Информация для Благотворителей

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Материалы по археологии мордвы

Поиск  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Главная » Реконструкция » Общий » Материалы по археологии мордвы
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 21 След.
RSS
Материалы по археологии мордвы
 
Оборы были разные. И вот такие, и с бронзовыми обоймицами, например.
Красота спасет мир, а пофигизм - нервы
 
такие украшения! мне как то даже захотелось заниматься мордвой...
"...Наши методы вас не касаются...справки были наведены в самых компетентных слоях астрала..."
 
Cелюн Д.В. (Микула)    
   Мужская одежда среднецнинской мордвы 9-10 вв. По материалам рукописного дневника Крюковско-Кужновского могильника, составленного Ивановым П.П.

   Ещё при первом посещении Моршанского краеведческого музея сотрудники его советовали мне для более глубокого изучения материалов Крюковско-Кужновского могильника пользоваться рукописным дневником Иванова П.П., указывая на то, что текст публикации по нескольким погребениям отличается от рукописи. Одним из таких погребений является погребение № 55, рукописное описание инвентаря которого содержит несколько интересных моментов, касающихся истории мужского костюма среднецнинской мордвы и отсутствующих в публикации.  Здесь я приведу текст погребения № 55, так как он дан в рукописном дневнике.

Июля 21 дня с 10 час. утра.
Траншея № 25
Погребение 55.
В грунте светло-серо-желтоватого песка, на глубине 150 сант. Под погребением № 53 обнаружен почти весь истлевший костяк (мужской). Костяк нарушен в момент погребения № 53, при этом череп разрушен и части его сдвинуты с своего первоначального места. Могила имеет продолговатую форму с округлёнными углами и покатыми стенками, размером сверху: 300*150 сант. Внизу 200*80 сант. С северной стороны могила имеет покатый склон – вход в могилу. Могила расположена по линии Ю-С. Положение костяка в могиле на спине, с вытянутыми ногами и руками, головою на юг, ногами на север под 30°. Сохранность костяка; частица черепных костей, частица плечевых костей, лучевые локтевые и бедренные кости с отгнившими нижними концами, частицы тазовых костей и поясничных позвонков, фаланги правой руки мумифицированы, остальные части костяка истлели. Длина костяка 170 сант.
  Украшения: у черепных костей, с левой стороны серебряная серьга стержневидной формы с ушком. На тазовых частях: ременный пояс с бронзовыми посеребрёнными бляшками штампованными в виде овальных розеток с растительным орнаментом, внизу с колечками, в конце пояса бляшки меньшего размера и сердцевидной формы. С левой стороны к поясу привязана на тонких ремешках привеска из длинных пяти спиральных трубочек из тонкой круглой проволоки внизу на двух концах две подвески роговидной формы, три бутыльчатой формы с двумя птичьими лапками. В целом привески составляют одну кисть и привязаны к двум кольцам-бляшкам.
  С правой стороны на тазовых и лучевых-локтевых костях положены в одну группу: внизу косник состоящий из шести привесок, длинных спиральных трубочек из тонкой круглой  проволоки, на концах с подвесками бутыльчатой формы с двумя птичьими лапками, вверху все шесть концов собраны в одну широкую спиральную трубку из тонкой бронзовой проволоки, концы тонких ремешков продеты в эту трубку и привязаны к косичке тёмно-коричневого тона (волосы хорошо сохранились). Ожерелье составное из коротких бронзовых спиральных трубочек, между ними маленькие бубенчики, всё ожерелье снизано на тонком ремешке. Другое ожерелье; в середине бронзовая ажурная привеска-сюльгама, по сторонам её бронзовые спиральные трубочки и привески по две с каждой стороны; в виде коленчатой трубочки с тремя подвешенными на колечках пластинками трапециевидной формы (птичьими лапками). Всё это ожерелье снизано на тонком ремешке. Над этим ожерельем: узкие ремешки обвитые серебряною узкою плоскою проволокою (оборы для обуви), и на оборах положены бронзовые серповидные гривны с трубчатыми подвесками (поломаны). Две пряжки кольцевидной формы с двумя длинными продольными стебельками и шпилькою. На груди, у плечевой кости положен венчик или диадема из бронзовых приплюснутых трубочек в пять рядов соединенных прямоугольными обоймицами на тонких ремешках. Два бронзовых спиральных браслета из трёхгранной пластины завитой в восемь оборотов.
  С левой стороны у бедренной кости: кожаная сумочка с оковкою в виде дуги, (в сумочке железная фитильная трубочка и кремень). На правых лучевых-локтевых костях бронзовый пластинчатый браслет с отогнутыми и расплющенными концами. На костяке и под костяком остатки от одежды: в виде пятен и мелких  плоских оловянных пуговок, нашитых на материю в виде продольных полос. С левой стороны у пояса: железный нож в деревянных ножнах и с костяною рукоятью, рядом с ним; сланцевый плоский точильный брусок – оселок, находился в меховом мешочке – следы от него сохранились. Под костяком и над костяком остатки гробовины. С левой стороны у лучевых-локтевых костей сверх гробовины положены: вдоль четырнадцать железных листовидной формы стрел с деревянными древками. С правой стороны вдоль положено: железное узкое четырёхгранное копьё длиною 25 сант. С правой стороны у лучевых-локтевых костей положен: железный топор с овальным лезвием и гвоздевидным обухом, длиною 22 сант. топор поставлен лезвием вниз, рукоятью к голове. В ногах, с левой стороны железные гвоздевидные скрепы от какого-то деревянного предмета. Под костяком, у поясничной части, в поясе, остатки меха лисицы волосом внутрь – остатки одежды. Под поясом остатки дерева толщиною в 2 сант. На бронзовых украшениях остатки тонкой полотняной материи.


