром в Полоцке, и псковскую - с центром в Изборске.
Археологические раскопки показали, что первоначально специфическими погребениями кривичей были длинные курганы: невысокие валообразные насыпи длиной от 12-15 м до 40 м.
По характеру могильников археологи выделяют две этнографические группы кривичей - смоленско-полоцкие и псковские кривичи. В IX в. длинные курганы сменились круглыми (полусферическими). Умерших сжигали на стороне, причем большинство вещей сгорало на погребальном костре вместе с умершим, и в захоронения попадали лишь сильно поврежденные вещи и украшения: бусы (синие, зеленые, желтые), пряжки, привески. В X-XI вв. у кривичей появляется трупоположение, хотя вплоть до XII в. сохраняются черты прежнего обряда - ритуальный костер под захоронением и курган.
Инвентарь погребений этого периода достаточно разнообразен: женские украшения - браслетообразные завязанные кольца, шейные ожерелья из бус, привески к ожерельям в виде коньков. Встречаются предметы одежды - пряжки, поясные кольца (их носили мужчины). Часто в курганах кривичей встречаются украшения балтских типов, как и собствено балтские захоронения, что свидетельствует о тесной связи кривичей и прибалтийских племен.


Ткани:
Материалы археологических раскопок позволяют нам судить обо всем разнообразии тканей, использовавшихся на Руси для пошива одежды. Прежде всего, это были шерстяные ткани, сотканные преимущественно из овечьей шерсти, и ткани из растительных волокон (льна, конопли), а также ткани смешанного типа. Широкое распространение имело сукно и предметы из войлока.
Наиболее распространены были ткани однотонные, сотканные из шерсти естественного белого, серого, коричневого или черного цвета, а также беленые и небеленые ткани растительного происхождения. Встречаются и крашеные ткани. Иногда красили отрез целиком, иногда красили нити перед прядением. Для окраски тканей использовались красители растительного и минерального происхождения, наиболее популярными цветами были синий, красный, зеленый, реже – желтый и черный (имеются в виду крашеные черные ткани). Чем ярче была ткань, тем больше (и более дорогого) красителя пошло на ее изготовление, а значит, тем дороже она была. Помимо однотонных тканей были широко распространены ткани клетчатые и полосатые. (Древняя Русь. Быт и культура. Москва "Наука". 1997г. с.94)
Изменено: Елень - 25.04.2010 14:36:07
 
Костюм:
Для реконструкции древнерусского костюма в целом избран метод наложения археологических находок на условные силуэты, соответствующие изображениям на фресках и миниатюрах Древней Руси. Для реконструкции городского костюма использованы целые формы, найденные при раскопках городов (платье, детали одежды, обувь) а также ансамбли украшений, сохранившиеся в кладах.(Древняя Русь. Быт и культура. Москва "Наука". 1997г. с.106)
Основой женского костюма являлась рубаха, отличавшаяся от мужской только большей длиной — она доходила до ступней. Носили рубаху с нешироким поясом, часто вышивали орнаментом.
Ниже приведена примерная выкройка пошива нижней рубахи:

Схема деталей рубахи основана на геометрических формах и с малым количеством измерений, которая не только аутентична, но и оправдана. Подобный раскрой можно использовать практически для любого периода до 14 века, с незначительными модификациями в зависимости от периода и моды. Социальный статус должен определять материал, цвет и характер орнаментации.

Конкретно моя нижня рубаха изготовлена из неокрашенного домотканного льна. Единственное отличие - прямоугольный вырез горловины:
Верхни платья сшиты по той же выкройе. Материалы: домотканный лён, окрашенный мареной в красный; шерсть неокрашенная саржевого переплетенья:
 

