Информация для Благотворителей

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Византия. Женский костюм

Поиск  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Главная » Реконструкция » Общий » Византия. Женский костюм
Страницы: 1 2 3 След.
RSS
Византия. Женский костюм, все, кроме железа
 
Как уже неоднократно обсуждалось в узких кругах и было обещано, начинаю тему по византийскому женскому костюму, для развития данного направления в реконструкции.
Совершенно очевидно, что общение и обмен информацией серьезно продвигают вперед развитие реконструкции новых тем, таких как византийский костюм. За последний год в результате общения обрела больше информации, чем за несколько лет поисков.


Надеюсь, что тема привлечет новых членов ромейского движения и информацией буду делится не только я (и умоляю, и повелеваю, и намекаю).

Отделила тему по гендерному признаку, так как мужчины интересуется в основном оружием и доспехом, что конечно хорошо, но сбивает с толку.

Буду выкладывать собранную информацию тут, в формате форума. Источники буду дублировать в постах, для облегчения поиска.

Благодарности: Игорю Петровскому, Олегу Козленкову, Степану Богданову, Николаю Хрипунову
Изменено: Катерина Катоник - 17.02.2016 12:50:07
Αικατερίνη
 
Общее для начинающих


Если говорить о реконструкции женского византийского костюма 10-11, то скупость археологических источников неизбежно приводит к вопросу быть или не быть такому направлению реконструкции. Чтобы пресечь бесполезные споры на эту тему, отвечаю на этот вопрос:  «Быть!»  Попробуем с нащупать методу восстановления облика жительницы Константинополя.

В качестве региона взят Константинополь, как центр торговли и всяческой деятельности империи, центр, в который стекались материальные и духовные богатства, и деятельность любого региона империи была в конечном итоге направлена именно сюда, в столицу (1)

Костюм жительницы Константинополя мы восстанавливаем по миниатюрам и другим изобразительным источникам, сравнивая их с сохранившимися предметами текстиля, а так же отслеживая торговлю этими предметами по письменным источникам.

Стоит отметить распространенное мнение о невозможности проследить эволюцию византийской моды по изо, так как искусство Византии сосредоточено вокруг религии и большинство изображений канонические - застывшие во времени, многократно повторяемые и копируемые образы.
Действительно, некоторые фигуры, такие как образ Девы, почти дословно повторяют друг друга в течение веков. Однако большое количество образов (горожане, самаритянка, образы святых мучеников и истязателей), очевидно, одеты соответственно моде эпохи, в которую создан источник.
В статье Concerning an unrecognised tunic from eastern Anatolia (2) автор отмечает, что находки египетского текстиля Анатолии с большой точностью идентифицируются в изображения Венского Генезиса и других кодексов 6 века.
С некоторыми оговорками можно проследить эволюцию моды по изображениям 11 века, таким как Минологий Василия II, Хлудовская Псалтырь и др.

Так же следует отметить, что византийский женский костюм во многом повторял мужской. Каждан (3) указывает, что церковные правила настойчиво запрещали женщинам носить мужское платье, а J.L. Ball (4) перечисляет предметы гардероба придворных мужчин, указывая, что жены их носят то же платье. Это имеет принципиальное значение для реконструкции женского византийского платья.

Многие авторы указывают в методологии и пользуются методом сравнения эволюции костюма в течение веков. Здесь следует отметить несколько особенностей данного метода. История Византии делится на несколько эпох. Невозможно напрямую копировать и брать за основу источники Поздней античности (до IV в.). Эпоха Юстиниана является важной вехой, именно тогда начали закрепляться основные правил и законы регулирующие одежду придворных и вообще граждан империи (статья 5)

1.     Гийу А. Гийу А. Византийская цивилизация / Пер. с франц. Д. Лоевского – Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
2.     Dowson T. Concerning an unrecognised tunic from eastern Anatolia
3.     Каждан А. П. Два дня из жизни Константинополя. СПб., 2002.
4.     Byzantine Dress: Representations of Secular Dress in Eighth- to Twelfth-century Painting (The New Middle Ages)
5.     Болгов Н.Н. К проблеме эволюции костюма в ранней Византии и роли Северного Причерноморья в этом процессе (статья) // Из истории античного общества. Вып. 9-10. К 60-летию проф. Е.А. Молева. Н. Новгород: ННГУ, 2007. С. 207-216. 0,7 п.л.
Изменено: Катерина Катоник - 20.07.2015 16:49:58 (исправила ошибку в датировке)
Αικατερίνη
 