   Прежде всего, следует уточнить социальную принадлежность погребённого, а также время захоронения.  
    Крюковско-Кужновский могильник в целом датируется 8 – началом 11 вв. (Материалы по истории мордвы 8-11вв. Крюковско-Кужновский могильник. 1952).
   Серебряная стержневидная серьга, поясные накладки, топор характерной формы позволяют несколько уточнить датировку  погребения № 55.  Появление у среднецнинской мордвы поясных накладок и серёг подобного типа Воронина Р.Ф. относит ко второй половине 9 – началу 10 вв.  (Воронина Р.Ф. 2005, стр. 100).  Время появления топоров с гвоздевидным обухом относится Святкиным С.В. к концу 9-10 вв. (Святкин С.В. 1998, стр. 261-262). Таким образом, погребение № 55 хронологически может быть отнесено к концу 9 - началу 10 вв.  
   Судя по сопровождающему инвентарю, погребённый мужчина являлся воином. На это указывает присутствие в инвентаре одновременно нескольких видов вооружения. Это -  наконечник копья пиковидной формы, топор-чекан и большое количество наконечников стрел, некоторые из которых имеют характерную гранёную форму. Также на принадлежность погребённого к воинскому сословию указывает наличие ременного пояса, украшенного металлическими бляшками. (Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 12)
  Одним из наиболее интересных моментов,  опущенных в публикации, является описание остатков одежды в мужском погребении. Остатки одежды вообще достаточно редко встречаются в мужских погребениях Крюковско-Кужновского могильника, и поэтому каждое упоминание о них представляет большую ценность.  К сожалению, чертёж погребения, сопровождающий рукописный текст, был выполнен Ивановым П.П. в виде карандашного наброска. Положение мелких предметов – украшений одежды и гвоздевидных скоб на нём не отмечено.
  Однако, указанное Ивановым П.П. расположение оловянных пуговок, «нашитых на материю в виде продольных полос», совпадает с описанием расположения таких же пуговок в женских погребениях № 344, № 417, № 433, № 474, № 559, № 566, № 570, № 579.  Хорошая сохранность подобного тип декора в указанных женских погребениях, а также его схожесть с декором мордовских женских рубах 18-19 вв. позволили Ворониной Р.Ф. реконструировать крой данного типа одежды среднецнинской мордвы – это туникообразная рубаха, состоящая из центрального полотнища, к которому с боков  пришивались перегнутые вдоль два боковых. (Воронина Р.Ф. 1974, стр. 36) Расположение остатков одежды – «На костяке и под костяком…», однозначно указывает на то, что данный предмет был одет на погребённого и являлся его собственной одеждой, а не погребальным даром супруги.
   Таким образом, сходный вид декора и его расположение в указанных женских погребениях и в мужском погребении № 55 позволяют с большой долей вероятности предположить бытование у мужчин и женщин средненцнинской мордвы конструктивно сходного типа одежды – туникообразной рубахи из 4-х полотнищ.
   Рукописное описание и чертёж погребения, выполненный Ивановым П.П., проливают свет ещё на один достаточно интересный момент, касающийся одежды среднецнинской мордвы. На чертеже штриховкой обозначены пятна, оставленные истлевшей одеждой. Расположение этих пятен - в районе таза погребённого, вдоль всей левой ноги и вдоль правой голени, позволяет сделать вывод о том, что в мужской костюм среднецнинской мордвы входила поясная одежда, закрывающая каждую ногу по отдельности.
       Крой поясной одежды по оставшимся от ткани пятнам полностью восстановить, конечно, не представляется возможным. Однако археологически фиксируемая длина мужской рубахи – до середины бёдер (Воронина Р.Ф. 1974, стр. 37), позволяет предположить, что мужская поясная одежда среднецнинской мордвы была близка по крою  к штанам-понкст мордовского этнографического костюма (Белицер В.Н. 1973, стр. 29). Бытование у среднецнинской мордвы поясной одежды в виде комплекса из отдельных чулок и коротких штанов, как в аланском раннесредневековом костюме (Доде З.В. 2001, стр. 15, 17) представляется менее вероятным, поскольку данный тип одежды требует гораздо большей длины верхней одежды – до колен или середины голени.  

