Информация для Благотворителей

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Путь из Булгара в Киев.

Поиск  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Главная » Реконструкция » Общий » Путь из Булгара в Киев.
Страницы: 1 2 След.
RSS
Путь из Булгара в Киев.
 
Показалось интересным.

Цитаты по:
Путь из Булгара в Киев. Сборник научных статей по материалам конференции «Путь из булгара в Киев» (1991 г.). Казань, 1992.

В течение нескольких веков успешно функционировал торговый путь Булгар – Киев. Известен он со времен Джейхани (ок. 900 г.), обстоятельно описан ал-Идриси в 1154 г. в его знаменитой книге «Услада путешествующих вокруг света».

Поисковая экспедиция под руководством А.Х. Халикова в течение трех лет (1989 – 1991 гг.) вела тщательные исследовательские работы на западной, русской и восточной, булгарско-буртасской частях пути.

Торговые маршруты в западном направлении из территории Поволжья в это время могли начинаться из Волго-Камского междуречья, но также и южнее – через Переволоку в районе современного Волгограда на Дон и далее в направлении Крыма, Константинополя и Киева.

Необходимо отметить, что торговые отношения были подтверждены специальным соглашением 1006 г.: «… прислали болгары (волжские) послов с дары многими, дабы Владимир позволил им в городах по Волге и Оке торговать без опасения, на что им Владимир охотно соизволил и дал им во все города печати, дабы они везде и всем вольно торговали, а русские купцы с печатями от наместников в Болгары с торгом ездили без опасения, а Болгарам все их товары продавать во градах купцам, и от них купить все потребно, а по селам не ездить…» (монополизация торговли в городе).

Можно предполагать, что сухопутный путь, являвшийся отрезком трансъевропейской торговой магистрали, интенсивно начал использоваться с начала II тысячелетия н.э., когда в отношениях между двумя государствами была достигнута стабильность и гарантированность безопасного прохождения караванов с разнообразным товаром.

Подчеркнем особо, контакты между Киевом и булгаром определились в первую очередь посреднической ролью между цивилизациями Востока и запада, Средней Азии и Западной Европы. Бессмысленно было ездить торговать за тысячу километров овручскими шиферными пряслицами, фигурными замочками, горшками и кувшинами для повседневного использования или же обмениваться сырьем, запасы которого имелись в каждом из названных районов в достаточном количестве. Можно уверенно предполагать, что основную прибыль киевские и булгарские купцы получали именно в результате посреднических операций, в которых участвовали торговцы из многих стран.

Булгар – Киев, расстояние = 1500 – 1600 км; путь проходили за 60 дней, в том чиле 40 дней пути, при средней дневной длине пути в 38-40 км, дневок – манзилей 20, через каждые 2 дня пути.

Экспедиция в течение одного месяца проехала от булгара (Билярское городище) до Киева. В результате проведенных работ удалось наметить основную схему древнего пути (рис. 2), определить не только некоторые пункты дневок, но даже отдельные места ночевок. Кроме того, были намечены места переправ через такие крупные реки, как Волга (южнее современного Ульяновска, в районе сел Крестово-Городище по левому берегу и Криуши по правому), Сура (район с. Золотаревка около Пензы), Дон (Животинное городище севернее Воронежа), Днепр (район Выдубецкого монастыря на южной окраине древнего Киева).



Путь очень четко делился примерно на две равные части: киевскую, подчиненную или охраняемую древнерусским государством, и булгарскую – под протекторатом Волжской Булгарии. Середина пути приходилась на Цнинско-Донское междуречье, где располагалась область «Эртиль» - по-тюркски «Урта-Юл» или «середина пути». Там (между Пензой и Воронежем) маршрут проходил по почти незаселенным районам, а дневки-манзили обычно располагались в укромных местах, где отсутствовали любые укрепленные пункты. Очевидно, строительство здесь укреплений, где необходимо было держать постоянную охрану, являлось нецелесообразным, ибо их возникновение на межгосударственной территории могло бы стать поводом для нападения как со стороны Руси и Булгарии, так и со стороны агрессивных южных кочевников – печенегов, половцев.

Предварительные наблюдения показывают, что путь из булгара в Киев проходил по строгому маршруту, освоенному еще в эпохи энеолита и бронзы сосредоточение здесь большого числа курганов, находки сейминско-турбинского металла), раннего железного века (киммерийский металл), в период раннего средневековья (расположение на пути постзарубинецких и именьковских памятников, кладов типа Суджанского). Знали этот путь, очевидно, и древние венгры.
 