Термины

В отношении терминов, обозначающих предметы костюма, огромная путаница. Здесь я привожу основные термины, связанные с женским костюмом, по трем на мой взгляд авторитетным авторам, которые не противоречат друг другу:

1. Каждан Александр Петрович, The Oxford Dictionary of Byzantium. (выложена в интернете, есть вконтакте)
2. Jannifer L. Ball,  Byzantine Dress: Representations of Secular Dress in Eighth- to Twelfth-century Painting (The New Middle Ages)
3. Timothy Dowson, Levantia Historical Guides www.levantia.com.au/

У каждого конкретного предмета гардероба существовал соответствующий греческий термин, но не все мы можем идентифицировать.

kamision или камиза обозначает рубашку, однако J.L.Ball отмечает, что существует путаница в терминах, является ли камиза нижней рубашкой или верхним платьем. Оксфордский византийский словарь относит слово kamision к статье tuniс, то есть к общему термину обозначающему тунику, рубашку, которую носили в сочетании с другими предметами гардероба и соло. Каждан отмечает, что после 7 века туника стала обязательным предметом гардероба для каждого, при этом короткие туники носили люди подвижных профессий (военные, моряки. пастухи и т.п.)


Hypokamision возможно нижняя рубашка (Каждан)

Himation (гиматий) Каждан говорит, что это разновидность плаща (мантии) драпируемой таким образом, чтобы правое плечо оставалось открытым, и что после периода поздней античности данный предмет гардероба не являлся обыденным, на миниатюрах же и других изображениях в гиматий одевали Христа, апостолов и др.в монашеской жизни означает накидку используемую монахами,или в общем смысле означает одежду.


Kolobion (коловий) – туника с без рукавов, J.L. Ball отмечает, что это может быть и верхней одеждой (хлудовская псалтырь, кафизма 3, распятие)
Или по Каждану, colobion, форма туники, более широкая чем хитон, так же безрукавная или с коротким рукавом.




Kondomanikion - туника с коротким рукавом


Chiton, sticharion – возможно, общие термины обозначающие тунику (J. L. Ball)

Sticharion (стихарь) –так же термин обозначающий длинное облачение священнослужителей, у дьяконов с полосками, поэтому по мнению J.L. Ball может обозначать одежду с полосками

divetesion туника, надеваемая императором во время некоторых церемоний (ист.) всегда из шелка, богато украшенное одеяние, так же используется придворными во время церемоний.  Дивитисий представлял собой длинную, сравнительно узкую в подоле тунику с широкими рукавами.( Литаврин)
Широкие, свободные рукава стягивались под локтем или у запястья. У некоторых чинов дивитисий подпоясывался (Беляев. Т. 2. С. 53).
Со временем дивитисий претерпел изменения и превратился в саккос


pallium (palla) у Каждана аналогичный греческому  термину himation

chlamys  длинный полугруглый плащ, застегивается на правом плече фибулой, (рим. Paludamenum. Каждан)




esophorion –рубашка. У Даусона это рубашка по типу маназанской (гуглите manazan shirt)



delmatikion - туника-далматика ставшая основной формой одежды к среднему взиантийскому периоду.


Изменено: Катерина Катоник - 18.07.2015 16:28:44
Αικατερίνη
 
Картинки не загрузились, исправлю позже и продолжу это увлекательное повествование
Αικατερίνη
 
Hypokamision

по аналогии с "эпилорикон" - накидка на доспех.
накидка сверху
Гипо- или эпикамизон - верхняя рубашка имхо
Тот, кто путешествует, всегда умнее того, кто сидит на одном месте (С)
 
Хотелось бы уточнить про лорум (лор). Как эта накидка выглядела? встречала в литературе.
"...Наши методы вас не касаются...справки были наведены в самых компетентных слоях астрала..."
 