Обувь:
Обувь - это неотъемлемая часть костюма. Как и костюм, обувь каждого народа была особой и традиционной. Привычные формы и приемы изготовления передавались от поколения к поколению, отражая этническую историю народа и этнокультурные связи на разных этапах его развития. Обувь делали из лыка и кожи.
Обувь из кожи. В культурном слое многих средневековых городов кожа сохраняется хорошо. В настоящее время накоплен богатейший материал для изучения кожаной обуви. В одном Новгороде найдены сотни тысяч экземпляров обуви разных форм. Это поршни - низкая обувь, похожая на лапти; башмаки - обувь с воротничком на щиколотке; сапоги и полусапожки - обувь с голенищем и туфли - обувь с низкими бортиками, доходившими до щиколотки. (Древняя Русь. Быт и культура. Москва "Наука". 1997г. с.103)
Поршни цельнокроенные делали из куска кожи разной формы. Поршни XI-XIII вв. делали путем простейшего стягивания куска кожи в области носка и пятки лыковым или кожаным шнурком, пропущенным затем через одиночные прорези на бортах. Шнурки стягивали поршень и завязывались вокруг ноги поверх штанов, чулок или обмоток. Такие поршни просуществовали в быту крестьян до XX Вариант поршней из целого куска кожи -поршни из шестиугольного куска кожи (табл. 69,13). По краю носка и пятки они снабжены дырочками для затягивания шнурком, а вдоль подъема и носка располагались диагональные прорези для шнуровки. По бокам также имелись прорези. Пропускавшийся через них шнурок крепил поршень к ноге. Эта ременная поддержка называлась позднее "оборами". Такие поршни в научной литературе называют "ажурными" (Изюмова С.А., 1959. С. 202). Они известны в слоях древнерусских городов с XI в. (Древняя Русь. Быт и культура. Москва "Наука". 1997г. с.105)

Мой вариант обуви - поршни под номером 13:  
 
Головной убор:
Очелье, основой которго послужила береста, обшитая домотканным шелком, крашенным крушиной. Вышивка: "В Московской области обнаружено очелье на жесткой основе (раскопки М.Г. Рабиновича в 1956 г. у д. Звездочка (табл. 66, 13). Оно сделано из шелковой ткани саржевого переплетения. На ткани золотной нитью выполнено шитье в виде древ, вписанных в арочки. Шитье окаймлено золототкаными лентами, что выделяет его как самостоятельную декоративную деталь убора. Дата погребения - XII в." (Древняя Русь. Быт и культура. Москва "Наука". 1997г. с.98)
 
Моя реконструкция:

Вышивка:
Вышивка для красного льняного платья бралась с костюма князя Владимира Ярославовича Х века, найденного в Софийском соборе:
 

Височные кольца:
Височные кольца Смоленских кривичей в основном представляли собой браслетообразные  завязанные кольца размером 5-11 см. Височные кольца крепились на кожаных ремешках. Они встречены повсеместно. Крепились ремешки к головному убору по-разному. Один из распространенных способов - сложенная пополам кожаная или матерчатая лента с продетыми в нее височными кольцами. Они продевались так, что одно кольцо располагалось ниже другого, а нижнее просто подвешивалось на ленту. ." (Древняя Русь. Быт и культура. Москва "Наука". 1997г. с.99).
Фото из книги Археология СССР. В.В.Седов. Восточные славяне в VI-XIIIвв, М.1982.
Бусы:     Фото из экспозиции ГИМ, Гнездовский клад, Эрмитаж.
Мои бусы:   Золотные бусы отфоткаю вечером.
Изменено: Елень - 06.04.2010 15:27:24
 
Гребень:
На смену односторонним расческам пришли двусторонние цельные гребни прямоугольной и трапециевидной формы, среди них можно выделить несколько типов (Колчин Б.А., 1982. С. 164, 165. Рис. 5) (табл. 11, 10-22). Самые ранние из них, почти прямоугольной формы, появились еще в конце X в. и бытовали до начала ХIII в. В этой группе наряду с гребнями обычных размеров - 9 x 7 см, 7 х 6 см - выделяются гребни маленькие, у которых каждая из сторон равняется 4—5, иногда 3 см. Очевидно, такие гребни предназначались либо для детей, либо для расчесывания бороды и усов. Среднюю часть таких гребней украшали, как правило, геометрическим орнаментом, а чаще всего несколькими параллельными или зигзагообразными линиями.
     Во второй половине XI в. распространилась новая разновидность цельных двусторонних гребней, имевших трапециевидную форму с соотношениями сторон: 9-6 х 7,5 см; 9-5 х 7,5 см; 9,5, 1,5 х 7,5 см и т.д. (табл. 11, П, 12). Такими гребнями пользовались до конца XIII в. На полстолетие позднее, в начале XII в., появились гребни с резко наклоненными сторонами, иногда с выгнутыми (табл. 11, 13, 14). Их форма напоминает треугольник с усеченной вершиной, а размеры варьируются в следующих пределах: 11-4,5 х 9,5 см; 10-4 х 8 см; 8-3 х 7 см, где две первые цифры обозначают нижнюю и верхнюю стороны, третья - боковую сторону гребня. Гребнями этого типа пользовались до конца XIV в. Оба типа гребней трапециевидной формы обычно украшали глазковым орнаментом, т.е. разнообразными композициями из небольших кружков. В некоторых случаях их дополняли рядами прямых линий. Нередко боковые грани гребней украшали насечками.
     Наконец, с конца XIV в. распространились двусторонние гребни правильной прямоугольной формы без орнамента-5,5 х 8 см (табл. 11, 15, 16).
Кроме перечисленных типов двусторонних гребней, в начале ХII в. появились гребни с накладками посередине. Среди них выделяется два типа - трапециевидный и прямоугольный. В первом случае это гребеиь, состоящий из одной или нескольких пластин (табл. 11, 17, 18), соединенный с накладкой бронзовыми заклепками. К концу XIII в. такие гребни исчезли из обихода.
   