Реальным манзилем был город Вантит, упоминавшийся в арабских источниках как первый остановочный пункт на славянской территории. Мы склонны усматривать его в животинном городище на р. Воронеж, где помимо слоев с культурными отложениями боршевской культуры и древнерусскими XII – XIII вв. (вариант типичный для многих славяно-русских памятников донского региона) встречаются многочисленные находки т.н. манжетовидной керамики X – XI вв., характерной для культуры «русской земли» в узком значении этого термина – для территории Среднего Поднепровья. Памятник этот расположен на относительно высоком берегу реки. Укрепления возникли еще в раннем железном веке. По нашему мнению, в средневековые времена славяне использовали эти укрепления для создания своего городища гораздо меньших размеров (около 1 га), которое прикрывало расположенное на мысу поселение с напольной стороны.

Все пункты «русского» отрезка пути объединяются синхронной хронологией их существования, особой интенсивностью функционирования в XI – XII вв. (т.е. временем наибольшей активности использования сухопутной магистрали), а также топографическими особенностями: небольшие городища, обширные селища, некрополи крупных размеров. Эта характеристика сближает их с планировкой торговых факторый на других европейских магистралях (Бирка, Гнездово, Тимерево, Хедебю и др.). Из этого следует, что даже в планировочных структурах торговые центры южнорусских земель относятся к европейской модели развития средневековых поселений. В то же время, на наш взгляд, булгарские караван-сараи уже имеют много общего с планировкой, выработанной в среде восточных цивилизаций.

Интересным является вопрос о начале регламентации торговых взаимосвязей. Письменные источники позволяют отнести это ко 2-ой половине IX века. Нумизматические материалы также довольно ясно это подтверждают. Ко второму периоду монетного обращения территории Руси (833 – нач. X в.) относится более 35 кладов и отдельных находок, в то время как к первому периоду (конец VIII – перв. трети IX в.) – 25 кладов. В третьем периоде монетного обращения происходит резкое увеличение количества кладов.
Арабские и персидские сообщения, русские летописи, археологические и нумизматические источники показывают наличие тесной торговли между Булгарией и Русью на всем протяжении рассматриваемого периода. В конце XI – начале XII веков после образования Владимиро-Суздальского княжества акцент переносится из Киева к Северо-Восточной Руси.
 
Животинное городище расположено на высоком мысу правого берега р. Воронеж, в 3,5 км от с. Староживотинное Рамонского района Воронежской области. Мыс, который занят городищем, довольно узкий и длинной осью ориентирован по линии: север – юг. Размеры площадки, занятой городищем 30-120 м шириной и 520-540 м длиной.

Подавляющее большинство поселений донских славян, и прежде всего, расположенных на Среднем Дону, прекратило свое функционирование в самом конце Х в., как считает ряд исследователей, из-за всё возрастающей угрозы со стороны степных кочевников. Но на поселениях по р. Воронеж, в частности на Животинном городище, жизнь продолжалась и несколько позже. Материалы свидетельствуют, что покинуто оно было в первой половине XI в. (бусы с золоченой и серебряной прокладкой, красноглиняные кувшины с высоким горлом, вероятно, из Херсонеса, стеклянная византийская чаша и др.).
 
Были мы на так называемом "Вантите", видели все воочию :D Там до сих пор можно разглядеть где были стены, рвы и полуземляные жилища)))
Однако, наши Воронежские светилы исторической науки не сильно склонны считать это городище тем самым "Вантитом"...
 
Ну да, мнения встречаются разные.
Но если авторы правы насчет существования сухопутного пути "из Булгара в Киев", то он всё равно должен был пересекаться с  речными торговыми путями (р. Воронеж и Дон) где-то в этом районе.
Пусть даже "Вантит" и Животинное тут ни причём.
 
Как раз вчера "отметились" фестивалем на Золотарёвском городище-верочтном пути из Булгара в Киев.Были даже иностранные гости: Тюрк Аттила -археолог из Венгрии.
 