Лена, это специфическая деталь императорского облачения, поэтому я ее и не рассматриваю. УЗкая расшитая полоска ткани, которую оборачивают вокруг тела определенныи образом,(подробно описано у Литаврина, например) вот как тут:
Изменено: Катерина Катоник - 19.07.2015 14:35:59
Αικατερίνη
 
.
Изменено: Nickolay - 21.07.2015 13:01:31
"Да здесь половина форума мечтает подогнать источники под свои романтические предубеждения, а о воссоздании реальной древнерусской действительности речи не идёт. "
Максим Станиславич, ТФ.
 
Предметы костюма, конкретика

Многие авторы отмечают, что костюм всех социальных слоев отличался в первую очередь богатством материала и декором, в основном же конструкция костюма была единой для всех. С этим утверждением конечно можно поспорить.
Однако же рассмотрим  конструкцию туники, действительно типичную для основной массы населения.

Для начала рассмотрим примеры туники на изо
Ниже представлены миниатюры из Менология Василия II, Псалтирь Теодора, Мадридская рукопись Скилицы





К сожалению крайняя скупость археологических источников заставляет нас (и других исследователей) обратится к сравнению сохранившихся предметов текстиля, ближайших к исследуемому времени или из соседних областей. Мне лично хочется здесь отметить, что большинство все-таки в состоянии отличить VII век от XI века и подсчитать разницу в 400 лет. Нижеприведенные рубашки используются авторами как база, на основании которой можно сравнить крой костюма с находками из соседних государств или проследить эволюцию кроя.

Обратимся к деталям кроя.

Одна из версий  принадлежит Тимоти Даусону и подробно изложена в брошюре Levantia Historical Guides, по вопросам приобретения брошюры можно обращаться непосредственно к автору http://www.levantia.com.au/
Базовая модель выкройки, предложенная Даусоном перерисована моей рукой:



Тунику Даусон предлагает называть гиматием, опираясь следующие источники:
" Himation was used generally for dresses: see the will of Kali Pakouriani: Actes d'Iviron II, ed. Jacques Lefort, Nicholas Oikonomides and Denise Papachryssanthou, P. Lethielleux, Paris 1990, pp. 179-181.  "


В статье из книги Lynda Garland Даусон говорит о б основном предмете гардероба, известном как hypokamision


В основе своих построений Даусон берет крой маназанской рубахи, у которой острия боковых клиньев играют роль ластовиц

К сожалению, (по слухам) маназанская рубаха теперь датируется 13 веком, ждем публикацию, освещающую этот вопрос осенью этого года.

У этого же автора есть интересная статья, опубликованная в сети, в ней автор сравнивает тогда без точной датировки маназанскую рубаху с другими находками, близкими к исследуемому периоду, на основе этих же исследований делает приблизительную реконструкцию кроя византийских туник.
Одна из них коптская туника из Метрополитан музея, т.н. “Tunic Under the Stairs” датируемая 7 в. Туника имеет разрез от ворота, на левом плече, типичный для коптских туник. (или прямой разрез в качестве ворота)




в целом выкройка выглядит следующим образом: Здесь функцию ластовиц выполняют плавно расширяющиеся проймы рукава.


Зарубежная коллега (качество ее реконструкций тут не будем рассматривать) сделала на основе ее основные выкройки для всех византийских предметов одежды.
http://annasrome.com/2015/04/09/deconstructing-the-tunic-under-the-stairs-at-the-met/


Далее в сети есть статья  Lady Ariadne Karbonopsina, которя так же дает свой вариант кроя. Смелость, с которой она оперирует датировками и терминами наводит на мысль о не вполне компетенции данного автора относительно реконструкций византийского костюма.
https://docs.google.com/document/d/1yyNfYJAuEauFozftZgoy7N_ICJ7xifMZFWIb0vgqYkM/­edit?pli=1

В целом можно заключить, что данная туника представляет собой простой Т-образный крой с клиньями, легко узнаваемый реконструкторами эпохи раннего средневековья.

Изо показывает нам обильные складки, ширину изделия по основному полотну, платье не облегающее, перехвачено поясом. Пояс располагается либо выше линии естественной талии, либо на бедрах. Рукава туники почти всегда заужены. Причин предполагать наличие шнуровки на рукавах нет. У женщин ворот полностью з прикрывает грудную клетку, вертикальных разрезов на вороте нет.  У женщин из нобилитета горло прикрыто высоким воротом.