Нож. Источник: Древняя Русь. Быт и культура (табл.9, рис. 54)
Изменено: Елень - 06.04.2010 14:59:00
 
Нож, бусики и остальное позже.
 
Чвертко Елена Алексеевна.(eyeful(собака)inbox.ru)
Реконструкция мордовского женского костюма
по материалам Лядинского, Томниковского и Крюково-Кужновского могильников, входящих в группу Средненинских могильников VIII-XI в.
Территория: Тамбовская область. Могильники тянутся по левому берегу р. Цна и ее притокам.
Время: 10 век.
Статус: замужняя женщина среднего достатка.

Мне пока удобнее начать с украшений, так как одежду надо еще отфоткать (постараюсь до завтра).
За основу реконструкции украшений был взят вещевой комплекс погребения №7 Лядинского могильника (раскопки Р.Ф. Ворониной, 1969 год).
Описание погребения:

"Могильная яма начала прослеживаться на подошве первого штыка. Она идет с севера-северо-запада на юг-юго-восток.
Могильная яма прямоугольной формы, со скругленными углами. Размеры ее 2,32Х0,86 м. заполнение - темно-серая суспесь с включениемзолы и мелких древесных угольков. Костяк плохой сохранности. От него сохранились раздавленный череп, кости предплечья и тлен левой бедренной кости. Судя по остаткам костей, покойник лежал вытянуто на спине, головой на юг-юго-восток. Руки согнуты в локтях, кисть правой руки лежала на груди, кисть левой в области пояса. Череп костяка лежал на правом виске, на нем был надет бронзовый венчик, у черепа находилась височная привеска с бипирамидальным грузиком (рис.47,5).

На шее костяка была надета бронзовая пластинчатая гривна с трубчатыми привесками.
Под череп уходило ожерелье из бронзовых привесок в виде трубочек с тремя подвесками - треугольными птичьими лапками. В центре ожерелья располагалась ажурная прямоугольная бляха с конскими головками по углам (рис.47,7).

Слева у головы лежало глиняное пряслице. У гривны, на груди положен перстень с глазком. Там же расположены три кольцевидные застежки.
  В области пояса костяка лежали круглая ажурная бляха с лапчатыми прическами. Над ней расположена крупная бронзовая кольцевидная застежка (рис. 47,6), а выше - еще две небольшие. Слева у бедра лежал нож в деревянных ножнах. У колена костяка находился обломок железного предмета неизвестного назначения, а на плюснах ног - бронзовые бляжки от украшения обуви. На костях предплечий были надеты бронзовые спиральные браслеты (рис. 47,4,7).

Глубина погребения 0,6 м." [Р.Ф. Воронина. Лядинские древности]
   
Пока могу вывесить только фото источников (фото моей реконструкции добавлю позже).

Головной убор реконструирован основываясь на статье В.Н. Мартьянова "Декоративный комплекс женского костюма мордвы-мокши VIII-XI веков"
 
То, что получилось у меня.
Общий вид убора Вид убора сбоку    Вид сзади
Бусы
   
Фото бус взято из [Р.Ф. Воронина. Лядинские древности], [Ястребов В.Н. Лядинский и Томниковский могильники Тамбовской губернии], экспозиция ГИМ и др.
То, что получилось у меня:
Рубаха.
Нижняя рубаха: прямой покрой из 4 полотнищ, длинные узкие рукава, материал - домотканый лен, некрашеная.
Верхняя рубаха: покрой тот же, материал - магазинная шерсть, крашеная крушиной. Швы ручные льняными нитями. Отделка оловянным бисером.
Источник: [Р.Ф. Воронина. О некоторых деталях одежды среднецнинской мордвы VIII-XI вв.] (стр.33-37)
     

