Хельга Энгисдоттир пишет: Неужто и одного квадратного сантиметра не сохранилось, чтоб посчитать...
Совушка, извините за глупый вопрос - а в этнографической поневе примерно сколько?
Сохранилось. Посчитать-то я посчитала, но всё полностью выложу только после того, как статью напечатают (вроде, к марту-апрелю обещались). Честно - не из вредности, вернее, не из-за своей вредности, а из-за наших "умных" законов . Вот тока вчера договор на публикацию многострадальной статьи по мужскому костюму Гочева заполняла - там мне, автору, почти никаких прав и не остаётся . Плевалась потом часа два. А здесь я и вправду выложила всю инфу, которую могла, даж по плотности довольно точно. Просто поищите в нете сайты по этнографии, ну или в Контакте группы по ткачеству. Там всё есть, с мерными линейками, честно. Ну а некоторые подробности уж позвольте пока оставить в секрете. Вот пересчитаю всё ещё раза два, покумекаю, так к лету, если повезёт, ещё одна статейка именно по этой тряпочке выйдет. Там ещё мно-о-ого сюрпризов ожидается, которые "вылезают" каждый раз, когда я на неё, тряпочку эту, смотрю. P.S. Как я теперь уразумела, если статья публикуется в течение года после написания, то это невероятная скорость. Так что немного осталось P.P.S. А соткать к лету это чудо вы, к сожалению, не успеете, даже если дам все характеристики и фотку цветную впридачу. Нитки-то там тонкие, как на этнографических понёвах
...с прошлым нас навек связала нить, Где предок мой стоит в ряду былинном, На шаг не позволяя отступить. А.Белянин
Статья именно по понёвной ткани сегодня отправлена на конференцию, в конце марта обещают сделать электронный сборник (разумеется, как пришлют - всё выложу). Со статьёй вообще по гочевским тканям - пока глухо:( Понёвная тканюшка, хоть и с ноготь размером, всё же принесла ещё несколько сюрпризов, причём уже в феврале, при предпоследнем изучении фотки. Прошу уж очень не ругать, но эти последние новости я пока приберегу. Потом уже на фотки будете смотреть
...с прошлым нас навек связала нить, Где предок мой стоит в ряду былинном, На шаг не позволяя отступить. А.Белянин
Да-да. Я именно этот сайт и смотрела. Но понёвы-плахты линовцев совсем не то, что найдено в Гочево, ну кроме плотности ткани и толщины нити. Насчёт статьи - со дня на день жду сообщения от издателей
...с прошлым нас навек связала нить, Где предок мой стоит в ряду былинном, На шаг не позволяя отступить. А.Белянин
Уррра! Радуйтесь, северяночки! Наконец вышел журнал и я могу (с некоторым опозданием, но таковы обстоятельства), выложить свою статью Фрагменты текстиля из Гочевского курганного некрополя . Ловите ссылку http://blogs.mail.ru/mail/sovuschkanv/3829BCEB626FC45A.html
там же в блогах можете посмотреть и другую мою писанину по реконструкции и истории (разделы РЕКОНСТРУКЦИЯ и МОИ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ)
Как появится возможность, постараюсь выложить всю эту писанину на более приличные ресурсы
Это очень круто! А можешь сделать такое резюме, более простым языком? Что конкретно скажем молодой реконструктор должен вынести из этой работы? Есть какие то предположения, пусть и не оформленные пока в разряд утверждений?
"...Наши методы вас не касаются...справки были наведены в самых компетентных слоях астрала..."
Коротко, чтоб люди хоть немного подготовились к Русборгу (полностью распишу где-то в июне, ибо инет будет отключён долгое время). Иллюстрации и все подробности к ниже следующей писанине - в статье 1. Понёвы у северян и живущих с ними вперемешку радимичей (племена родственные, обычаи и костюм сходные, вплоть до полного смешивания в том же самом Гочеве) БЫЛИ, и теперь точно известно, какого цвета - чёрный (или с синим отливом) фон, красные шерстяные и белые льняные (возможно и конопляные, анализ волокна, к сожалению, провести нельзя) клетки. Раппорт описан в статье, подобные сочетания (не полностью рисунок, а аналогии) есть и в этнографии, причём в Курской области. Как бонус к выходу статьи именно по понёве (болтается писанина уже год без публикации), могу сообщить, что понёвы были-таки шитые из нескольких полотнищ, а вот "глухие" или нет - неизвестно. Шерсть очень хорошей крутки, до сих пор не раскрутились нитки. Так что спор о понёвах можно считать закрытым (спор не только среди реконструкторов, но и у историков тож). 2. Могли носиться две рубахи, ну или рубаха и что-то подобное навершнику, причём верхняя довольно грубого холста. Подобные вещи люди и так носят, но доказательство со ссылкой на источник лишним никогда не будет 3. головные уборы могли шиться как из очень тонкой полотняной ткани (хороший фабричный лён - как раз то, что надо, домоткань такой тонкости выделать сейчас сложно), а могли - из очень толстой мягкой шерстяной ткани (последний пример - это из погребения старухи, но по холоду наверняка все в такие кутались). Кстати, и рубашки из тонкого льна - вполне нормальная, думаю, вещь, ну в праздники хотя бы. 4. Судя по отпечаткам на венчике - полотняный головной убор вышивался наборным швом. Жаль, узор восстановить по такому фрагменту не удалось . НО! Если вышивался плат, то уж рубашки-то тем более должны были украшаться. Так что вопрос с вышивкой у северян тоже решён. ВНИМАНИЕ! С вышивкой - не переборщите. И посмотрите, насколько тонко и аккуратно была сделана та вышивка (мерная линейка на фотке вам в помощь). 5. В одежде по крайней мере богатых северян использовался шёлк. Вот как именно - в отделке (это уж точно), или и полностью какие предметы из шёлка - сказать нельзя. Точно известно (ещё из самоквасовских публикаций и раскопок Рыкова), что шёлковые кисточки рядом с черепом находили, и тоже красного цвета. Так что, думаю, шёлковые головные уборы красного цвета вполне возможны. Кстати, и на венчике с отпечатком заметен красный оттенок, но откуда он взялся, без анализа сказать нельзя. 6. Немного забавная ремарка - тем модницам, кто хочет носить красивое колечко, а оно великовато, вполне законно, с указанием на источники, можно будет обматывать его суровой ниткой. Мелочь, а приятно Не по теме статьи, но по костюму северянки - где-то с год назад выкладывала здесь статью по мужскому костюму Гочева (вот здесь http://www.south-rus.org/forum/?PAGE_NAME=read&FID=4&TID=1150, ссылку сегодня обновлю на работающую. Обратите внимание, что в одном случае достоверно установлено - носили на поясах кошельки для всяких мелочей. Сам кошелёк (сумочка или мешочек), к сожалению, не сохранился. Но для полноты информации эта ссылочка на широко распространённую у реконструкторов вещь не помешает.
Осталось дождаться и всё таки прочесть статью. В очередной раз нахожу подтверждение тому, не так плоха этнография, как о ней думают.
Цитата
Совушка пишет: И посмотрите, насколько тонко и аккуратно была сделана та вышивка (мерная линейка на фотке вам в помощь).
На какое фото смотреть? В принципе, этнографических вышивок насмотрелась уже. Особенно Белгородчина радует. Думаю, мало что изменилось за тысячу лет в этом вопросе.