   Материалы по истории мордвы 8-11вв. Крюковско-Кужновский могильник. Дневник археологических раскопок П.П. Иванова. Издание Моршанского краеведческого музея. 1952. стр. 58-59
     Воронина Р.Ф. Южные и степные влиния в культуре среднецнинской мордвы 8-11вв. //КСИА вып. 218. 2005г.
   Святкин С.В. относительная хронология мордовских боевых топориков-чеканов 8-11 вв. // Культуры Евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. (Вопросы хронологии)  Материалы II Международной археологической конференции 17-20 ноября 1997г. Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина. Самара 1998.
    Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. По материалам раскопок П.П. Иванова за 1927-1928гг. мордовское книжное изд-во. Саранск. 1969.
    Воронина Р.Ф. О некоторых деталях одежды среднецнинской мордвы 8-11 вв. // КСИА вып. 140. 1974 г.
     Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. Москва 1973.
    Доде З.В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки истории. Москва. Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.

   Чертёж погребения № 55


 Пуговки из погребения № 55
Изменено: Микула - 30.10.2009 21:08:18
 
Во, буду в своём паспорте сам на себя ссылаться.  ;)
 
Эх, вот она - возможность посмотреть рукописные дневники без искажений :)
Собственно лично у меня такое положение вещей не вызывало сомнений - по поводу схожести женской и мужской одежды у мордвы 8-11 веков. Но теперь есть доказательства, и это радует :)

Наверное я повторяюсь, но скажу опять - Микула, спасибо!
Еще бы это все опубликовать :)
Красота спасет мир, а пофигизм - нервы
 
Селюн Д.В. (Микула)
Сумочка из погребения № 55 Крюковско-Кужновского могильника.

   Ещё одним интересным предметом, происходящим из погребения № 55 Крюковско-Кужновского могильника является сумочка с оковкой в виде дуги. Описание сумочки, данное Ивановым П.П. и положение её в погребении можно увидеть выше.
   Похожие сумочки были найдены в Бирке (Швеция) и Гнездово. Они подробно описаны в работе Овчаренко А. Гончар А. (КИР «Ратобор») Об одном из видов кошельков эпохи викингов. (Библиотека Ассоциации Гардарика). Авторы предполагают, что данный тип сумочек, который они называют кошельками, имел скандинавское происхождение.
  Однако, в погребении № 55, как и во всём Крюковско-Кужновском могильнике совершенно отсутствуют какие либо предметы скандинавского происхождения. Следует отметить, что по материалам данного могильника прослеживаются определенные связи с соседними славянскими племенами, посредством которых, если считать теорию о скандинавском происхождении данного типа сумочек верной, эта сумочка могла попасть к мордве. Вместе с тем инвентарь собственно погребения № 55 не несёт в себе следов какого-либо славянского влияния. Часть его – набор женских украшений, характерной формы топор, остатки одежды и декора – указывает на местное происхождение погребённого. Поясной набор, серьга и наконечник копья пиковидной формы чётко указывают на сильное салтовское влияние.
  Сумочка из погребения № 55 состояла из двух кусков достаточно толстой кожи характерной формы – нижняя часть округлая, верхняя – трапециевидная. Нижняя часть скреплена заклёпками, проходящими  сквозь две дугообразные накладки – лицевую и изнаночную. Лицевая накладка украшена двумя праралельными желобками. Концы её с каждой стороны раскованы в круглый в сечении пруток и свернуты кольцом. Изнаночная накладка гладкая, концы её просто скруглены. Верхняя часть сумочки скреплена длинными трубчатовидными обоймицами.
  Качество изготовления, тщательная проработка всех деталей и форм сумочки ясно показывают, что она являлась самостоятельным изделием, а не подражанием, как в случае с кошельком из Танкеевского могильника.
   Интересно также то, что конструктивно сумочка из погребения № 55 несколько отличается от кошельков из Бирки. Края верхней трапециевидной части сумочки скреплены не накладками, являющимися продолжением дугообразной оковки, а отдельными длинными обоймицами. Соответственно, несколько отличается и форма сумочки – верхняя часть заметно шире.
  Способ подвешивания сумочки к поясу также, очевидно, был несколько иным. Подвеска не могла осуществляться посредством концевых колец лицевой накладки, поскольку они плотно прижаты к кожаной основе, на которой нет каких либо отверстий.
  Отличается и назначение сумочки – погребённый хранил в ней не монеты, а набор для добывания огня – железную фитильную трубочку и кремень.

