Кстати, раз пошла такая пьянка.. я не сильна в мордве ни разу, но странные куцые, обтягивающие рубашонки, порой встречающиеся на девушках, меня ставят в тупик... насколько я знаю (а я знаю немного, как уже сказала), одежда должна быть также довольно широкой.. нет?
Если не ошибаюсь, то мордовский костюм опирается по крою более на данные этнографии, нежели археологии.
вот кое-что интересное: Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья: Материал к этногенезу. - Чебоксары, 1960
"Женские рубашки всех народностей Поволжья имеют один общий признак, который Б. А. Куфтин назвал «туникообразным покроем» рубашки1. Его отличие в том, что полотнища, из которых шьют одежду, не имеют шва на плечах. Б. А. Куфтин разделяет туникообразный покрой на два подтипа: 1) с двумя полотнищами из цельных точей холста, перекинутых через плечи и сшитых посередине; 2) с одним основным полотнищем — точей холста, перекинутой со спины на грудь. В ней делается вырез для ворота; к этой центральной точе пришиваются рукава с ластовицами и под ними боковые точи. ... Рассматривая рубашки Поволжья с этой точки зрения, мы обнаружим следующие типы.
Первый, судя по всем данным, более древний для Поволжья тип (первый подтип по классификации Б. А. Куфтина) сохранился в чистом виде лишь у мордвы-эрзи. Остатки его видны в расположении украшений всех мордовских рубашек, как эрзянских, так и мокшанских. Он представляет собой следующее: два полотнища перекинуты через плечи так, что швы, их соединяющие, приходятся посредине спины и груди и по бокам одежды. Вся рубашка образует ровный четырехугольник, не расширяющийся книзу, в верхней части которого под прямыми углами, вшиты рукава с ластовицами.
Такова отмеченная Б. А. Куфтиным рубашка мордвы-эрзи Тамбовской губ.2 и рубашка нижегородской мордвы из коллекции Палласа, относящаяся к XVIII в. и описанная в статье Т. А. Крюковой3. (См. рис. 1). Такая же рубашка у мордвы-эрзи, по нашим наблюдениям, еще бытовала в Качкуровском районе, Мордовской АССР, в 1934 г. Она приведена у Гейкеля для многих районов, заселенных мордвой-эрзей4. (См. чертеж № 1). ... Подбирается рубашка поясом, плотно и низко подпоясываемым, так, что над ним образуется напуск, пазуха, что особенно резко видно на мокшанской рубахе. Высоко подобранная поясом рубаха и толсто замотанные ноги были вполне рациональны и удобны для лесной полосы, для жизни в лесах, где важны и свобода движения и защита ноги. Пояс, необходимый при земледельческих работах и при собирательстве в лесу, в сознании его носителей становился племенным отличием: «беспоясые бусурмане», кочевники, противополагались носящим пояс земледельцам. О значении пояса и поясных украшений уже писалось в целом ряде работ6. Ниже мы остановимся на них подробнее.
Вышеописанному типу рубашки противополагается в Поволжье 2-й тип (См. чертеж № 2). Особенности второго типа следующие:
1) Основным является одно полотнище, точа холста, перекинутое через спину и грудь, с вырезом по овалу шеи и прямым грудным разрезом по самой середине груди, симметрично в середине точи. К основному полотнищу пришиваются под прямым углом рукава с ластовицами и боковые полотнища, обязательно расширяющиеся книзу. Это расширение достигается либо добавкой к прямому, во всю точу, боковому полотнищу дополнительных клиньев, либо тем, что точа, идущая на боковое полотнище, перекраивается следующим образом: она складывается по диагональному разрезу, широкая с широкой, а узкая с узкой стороной. Узкая часть идет к рукавам, широкая образует подол (см. чертеж № 3). Необходимость расширения подола объясняется условиями жизни скотоводов-кочевников, где и женщины садятся верхом на коня. "
Ды вот. Или 2 полотнища сшитые, или 1 с боковыми да с клиньями. Возвращаясь к теме ширины домотканины.... и вообще к рациональности использования ткани - как можно получить нечто, в чём ни сесть, ни встать? о.О
Лалинэ пишет: Ды вот. Или 2 полотнища сшитые, или 1 с боковыми да с клиньями. Возвращаясь к теме ширины домотканины.... и вообще к рациональности использования ткани - как можно получить нечто, в чём ни сесть, ни встать? о.О
получить можно в одном случае. этнографическая домоткань бывает и по 30 см шириной. а если это вожделенный саржевый лен, который у некоторых групп поволжских финнов бытовал нередко, то плясать придется от того, что есть :-/