Касательно притягивания за уши различного текстиля 9-11 веков или более ранних датировок.
Чуть позднее коснемся вопроса импорта и экспорта текстиля в империю из областей, утерянных с течением времени, таких как Египет или другие территории, захваченные арабами. С определенной долей уверенности можно сказать, что текстиль, особенно хлопковый, можно использовать как основание для реконструкций.

Материалы нижнего платья: лен, шелк, хлопок, смесовые ткани

список литературы перечислила ссылками
Изменено: Катерина Катоник - 27.07.2015 22:34:15
Αικατερίνη
 
Считаю, что выкройка неверная. Там в основе должен быть короткий цельнокроеный рукав, который потом доставляется до необходимой длины. Шов на рукаве, если продлить линию, на одной прямой со швом клина. Это стандартный прием Востока. Все это обуславливается шириной куска ткани. Швов вообще можно не делать, если ширина позволяет. Кстати, направление ткани на рукаве такое же, как на стане. По крайней мере на более позднем Востоке. Как на этих вещах, не знаю.
Шов на рукаве, кстати, виден на тунике из Метрополитена.

Я бы не считал данный крой одним из основных. Одним из возможных - да.
kDRz6IS_ThI.jpg (18.33 КБ)
Изменено: Nickolay - 28.07.2015 15:53:32
"Да здесь половина форума мечтает подогнать источники под свои романтические предубеждения, а о воссоздании реальной древнерусской действительности речи не идёт. "
Максим Станиславич, ТФ.
 
Цитата
К сожалению, (по слухам) маназанская рубаха теперь датируется 13 веком
Слухи распространяет сам Даусон, т.ч. насколько корректно их так называть не ясно.
"Да здесь половина форума мечтает подогнать источники под свои романтические предубеждения, а о воссоздании реальной древнерусской действительности речи не идёт. "
Максим Станиславич, ТФ.
 
Головной убор


Ура, "много картинок!"



Каждан:
Мафорий - предмет одежды, закрывающий голову и плечи, упоминается  в паирусах 4-6 вв., служит одеянием для монашества, для некоторых чиновников. Вслед за обязательным преметом одежды благородных дам стал частью костюма Богоматери.

T. Dowson:

kamelaukion, kalymma, velarion (тюрбан) maphorion (вуаль, покрывало)
взаимозаменяемые, не только для головного убора но  для любых драпирующихся текстильных покрытий.
Мафорий наиболее близкий термин.

образ Девы Марии
Мозаики, фески, миниатюры дают нам представление о большом разнооборазии головных уборов у византийских женщин разного социального статуса, обеспеченности, разных должностей.
При первом взгляде привлекает внимание образ Девы Марии - фигура, закутанная в покрова с головы до ног. Этот образ рано закрепился в иконографии, уже на сценах распятия 7 века, где Христос еще облачен в непривычный нашему взгляду коловион, с короткими волосами, а Дева - в привычном нам облике

1. Катакомбы, Рим, IV в. (?)


2. Распятие из монастыря Св. Екатерины на Синае, VI в.


3. Реликварий VII в.


Именно  образ Богоматери, впоследствии закрепившийся в иконографии со своими символами, используется некоторыми авторами для поспешных выводов относительно женского головного убора Византии. Несмотря на то, что в целом отличий в изображениях Богоматери от горожанок прослеживается мало, использовать для реконструкции следует только образы последних с соответствующей датировкой. На миниатюрах и фресках горожанки часто закутаны  в подобные покрывала:


4. Женщины, которые ткут и прядут, из книги Иова (XI в., Национальная библиотека Франции)


5. Rome Biblioteca Apostolica Vaticana Codex Pal. Gr. 230, XI-XII вв (обратите внимание на два типа головных уборов у женщин)


6. Mount Sinai Saint Catherines Monastery Codex gr.3, XI в 2

К сожалению не сохранилось, или нам не известны археологические находки, связанные с головным убором. Письменные не дают достаточно информации. Реконструкция вынуждена оперировать почти исключительно изо. При более внимательном изучении и сравнении образов горожанок, служанок, святых, а так же конкретных исторических лиц вполне можно сделать несколько предположений, относительно способа ношения и драпировки такого типа "покрывал".
Итак. Первая версия, связанная с мафорием: это накидка, или плащ, в который женщина закутана с головы до уровня колен, причем концы покрывала закидываются за плечи, а средняя часть, покрывает голову наподобие капюшона (список литературы, 5, 6, 7) :


7. 8. Ф. Готтегрот


9. Менологий Василия II, X в.