Общий вид сумочки с лицевой стороны.


Общий вид с обратной стороны.


Общий вид под углом сверху.


Край сумки со нижней стороны. Хорошо видны два слоя толстой кожи.


Край сумки с боковой стороны. Хорошо видна трубчатовидная обоймица.


Кольцевидное завершение лицевой дугообразной накладки. Хорошо видны декоративные желобки и шляпка заклёпки.


Изнаночная дугообразная накладка. Видна шляпка заклёпки (на границе слома) и отпечаток конца накладки.
 
Микула, а Вам нужна книга "Материальная культура и быт народов Среднего Поволжья в 1 тяс. н.э."?
Циркин А. В. Материальная культура и быт народов Среднего Поволжья в I тыс. н. э. — Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987. -304 с.
В монографии публикуются материалы Шокшинского могильника — одного из крупнейших средневековых памятников мордвы. Дается реконструкция погребальных сооружений, обрядов, анализируются планировка и этнический состав могильника, история его строительства; рассматривается проблема возникновения, развития и хронологии боевых средств у мордовских племен. Описываются хозяйство и структура общественных отношений населения Шокши, культурные связи  с соседями. Для историков, археологов, краеведов и всех интересующихся средневековой историей народов Среднего Поволжья.
К сожалению, в наличии только фотографии страниц, но все читаемо.
 
Юрик, а можно мне тоже?
Красота спасет мир, а пофигизм - нервы
 
Был бы очень признателен. Вы на "Ладейное поле" собираетесь?
 
Да, запишу и привезу на ЛП несколько дисков. Это спасибо нашей Ольге-Дорис, она находит потрясающие книги. У меня до мордвы не скоро руки дойдут, в основном копаюсь в книгах по СВР - систематизирую и частями в ворд перевожу.
Добавлю еще
Воронина Р.Ф. Лядинские древности : из истории мордвы-мокши : конец IX - начало XI века : по материалам Цнинской археологической экспедиции 1983-1985 годов / Р.Ф. Воронина ; [отв. ред. Н.В. Лопатин] ; Ин-т археологии РАН. - М. : Наука, 2007. - 164 с.
Монография посвящена исследованию Лядинского могильника - одного из самых крупных и интересных памятников цнинской мордвы, открытого в конце ХIХ в. Настоящее издание вводит в научный оборот материалы, полученные автором в результате раскопок 1983-1985 гг. Анализ погребального обряда, определение хронологических этапов, типология вещевого материала позволяют более полно осветить один из узловых периодов истории мордвы. Впервые приведена реконструкция древнего общества, описаны климатические условия и хозяйство. Автор обращается и к этнографическим материалам конца ХVIII-XIX в. Для археологов, этнографов, историков, музейных работников.
И реконструкторов  :)
 
Селюн Д.В. (Микула)
Ременные основы поясов «венгерского типа». По материалам мордовских среднецнинских могильников 8-11вв.

