Лодки пока строят не многие, но и не один клуб уже, что радует.
При этом, практически все сразу хотят строить суда скандинавской традиции. Т.е. килевые, с обшивкой в клинкер.
Попробую обрисовать ситуацию как я её вижу по прошествии трёх лет эксплуатации судов обоих типов.
Начну с самого неприятного.
Если у вас в команде нет хотя бы 3х человек готовых заниматься регулярно работами по поддержанию этих ваших лодок в рабочем состоянии, вообще бросьте эту затею. Гокстад построенный в одного, это конечно круто, но пока готовых построенных так, я не видел.
Всё зависит от района плавания.
Если вы основное время перемещаетесь по рекам и озёрам, то ваш выбор - плоскодонка.
Если глубины маленькие и река захламлена травой - плоскодонка.
И наоборот, если вы живёте рядом с морем и глубины больше 2м везде, травы нет - то вам к килевым.
Есть мнение, что килевое судно намного устойчивее плоскодонного. Это не так. Возьмите учебник по судостроению и убедитесь лично.
Разница есть, но она не критична.
Плоскодонное судно имеет минусы перед килевым:
1. Оно в большей степени подвержено дрейфу, т.е. когда вы идёте на парусе, его сносит по направлению ветра сильнее. У килевого киль не даёт, играет роль рельса.
2. При ходе на волну, когда вы переваливаетесь через гребень, передняя часть плоскодонки испытывает удар, т.е. судно "хлопает" по следующей волне. Если волнение сильное, то эти хлопки могут быть сильными. И если лодка слабо построена, то и разрушить судно. Но мы ведь не строим плохих и слабых судов;) Плюс, этот недостаток корректируется наклоном форштевня.
3. Килевое судно быстрее. На вёслах быстрее, на парусе ещё больше быстрее.
3. При перетаскивании килевое судно идёт по каткам килем, как на рельсе. А плоскодонное катится всем днищем.
У плоскодонного судна есть плюсы:
1. Оно более грузоподъёмно, при одинаковых габаритах.
2. Его проще перевозить автотранспортом, т.к. не нужны специальные кильблоки.
3. В нём гораздо удобнее ходить и размещать груз.
4. Руль у неё сзади, и не собирает траву. У килевого скандинавской традиции руль сбоку, его проще сломать и он собирает траву, соответственно, лодка теряет управляемость.
При постройке есть тоже свои плюсы:
1. Плоскодонка не требует такого качественного леса как килевое.
2. Не нужен стапель, достаточно ровного пола.
3. Толщина днища у плоскодонки вдвое больше чем у килевого, соответственно, оно тупо прочнее.
Поэтому, исходя из всего вышесказанного, прежде чем начинать строить гокстад или осеберг, задумайтесь, что конкретно вы хотите от своего корабля.
Если вам нужно простое судно которое вы будете возить на фестивали на автотранспорте, ходить в походы по рекам и принимать на нём участие в показухах, то вам удобнее и проще иметь плоскодонное судно. При хорошей слаженной команде и при определённом навыке, в скорости тоже можно потягаться. В парусной регате, конечно, у килевых не выиграть, но где они эти регаты?
Вот такие мысли. Можем обсудить. Или ответить на вопросы если возникли.
При этом, практически все сразу хотят строить суда скандинавской традиции. Т.е. килевые, с обшивкой в клинкер.
Попробую обрисовать ситуацию как я её вижу по прошествии трёх лет эксплуатации судов обоих типов.
Начну с самого неприятного.
Если у вас в команде нет хотя бы 3х человек готовых заниматься регулярно работами по поддержанию этих ваших лодок в рабочем состоянии, вообще бросьте эту затею. Гокстад построенный в одного, это конечно круто, но пока готовых построенных так, я не видел.
Всё зависит от района плавания.
Если вы основное время перемещаетесь по рекам и озёрам, то ваш выбор - плоскодонка.
Если глубины маленькие и река захламлена травой - плоскодонка.
И наоборот, если вы живёте рядом с морем и глубины больше 2м везде, травы нет - то вам к килевым.
Есть мнение, что килевое судно намного устойчивее плоскодонного. Это не так. Возьмите учебник по судостроению и убедитесь лично.
Разница есть, но она не критична.
Плоскодонное судно имеет минусы перед килевым:
1. Оно в большей степени подвержено дрейфу, т.е. когда вы идёте на парусе, его сносит по направлению ветра сильнее. У килевого киль не даёт, играет роль рельса.
2. При ходе на волну, когда вы переваливаетесь через гребень, передняя часть плоскодонки испытывает удар, т.е. судно "хлопает" по следующей волне. Если волнение сильное, то эти хлопки могут быть сильными. И если лодка слабо построена, то и разрушить судно. Но мы ведь не строим плохих и слабых судов;) Плюс, этот недостаток корректируется наклоном форштевня.
3. Килевое судно быстрее. На вёслах быстрее, на парусе ещё больше быстрее.
3. При перетаскивании килевое судно идёт по каткам килем, как на рельсе. А плоскодонное катится всем днищем.
У плоскодонного судна есть плюсы:
1. Оно более грузоподъёмно, при одинаковых габаритах.
2. Его проще перевозить автотранспортом, т.к. не нужны специальные кильблоки.
3. В нём гораздо удобнее ходить и размещать груз.
4. Руль у неё сзади, и не собирает траву. У килевого скандинавской традиции руль сбоку, его проще сломать и он собирает траву, соответственно, лодка теряет управляемость.
При постройке есть тоже свои плюсы:
1. Плоскодонка не требует такого качественного леса как килевое.
2. Не нужен стапель, достаточно ровного пола.
3. Толщина днища у плоскодонки вдвое больше чем у килевого, соответственно, оно тупо прочнее.
Поэтому, исходя из всего вышесказанного, прежде чем начинать строить гокстад или осеберг, задумайтесь, что конкретно вы хотите от своего корабля.
Если вам нужно простое судно которое вы будете возить на фестивали на автотранспорте, ходить в походы по рекам и принимать на нём участие в показухах, то вам удобнее и проще иметь плоскодонное судно. При хорошей слаженной команде и при определённом навыке, в скорости тоже можно потягаться. В парусной регате, конечно, у килевых не выиграть, но где они эти регаты?
Вот такие мысли. Можем обсудить. Или ответить на вопросы если возникли.
Люди говорят: "Одно дело Доблесть, другое - Удача".