Вторая, дополняющая первую,

выкачанная со старого файлообменника, которую я туда залила из ТожеФорума.
http://vk.com/photo-14739297_151610694 тут вот комментируют, что этот рисунок приводится "во всех иконописных учебниках", если кто знает конркретнее, пожалуйста, напишите

Есть, однако, изо на которых женщины действительно кутаются  в одно большое покрывало, (непонятной формы):


10. Venice, Biblioteca Nazionale Marciana, Codex Gr. 538, 905 г


10. 1. Дубль. Евангелие-апракос с менологием. Византия XI век.


11. Менологий Василия II, X в.
Рассмотрим другие изображения горожанок:



12. деталь. Scenes of the life of Christ, folio 196r, Paris Gregory, 879-83 гг.


13. деталь. The last Judgement, folio 51v, Gospel Book, 1050-75 гг.


14. Менологий Василия II, X в.

15. Менологий Василия II, X в.

16. Менологий Василия II, X в.

Здесь вкупе прекрасно просматривается, что женщины одеты в ДВА платка, то есть непосредственно головной платок (и плащ).


Относительно предположительных выкроек буду писать ниже, от себя  :)  


список литературы:
1. Ball, Jennifer L. Byzantine Dress: Representations of Secular Dress in Eighth-Twelfth Century Painting. New York: Palgrave, 2005
2. L. Garland (ed.), Byzantin Women: Varieties of Experience 800–1200 (Aldershot, 2006)
3.  Byzantine Women and their World. Harvard University, 2003
4. Timothy Dowson Levantia Historical Guides
5. Коммисаржевский Ф., История костюма, Минск Литература 1998
6. Готтенрот, Фридрих (Goitenrot Friedrich). История внешней культуры. В 2-х томах. Спб.-М., изд-во Тов-ва М.О. Вольф, 1911.
7.   А.А. Чкалова, В.П.Дракевич "Культура Византии. 4-12вв.: Быт и Нравы. Прикладное искуство"
8. The Oxford Dictionary of Byzantium
Изменено: Катерина Катоник - 26.09.2015 18:56:05
Αικατερίνη
 
Головной убор под мафорием
Как бы то ни было, такой платок (как описано выше), никак не закрепленный и не драпируемый, невозможно носить на непокрытых волосах. Необходим еще один головной убор, который прекрасно просматривается на многих изображениях.


9. Менологий Василия II, X в.


17. Менологий Василия II, X в.


18.

Существуют несколько версий о том, что это могло быть

1. J.L. Ball в своей книге цитирует Луитпранда Кремонского касательно женских головных уборов:
   Women with us wear bonnets and hoods when they are out riding, men wear hats. You have no right to compel me to change the custom of my country here, seeing that we allow your envoys when they come to us to keep to their ways. They wear long sleeves, bands, brooches, flowing hair, and tunics down ti their heels, both when they ride or walk or sit a table with us; and what to all of us seems quite too shameful, they alone kiss our emperors with covered heads.

Таким образом, предположительно, головные уборы женщин представляют собой капюшоны (неизвестного кроя) и чепцы.

2.  т.н. padded roll, то есть "набитый валик",  который некоторое время пользовался популярностью у западных коллег (http://www.sca.org/). Упоминание этого валика связано прежде всего с описанием костюма императрицы Феодоры и ее свиты на знаменитой мозаике в Равенне, Италия


19. Равенна, VI в.

В Лувре находится следующая статуэтка, датируемая V-VIII вв., Египет, Антиноя. Сайт музея описывает ее следующим образом:
"... the cumbersome headband, which was sewn to the edge of a veil or mantle, and no doubt fastened to the hair with pins. The Louvre owns some of these headbands, made either of linen sewn into a roll and padded with tow or flock, or of chenille wool."
То есть, в коллекции Лувра действительно хранятся подбитые валики подобные, или близкие по виду к головным уборам женщин Равенны.