   Сохранность некоторых поясов, происходящих из среднецнинских мордовских могильников, можно назвать уникальной, поскольку они дошли до нашего времени практически целиком, представляя собой не группу разрозненных объектов – остатков поясной гарнитуры, а комплексное единство. Данные пояса позволяют проследить и проанализировать определённые конструктивные особенности ременных кожаных основ, которые обычно не сохраняются и реконструируются исследователями предположительно, в основном, исходя из расположения остатков поясной гарнитуры.
  Начиная с конца 8-нач.9 вв. и вплоть до первой половины 11 в. мордовские племена были вовлечены в торгово-культурный обмен с южными степными народностями, прежде всего с аланскими и болгарскими племенами.  (Воронина Р.Ф. 2005, стр. 103-107) Многие предметы вооружения и аксессуары мужского мордовского костюма, прежде всего поясные наборы, имеют прямые аналогии с подобными предметами, происходящими из аланских и болгарских могильников.  (Воронина Р.Ф. 2005, стр. 105; Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 12) В связи с этим фактом, данные, полученные при изучении сохранившихся мордовских поясов, могут быть использоваться при реконструкции поясов аланских и болгарских племён, и имеют, вероятно, отношение ко всем поясам т.н. «венгерского типа».
  На данный момент автор располагает данными о трёх поясах с уцелевшими кожаными основами.
1.   Пояс из погребения № 206 Крюковско-Кужновского могильника. Описание Иванова П.П. : «Вокруг тазовых костей остатки ременного пояса с бронзовыми бляшками, прямоугольной и сердцевидной формы. На одном конце – округло-сплюснутая пряжка, с удлинённой обоймицей, в конце роговидной.» (Материалы по истории мордвы 8-11вв. 1952, стр. 71) Фото пояса были сделаны на выставочной экспозиции «Тамбовские древности». (Место проведения – Музейно-выставочный комплекс Тамбовского областного краеведческого музея. Время проведения – март-апрель 2009 года.)
    Длина ременной основы составляет около 2,2 метров. Толщина – 4-5мм. Ширина ременной основы – около 2см, соответствует ширине накладок.
   Пояс состоит из нескольких полос кожи. Зафиксировано два вида соединения полос между собой. В первом случае полосы накладываются на несколько сантиметров друг на друга и прошиваются насквозь нитками, которые, судя по остаткам, были изготовлены из растительных волокон – льна или конопли. Во втором случае, полосы накладываются друг на друга и скрепляются накладками, шпеньки которых проходят сквозь обе полосы. В обоих случаях концы полос, накладывающиеся друг на друга, имеют на этом участке диагональный срез по толщине, так, что на участке наложения концов друг на друга толщина ремня практически не увеличивается.  
  Судя по тому, что бляшки по всей длине пояса уставлены практически вплотную друг к другу, а также по отсутствию отверстий для шпенька пряжки, для застёгивания пояса применялся дополнительный ремешок. К сожалению, на данном поясе не удалось зафиксировать способ его крепления на ременной основе.
Пояса №1 и №2 на витрине экспозиции.


Прорисовка пояса из 206-го погребения, приведённая в книге "Материалы по истории мордвы 8-11вв. Крюковско-Кужновский могильник. Дневник археологических раскопок П.П. Иванова."


Край части пояса из погребения № 206. Хорошо виден срез по толщине, проколы и остатки нитей.


Другой край пояса, который был сшит с предыдущим.


Место скрепления пояса накладками. Хорошо виден срез по толщине.


2. На выставочной экспозиции «Тамбовские древности», в одной витрине с поясаом из погребения № 206,  демонстрировался ещё один пояс с целиком уцелевшей кожаной основой. К сожалению, не было указано, из какого погребения и какого могильника он происходит. Однозначно можно утверждать только, что это один из находящихся на территории тамбовской области мордовских могильников, предметы из которых и составляли экспозицию.
    Длина ременной основы данного пояса также составляет около 2,2 метров. Толщина заметно меньше – 1,5-2мм. Ширина ременной основы также немного меньше – около 1,5см, соответствует ширине накладок.
   Также как и предыдущий, данный пояс состоит из нескольких полос кожи. Зафиксированы те же способы соединения полос – в одном случае края сшиты, в другом – скреплены шпеньками накладки. Концы полос кожи, заходящие друг на друга, также имеют косой срез по толщине. Сохранность пояс позволяет определить шов, которым сшиты две части ременной основы – это прямой шов в «две иголки».
  На данном поясе бляшки также уставлены очень плотно,  отверстия для шпенька пряжки отсутствуют. Судя по всему, для застёгивания пояса применялся дополнительный ремешок. К сожалению, не удалось зафиксировать способ его крепления на ременной основе.
Общее фото пояса приведено выше.
Место скрепления частей основы пояса при помощи сшивания.


Вид сбоку.


Место скрепления частей основы пояса при бляшки. Фото, к сожалению не очень чёткое, но читаемое.


Вид сбоку.


3. Пояс из погребения № 123 Крюковско-Кужновского могильника.
Описание Иванова П.П. : «Вокруг тазовых костей ременный пояс с бронзовыми бляшками в виде звериных личин неправильной формы.» (Материалы по истории мордвы 8-11вв. 1952, стр. 46) Фото пояса были сделаны в хранилище Моршанского краеведческого музея.
  Ременная основа пояса сохранилась частично. Длину её установить невозможно. Толщина кожаной основы – 3-4мм. Ширина ременной основы – около 2см, несколько превышает ширину накладок.
  На обратной стороне ремня, под расклёпанными шпеньками накладок сохранились бронзовые шайбы прямоугольной формы.  На обратной стороне одного из сохранившихся участков ременной основы сохранилось место крепления дополнительного ремешка для застёгивания пояса. Ремешок закреплён расклёпанными шпеньками накладки, проходящими сквозь ременную основу и дополнительный ремешок.  Толщина кожи дополнительного ремешка такая же как и у ременной основы – 3-4мм. Ширина дополнительного ремешка немного, на 2-3мм, меньше ширины ременной основы.