Штаны. Покрой не совсем такой как в источнике (должна быть квадратная, а не ромбовидная ластовица или как это у штанов называется))), всвязи с тем, что шились они до появления источника в наличии. Материал - лен, крашеный крушиной, швы ручные.   Женщины и мужчины носили кожаную обувь типа поршней. От щиколотки и до колена  онучи плотно обматывались двумя ремешками – оборами, которые застегивались пряжками. Оборы украшались спиралями и прямоугольными обоймицами. Наличие онучей, используемых как женщинами, так и мужчинами указывает на употребление длинных штанов. (Финно-угры и балты в эпоху средневековья. 1987, стр. 104)
По этнографическим данным известно несколько типов кроя мордовских мужских штанов. Совпадают по крою с женскими и, очевидно, являются наиболее архаичными штаны, состоящие из двух кусков холста сложенных по продольной нитке. Между штанинами вставлялся прямоугольный кусок ткани – дно и вшивались небольшие треугольные клинья. На бёдрах штаны держались при помощи двух боковых завязок. (Белицер В.Н. 1973, стр. 32)

Набедренники (типа поневы). 2 полотнища, крепящиеся на поясе по бокам. Материал - домотканая шерсть, крашеная крушиной, отделка оловянным бисером. Благодаря отделке поясной одежды поясной оловянным бисером (см. рисунки выше) можно проследить наличие набедренников. Источник: Селюн Д.В.
О вариативности кроя одного из видов плечевой одежды среднецнинской мордвы 8-11вв. (по материалам Крюковско-Кужновского могильника). (http://south-rus.artdds.ru/forum/viewto ... 9&start=25) .

Обувь и оборы. В процессе изготовления ботинки по источнику: [Р.Ф. Воронина. О некоторых деталях одежды среднецнинской мордвы VIII-XI вв.] (стр.33-37) . Пока есть в наличии новгородские поршни.

Нож. . Деревянные ножны 2 аланского типа (в данный момент находятся на доработке для привеления в более округлую форму). Источники: http://step-ta-voliy.narod.ru/knife_c.html (рис.4.1)
Изменено: Елень - 07.04.2010 10:10:14
 
О мордвы прибыло! Только фотки у мине почему-то в крупном разрешении не открываются :(
  Чвертко Екатерина Алексеевна - лично на мой взгляд, логичнее было бы вышивку с княжеского костюма пустить и на остальные вещи. Было бы обоснованно и красиво. Зачем все эти символы воды, земли и т.д.? Чем Вы можете обосновать, что эти круги означают воду, что данным изображениям в данном регионе и в данное время придавался именно такой смысл?  Зачем в достаточно обоснованные и красивый костюм вносить диссонанс?
 
Микула, княжеский рисунок я планирую пустить еще и на подол платья. пока что нет на это времени ибо учеба в институте - нелегкое дело. а насчет символики - это вполне логичное объяснение, хотя документации по этому поводу пока не нашла. в будущем все это будет
 
Цитата
это вполне логичное объяснение, хотя документации по этому поводу пока не нашла

Надо бы добавить себе в подпись))
"Да здесь половина форума мечтает подогнать источники под свои романтические предубеждения, а о воссоздании реальной древнерусской действительности речи не идёт. "
Максим Станиславич, ТФ.
 
ну если вам не нравится, то могу удалить это из паспорта и с костюма вообще
 
Ой как щас у меня вопросов по поводу кривичского комплекса к Екатерине Алексеевне будет. :roll:
Да пусть те, кто любит нас - любят нас.
И бусть Бог смягчит сердца тех - кто не любит нас.
А уж если он не сможет этого сделать, то пусть свернёт им ноги.
Что бы мы всегда узнавали их по хромоте.
 
Микула, по поводу фоток, походу лела сайт keep4u навернулся, а фотки там лежат :?  незадача.
 
ой, только не пугайте! я недавно реконструкцией стала интересоваться...
 
Обновила оба паспорта.
Страницы: 1 2 3 4 След.

К главной странице форума


Политика конфиденциальности

Тех.поддержка:help@south-rus.org

ЛОМОО ВИК "Копьё", г. Елец

Яндекс.Метрика