20. Лувр, статуэтка сидящей женщины, 5-7век, Египет

Тим Даусон отмечает:
"The padded head-roll, so much a feature of fashionable late antique women’s dress,9 and so widely preserved in middle period art which harked back to that era, was long out of fashion by our period. Its role as heavier headwear had been taken by the turban (phakiolion) which survived throughout this period." (1)



3. Таким образом переходим к более близкой лично мне версии чалмы.  
Αικατερίνη
 
Библиография:
  1. By the Emperor’s Hand: court regalia and military dress in the Eastern Roman Empire, Frontline Books, 2015
  2. Ball, Jennifer L. Byzantine Dress: Representations of Secular Dress in Eighth-Twelfth Century Painting. New York: Palgrave, 2005
  3. Reconstructing the Reality of Images: Byzantine Material Culture and Religious Iconography (11th-15th Centuries) | Maria G. Parani
Чалма, как тип головного убора распространена на Востоке: Both the Persians and later the Turks only adopted the turban to a limited degree under the influence of Islam, in which that headgear has great status deriving from association with the Prophet. ( 1)


21. Халиф с бокалом вина. Фреска из бани в Фустате (Каир). XI век

Византийцам это тип головного убора известен, изображения иноземцев в чалмах:


22. Менологий Василия II, X в.


23. Менологий Василия II, X в.


24.  John the Grammarian as ambassador before Theophilos and Mamun, Madrid Skylitzes, 12 век

В письменных источниках мы так же можем найти упоминание о чалмах.
Стратегика Никифора: -"Иметь же им и колпаки из толстых войлоков, а сверху них закрепить тюрбаны..."


Дж. Болл пишет о ношении тюрбана самими ромеями, и доказывает этот факт следующей иллюстрацией №30, которую дополняю изображением протоспаратоса с каппадокийских фресок:


25. Donor Leon in Cariki Kilise in Cappadocia


26. Prayer on a shard of Middle Byzantine pottery found at Corinth


27. Mikael Skepides protospatharios. Karabaş Kilise Banisi, Soğanlı


28. Prôtospatharios Iôannês  Adrianople (Edirne) Turkey Byzantine Armenian, 1007AD


М. Парани пишет следующее о головных уборах:
As attested by the artistic sources, the head-dress constituted an indispensable complement of Byzantine female aristocratic costume.IO' The head-dresses represented may be divided into mree broad groups: fabric head-dresses, hats, and crowns. Fabric head-dresses, consisting of a kerchief wound around the head, appear to have been the most common in the Middle and the Late Byzantine periods. As a kerchief could be wound around me head and neck in a number of different ways, the potential for variation in me appearance of fabric head-dresses was enormous. During me Middle Byzantine period kerchiefs were wound around the head and neck, sometimes leaving me hair uncovered at the sides, wim one fringed edge hanging freely to one side.103 A variation of mis type of head-dress is worn by Anna, the wife of the donor at St. Nicholas Kasnitzes, Kastoria (Pis. 63, 86g). Her kerchief, which is shown wound around the head like a turban

Таким образом, возвращаясь к теме головного убора под верхним платком можно предположить, что это, вероятно,  чалма. При внимательном изучении множества миниатюр, (Менологий Василия II, дополнить, ссылки) можно заключить, что нижний головной убор действительно похож на скрученный чалмой полосатый платок.


29. Прорисовка от Т. Даусона


30. Rome, Biblioteca Apostolica Vaticana, Codex Gr. 749. пер. пол. IX в.


31. Rome, Biblioteca Apostolica Vaticana, Codex Gr. 749. пер. пол. IX в.


11. Менологий Василия II, X в.
Изменено: Катерина Катоник - 29.11.2015 15:29:57 (добавила недостающее фото с осколком керамики из Коринфа)
Αικατερίνη
 
Катя - ты МОЛОДЕЦ!
Люди говорят: "Одно дело Доблесть, другое - Удача".
Страницы: 1 2 3 След.

К главной странице форума


Политика конфиденциальности

Тех.поддержка:help@south-rus.org

ЛОМОО ВИК "Копьё", г. Елец

Яндекс.Метрика