Цитата
Юрик пишет:
Ну да, мнения встречаются разные.
Но если авторы правы насчет существования сухопутного пути "из Булгара в Киев", то он всё равно должен был пересекаться с  речными торговыми путями (р. Воронеж и Дон) где-то в этом районе.
Пусть даже "Вантит" и Животинное тут ни причём.
Уважаемый Юрик! А Вы Б.А. Рыбакова читать не пробовали? Вообще-то в русской и советской историографии этот путь назывался путём из Киева в Волжскую Булгарию. Если внимательно посмотреть на приведённую Вами карту, то обнаружится, что господа Моця и Халиков не мудрствуя лукаво использовали автомобильный атлас. В 90-х годах 20 века в моде было ниспровержение всего советского, в чём особенно и отличились данные господа. На этой карте как раз дорога проходит мимо Золотарёвского городища прямо по автомобильной дороге, построенной в 40-х годах 20 века.
 
На Б.А Рыбакова авторы ссылаются, как на предположившего именно такой маршрут на основании письменных источников.
Заслуга авторов - в археологическом исследовании маршрута и цепочки поселений на нём. Впрочем, они сами пишут, что это лишь предположение. Никто и не настаивает, что это их "бренд".
Цитата
василич пишет:

Если внимательно посмотреть на приведённую Вами карту, то обнаружится, что господа Моця и Халиков не мудрствуя лукаво использовали автомобильный атлас. В 90-х годах 20 века в моде было ниспровержение всего советского, в чём особенно и отличились данные господа. На этой карте как раз дорога проходит мимо Золотарёвского городища прямо по автомобильной дороге, построенной в 40-х годах 20 века.
Дело возможно в том, что автомобильные дороги строились не абы где. И принципы их размещения на местности могут хотя бы частично совпадать с принципами расположения сухопутных путей древности (водораздельные возвышенности с минимумом переправ, соединение ключевых пунктов и т.д.).
 
Рыбаков предпологал ,что  Вантит находился "у михайловского кардона" (район Воронежа).
Рыбаков Б. А. Киевская русь и русские княжества 1993 стр 259.
 
Цитата
Юрик пишет:
На Б.А Рыбакова авторы ссылаются, как на предположившего именно такой маршрут на основании письменных источников.
Заслуга авторов - в археологическом исследовании маршрута и цепочки поселений на нём. Впрочем, они сами пишут, что это лишь предположение. Никто и не настаивает, что это их "бренд".
Цитата
василич пишет:

Если внимательно посмотреть на приведённую Вами карту, то обнаружится, что господа Моця и Халиков не мудрствуя лукаво использовали автомобильный атлас. В 90-х годах 20 века в моде было ниспровержение всего советского, в чём особенно и отличились данные господа. На этой карте как раз дорога проходит мимо Золотарёвского городища прямо по автомобильной дороге, построенной в 40-х годах 20 века.
Дело возможно в том, что автомобильные дороги строились не абы где. И принципы их размещения на местности могут хотя бы частично совпадать с принципами расположения сухопутных путей древности (водораздельные возвышенности с минимумом переправ, соединение ключевых пунктов и т.д.).
Уважаемый Юрик! Дело в том, что ни в Телегино, ни в Беково никаких особенных археологических памятников нет. Городища и селища располагались гораздо севернее (там как раз массовые находки шиферных пряслиц). По поводу дорог. Автомобильную дорогу Москва-Куйбышев проложили через Сурский лес по прямой, там, где никаких дорог никогда раньше не было. От Золотарёвки до этой дороги напрямую около 50 км. Там как раз сполшняком болота и старицы. Водоразделы, где и проходили старые дороги, находятся в стороне от маршрута, проложенного Моцей и Халиковым.
Р.S. Так получилось, что от Золотарёвки до Воронежа попутешествовать пришлось. Иногда даже пешком.
 
По поводу Беково и Телегино была цитата:
Цитата
Юрик пишет:

Там (между Пензой и Воронежем) маршрут проходил по почти незаселенным районам, а дневки-манзили обычно располагались в укромных местах, где отсутствовали любые укрепленные пункты. Очевидно, строительство здесь укреплений, где необходимо было держать постоянную охрану, являлось нецелесообразным, ибо их возникновение на межгосударственной территории могло бы стать поводом для нападения как со стороны Руси и Булгарии, так и со стороны агрессивных южных кочевников – печенегов, половцев.
Или вы считаете, что путь должен был проходить севернее, через упомянутые вами городища?