Общий вид сохранившихся частей пояса.


Фрагмент пояса с торца. Хорошо видна толщина ременной основы.


Фргамент пояса с изнанки. Хорошо видны бронзовые прямоугольные шайбы.


Фрагмент пояса с остатками крепления дополнительного ремешка.


Вид сбоку. Хорошо видны толщины основы и дополнительного ремешка.


   На основании приведённых материалов можно попытаться сделать некоторые общие предварительные замечания, касающиеся особенностей ременных поясов из мордовских могильников и, возможно, в некоторой степени относящиеся ко всем поясам «венгерского» типа.
1. Ременная основа пояса может быть изготовлена из кожи различной толщины – от 1,5-2мм до 4-5мм.
2. Ширина ременной основы обычно соответствует ширине поясных бляшек или немного (на 2-3мм) её превышает.
3. Ременные основы значительной длины могут быть собраны из нескольких частей. Выявлено два способа скрепления частей ременной основы между собой. В одном случае концы скрепляемых частей накладываются друг на друга и пробиваются насквозь шпеньками одной или двух бляшек. В другом случае части основы сшиваются прямым швом «в две иголки». Материалом нитей, судя по остаткам на поясе из погребения № 206 Крюковско-Кужновского могильника, могли служить растительные волокна льна или конопли. Наложенные друг на друга края частей ременной основы всегда имеют косой срез по толщине, так что пояс в месте наложения практически не увеличивается по толщине. По длине срез соответствует участку наложения концов.
4. При расклёпывании шпеньков бляшек под них могут быть подложены бронзовые шайбы прямоугольной формы.
5. Все три пояса застёгиваются при помощи дополнительного ремешка. Прослеженное в одном случае крепление дополнительного ремешка осуществлено при помощи шпеньков бляшки, проходящих сквозь сложенные ременную основу и  край дополнительного ремешка. Этот способ соответствует одному из способов скрепления частей ременной основы. Возможно, для крепления дополнительного ремешка мог использоваться и другой способ, при котором части сшиваются между собой.
6. Дополнительный ремешок соответствует ременной основе по толщине и немного (на 2-3 мм) меньше её по ширине.
   

     Воронина Р.Ф. Южные и степные влиния в культуре среднецнинской мордвы 8-11вв. //КСИА вып. 218. 2005г.
    Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. По материалам раскопок П.П. Иванова за 1927-1928гг. мордовское книжное изд-во. Саранск. 1969
  Материалы по истории мордвы 8-11вв. Крюковско-Кужновский могильник. Дневник археологических раскопок П.П. Иванова. Издание Моршанского краеведческого музея. 1952.
 
Побывал сегодня в Моршанском музее и в силу обстоятельств больше времени пришлось уделить изучению дневника раскопок Крюковско-Кужновского могильника. Уже беглый просмотр нескольких зарисовок погребений, выполненных Ивановым П.П., заставил задуматься о возможной вариативности кроя мордовской плечевой одежды.

Селюн Д.В. (Микула)
О вариативности кроя одного из видов плечевой одежды среднецнинской мордвы 8-11вв. (по материалам Крюковско-Кужновского могильника).
Воронина Р.Ф. предполагает, что крой одного из видов мордовской женской плечевой одежды был близок крою мордовских народных рубах 18-19 вв. (Воронина Р.Ф. 1974, стр. 35-36). Это предположение основано на расположении декора в погр. 115 Пановского могильника в виде двух параллельных линий вдоль костяка, предположительно закрывающих вертикальные швы на одежде, и зафиксированной Ефимовой Л.В. ширине ткани равной 33см, что подразумевает крой стана рубахи из нескольких полотнищ. (Ефимова Л.В. 1966) Подобный крой предполагается Ворониной Р.Ф. и в погребениях №№ 344, 433, 474, 559, 566, 570, 579 Крюковско-Кужновского могильника. (Воронина Р.Ф. 1974, стр. 35-36)
Благодаря сохранившимся дневникам Иванова П.П. мы имеем возможность проанализировать расположение декора в указанных погребениях и сравнить его с размещением на теле полотнищ мокшанской женской рубахи при её ношении. Напомним, что женские мокшанские рубахи строились из одного перегнутого посередине полотнища и пришитых к нему с каждой стороны ещё по одному полотнищу той же ширины. Подол рубахи либо не имеет разреза, либо он расположен посередине рубахи. (Белицер В.Н. 1973, стр. 51)
Крой мокшанских женских рубах (по Белицер В.Н. 1973, стр. 52).