Про автомобильные дороги. Если я правильно понял, вас "неустраивает" участок маршрута от Пензы до р. Волга. У авторов есть два варианта:
"Пересечение Приволжской возвышенности в широтном направлении исторически осуществлялось по двум основным маршрутам, проходящим по территории современной Ульяновской области. Оба маршрута пересекают лесистое возвышенное плато, минуя наиболее труднопроходимый участок - Сурскую Шишку. Первый маршрут проходит северо-западнее Сурской Шишки по линии Карсун - Базарный Сызган - Палузы. Второй - южнее, по долинам реки Сызрана и ее притока Канадейки. Оба маршрута по письменным источникам и картам можно с уверенностью проследить с XVIII в.".
Причём более вероятным авторы считают второй вариант. А на карте в первом сообщении отмечен первый.
Где именно "неправильный" участок?
 
Цитата
Юрик пишет:
По поводу Беково и Телегино была цитата:
Цитата
Юрик пишет:

Там (между Пензой и Воронежем) маршрут проходил по почти незаселенным районам, а дневки-манзили обычно располагались в укромных местах, где отсутствовали любые укрепленные пункты. Очевидно, строительство здесь укреплений, где необходимо было держать постоянную охрану, являлось нецелесообразным, ибо их возникновение на межгосударственной территории могло бы стать поводом для нападения как со стороны Руси и Булгарии, так и со стороны агрессивных южных кочевников – печенегов, половцев.
Или вы считаете, что путь должен был проходить севернее, через упомянутые вами городища?

Про автомобильные дороги. Если я правильно понял, вас "неустраивает" участок маршрута от Пензы до р. Волга. У авторов есть два варианта:
"Пересечение Приволжской возвышенности в широтном направлении исторически осуществлялось по двум основным маршрутам, проходящим по территории современной Ульяновской области. Оба маршрута пересекают лесистое возвышенное плато, минуя наиболее труднопроходимый участок - Сурскую Шишку. Первый маршрут проходит северо-западнее Сурской Шишки по линии Карсун - Базарный Сызган - Палузы. Второй - южнее, по долинам реки Сызрана и ее притока Канадейки. Оба маршрута по письменным источникам и картам можно с уверенностью проследить с XVIII в.".
Причём более вероятным авторы считают второй вариант. А на карте в первом сообщении отмечен первый.
Где именно "неправильный" участок?
Уважаемый Юрик!
1) Не через городища, а по водоразделам. Южнее городищ, но севернее указанного Моцей и Халиковым пути.
2) Не устраивает от Золотарёвки и далее к Воронежу.
3) Не учитывают городище у Старой Майны в Ульяновской области. Там найдены точно такие же вещи, как на Золотарёвке.
4) Оба варианта по территории Пензенской области неверны. От Юлова городища в сторону Ульяновской области сохранилась часть дороги 18 века. Достаточно много карт не то что 19, а 18 века. Очень большое несовпадение с Моцей и Халиковым.
 
Рисунок у них очень уж схематичный, вот в чём проблема. К тому же понятие "торговый путь" не подразумевает фиксированного маршрута подобно автотрассе. Какие-то пункты могли по необходимости посещаться, какие-то нет - если нужно было спрямить путь.
 
Цитата
Юрик пишет:
Рисунок у них очень уж схематичный, вот в чём проблема. К тому же понятие "торговый путь" не подразумевает фиксированного маршрута подобно автотрассе. Какие-то пункты могли по необходимости посещаться, какие-то нет - если нужно было спрямить путь.
Уважаемый Юрик! Но не по лесисто-болотистой местности.
 
Василич!Очень многие современные дороги используют древние пути.М.Полубояров на своём портале указывает их по состоянию на15-16в.в. Что касается участка от Золотарёвки на восток, то часть этого пути мы проехали лично.Вот отдельные вехи: Золотарёвка -М.Ишим- г.Городище(Юловское городище)-Н.Катмис(городище булгарского типа)-Н.Липовка(г.Башмак со следами городища)-Р.Труёво(городище).Практически все дороги идут по вершинкам, а не по болотам.О таких путях и В.И.Лебедев  в своей книге приводил документы 17 в.
Страницы: 1 2 След.

К главной странице форума


Политика конфиденциальности

Тех.поддержка:help@south-rus.org

ЛОМОО ВИК "Копьё", г. Елец

Яндекс.Метрика