При ширине ткани порядка 32-35 см. швы между основным полотнищем и боковыми одетой рубахи располагаются достаточно узко, примерно по линии бедренных костей. На рисунках, иллюстрирующих мокшанский женский костюм из труда Белицер В.Н. это хорошо видно.
Мокшанки в национальных костюмах. Худ. Семакевич М.Р. (по Белицер В.Н. 1973, таблицы 8 и 9)



Соответственно, если крой рубахи среднецнинской мордвы совпадает с кроем мокшанской рубахи, то декор должен располагаться также вдоль линии бедренных костей. Рассмотрим теперь чертежи погребений, приведённых Ворониной Р.Ф. в качестве примера.

Погребение 344 – Описание, данное Ивановым П.П.: « У бедренных костей с левой и правой стороны оловянные пуговки – украшения подола одежды». (Материалы по истории мордвы 8-11вв. 1952, стр. 112) В данном случае положение декора почти совпадает с расположением швом на мокшанской рубахе.


Погребение 433 – Описание, данное Ивановым П.П.: « Вдоль бедренных костей расположены в два ряда оловянные пуговки, которые были пришиты в виде ленты на одежде – рубахе?» (Материалы по истории мордвы 8-11вв. 1952, стр. 13  8)  Ряды пуговок расположены значительно шире, чем швы на мокшанской рубахе. Больше похоже, что пуговками обшиты края рубахи.
http://2.firepic.org/2/images/2014-02/10/o9d03rxya4p3.jpg

Погребение 474 – Описание, данное Ивановым П.П.: «… Вдоль и поперёк, в средней части места берцовых костей, следы от оловянных пуговок, которыми был обшит подол рубахи». (Материалы по истории мордвы 8-11вв. 1952, стр. 151) На рисунке четко видны два боковых разреза, расположенные чётко по краям рубахи, что не характерно для мокшанских рубах.


Погребение 559 – Описание, данное Ивановым П.П.: «… Вдоль бедренных костей остатки оловянных пуговок, которыми были обшиты боковые стороны одежды-рубахи». (Материалы по истории мордвы 8-11вв. 1952, стр. 176) В данном погребении заметны четыре линии декора, состоящие каждая из двух рядов пуговок. Две крайние линии идут от груди и до самого низа одежды, чётко указывая на то, что они принадлежат длинной плечевой одежде в виде рубахи. Расположены они гораздо шире швов мокшанской рубахи и находятся на боковых сторонах рубахи, как это указано автором раскопок. Такое расположение декора не характерно для рубах мокшанского кроя. Две средние линии пуговок начинаются от поясницы и расположены гораздо ближе друг к другу, чем швы на мокшанской рубахе.
Больше похоже, что это декор осевого разреза распашной одежды, на которую указывают расположенные в одну линию сюльгамы.
http://2.firepic.org/2/images/2014-02/10/2vm74nbdgkuc.jpg

Погребение 566 – К сожалению, чертёж погребения выполнен в виде карандашного наброска, положение декора на нём не указано.


Погребение 570 – Женская одежда положена в мужское погребение. Описание, данное Ивановым П.П.: «…на женских украшениях следы оловянного тлена от бисера и пуговок.» (Материалы по истории мордвы 8-11вв. 1952,стр. 179) На чертеже расположение декора не показано.


Погребение 579 – Женская одежда положена в мужское погребение. Описание, данное Ивановым П.П.: «Вдоль костяка следы женской одежды, по вертикальным краям обшитой оловянными пуговками в две линии.» (Материалы по истории мордвы 8-11вв. 1952,стр. 182 ) На чертеже положение декора малопонятно, но автор раскопок чётко указал, что пуговки находились на краях одежды, тогда как на мокшанской рубахе вертикальные края одежды не украшаются.


Как видим, из пяти приведённых погребений с фиксируемым положением декора в трёх случаях (погребения №№ 433, 559, 579) линии пуговок располагаются слишком широко по сравнению с расположением швов мокшанской рубахи и, судя по силуэту, находятся ближе к вертикальному краю одежды. В двух случаях (погребения №№ 559, 579) Иванов П.П. сам прямо указывает на то, что украшены именно вертикальные края одежды. В одном случае (погребение № 474) чётко прослеживаются разрезы, расположенные на боковых краях одежды, что не характерно для рубах мокшанского кроя.
Приведённые признаки – украшение вертикального края одежды, а также швы, расположенные по бокам, характерны для кроя одежды из одного широкого полотнища, перегнутого пополам и сшитого по бокам. В нижней части полотнище, достигающее середины голени, в некоторых случаях, очевидно, оставалось несшитым, формируя необходимые для свободы движений ног разрезы. Конструктивно подобный тип одежды может быть сходен с мужской рубахой из могильника Залахтовье, отличаясь большей длинной. (Хвощинская Н.В. 2004, стр. 119-120)
Ширина ткани, указанная Ефимовой Л.В., зафиксирована на единичном экземпляре шерстяной ткани полотняного переплетения. Кроме того, данный образец находился в мужском погребении, и является, согласно описанию Иванова П.П., головным убором в виде ленты. (Материалы по истории мордвы 8-11вв. 1952, стр. 99-100) Вполне возможно, что саржевые шерстяные ткани, составляющие большинство образцов и шедшие на верхнюю одежду могли быть и большей ширины. Интересен и показателен тот факт, что по этнографическим данным мордовский ткацкий станок позволял получать ткани как широкие, так и узкие. Из растительных волокон, в основном конопляных, получали ткань шириной 35-37 см. Из волокон животного происхождения получали ткань шириной 72-75 см. (Белицер В.Н. 1973, стр. 23-24) Кроме того, по археологическим данным фиксируется бытование у мордвы вертикального ткацкого станка, который также позволяет получать ткани шириной 70-75 см. (Ефимова Л.В. 1966)
Приведённые данные позволяют достаточно уверенно утверждать, что плечевая одежда среднецнинской мордвы в виде рубахи помимо кроя, предложенного Ворониной Р.Ф., могла быть изготовлена из одного широкого полотна перегнутого посередине, в некоторых случаях с несшитыми участками на нижней части рубахи, образующими боковые разрезы.
Приведённые погребения с декором из оловянных пуговок, нашитых в виде вертикальных полос - женские. Однако, в описании инвентрая мужского погребения № 55 того же могильника, Иванов П.П. указывает на присутствие на костяке и под костяком остатков от одежды в виде пятен и мелких плоских оловянных пуговок, нашитых на материю в виде продольных полос. ( Данные взяты из рукописного дневника Иванова П.П. в издании остатки одежды в данном погребении не указаны) Таким образом, вполне вероятно, что крой мужской и женской верхней одежды мог совпадать, различаясь, очевидно, длинной. Женские рубахи достигают нижнего края колен или середины голени, а мужские – середины бедра. (Воронина Р.Ф. 1974, стр. 36-37)

Воронина Р.Ф. О некоторых деталях одежды среднецнинской мордвы 8-11 вв. // КСИА вып. 140. 1974 г.
Ефимова Л.В. Ткани из финно-угорских могильников 1 тыс.н.э. // КСИА- Вып.107. -М., 1966.
Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. Москва 1973.
Материалы по истории мордвы 8-11вв. Крюковско-Кужновский могильник. Дневник археологических раскопок П.П. Иванова. Издание Моршанского краеведческого музея. 1952.
Хвощинская Н.В. Финны на западе Новгородской земли. (По материалам могильника Залахтовье) С.-Петербург. 2004
Изменено: Микула - 10.02.2014 21:13:39
 
Выше, в описании погребения № 55 Крюковско-Кужновского могильника говорилось о следах поясной одежды в мужском погребении в виде тлена в области ног. В погребении № 551 того же могильника тлен поясной одежды типа портов читается более чётко, чем на чертеже погребения № 55, т.к. сохранились кости ног, а пятна расположены вокруг них. В описании Иванова П.П. о пятнах от тлена одежды не упоминается, но упоминается тлен от тканой ленты, лежащей под украшениями. На чертеже след от этой ткани передан такой же штриховкой, что и тлен вокруг ног погребенного.

Погребение № 551 рисунок
Изменено: Микула - 10.02.2014 22:06:47
 
А весёлое у нас хобби, да? Покойничков разглядывать, да голову ломать, что это на вас было надето. У меня на работе быстро отучились подглядывать через плечо, чего это я там такое интересное читаю. Заглянут - а там "...Погребённый лежал головой на Ю-З. Сохранность костяка ..." и т.д. Или мумия аланской тёти улыбается на весь экран.  8-)
 
Ожерелье из погребения № 543 Крюковско-Кужновского могильника. Сохранилось целиком, в описании инвентаря погребения почему-то отсутствует. Конструкция настолько проста, что можно спокойно сделать самому – собственно, всё видно на фотографиях.

Ожерелье общий вид.


Пуговицы крупнее. Кстати очень похожие видел в каталоге по Бирке.


И узелок, простенький такой...
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 21 След.

К главной странице форума


Политика конфиденциальности

Тех.поддержка:help@south-rus.org

ЛОМОО ВИК "Копьё", г. Елец

Яндекс.Метрика